АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-6866/2011
25 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2011 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе:
председательствующего Гущиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фирсовой И.Ю.,
в заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1 - директор,
от ответчика – ФИО2 - представитель по доверенности №8726-12-2 от 11.10.2011г.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Основная общеобразовательная школа № 21» к Отделу государственного пожарного надзора г. Астрахани об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности,
у с т а н о в и л :
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора г. Астрахани о признании незаконным и отмене постановления № 1807 от 16.09.2011г. о привлечении к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 200.000 рублей по основания нарушения процедуры привлечения к ответственности.
Заявитель просит применить процессуальное правопреемство в связи с реорганизацией в форме слияния, заменив Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Основная общеобразовательная школа № 21», просит заявленные требования удовлетворить, пояснив, что при составлении протокола об административном правонарушении имеются исправления, неправильно указаны даты назначения руководителя заявителя, в протоколе указано одно правонарушение, тогда как в постановлении несколько правонарушений, акт проверки не подписан проверяющим, в постановлении указано на рассмотрение двух протоколов, отсутствует описание в каких помещениях отсутствует система оповещения людей о пожаре, какие помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Ответчик заявленные требования не признал, пояснил, что проверка проведена с соблюдением установленных правил, по результатам проверки составлен акт, в котором отражены все результаты проверки и выявленных нарушений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
В соответствии с распоряжением (приказом) от 08.09.2011г. № 1637 проведена проверка Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» по соблюдению требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт № 1637 от 08.09.2011г., а также в действиях Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» усмотрены составы административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный инспектор г. Астрахани по пожарному надзору ФИО2 08.09.2011г. составил протокол № 1807 в отношении Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации, из которого следует, что 08.09.2011г в 11 часов по адресу <...>/Шушенская,11-13 выявлено нарушение требований пожарной безопасности (ППБ 01-03 РФ п.198): огнетушители не переосвидетельствовали на пригодность заряда.
Также, государственный инспектор г. Астрахани по пожарному надзору ФИО2 08.09.2011г. составил протокол № 1808 об административном правонарушении в отношении Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации, из которого следует, что 08.09.2011г. в 11 часов Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» нарушены правила пожарной безопасности: помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре (ППБ 01-03 п.16; НПБ 104-03, ФЗ № 123, СП 3.13130.2009); двери эвакуационных выходов не оборудованы самосветящимися знаками «Выход» с автономным источником питания (ППБ 01-03 п.61); помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03, ФЗ № 123, СП 5.13130.2009.
На основании протоколов №1807 и № 1808 об административных правонарушениях, Отдел государственного пожарного надзора в г. Астрахани Главного управления МЧС России по Астраханской области 16.09.2011г. вынес постановление № 1807 о привлечении Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 200.000 рублей.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки», не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд.
Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство о замене Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Основная общеобразовательная школа № 21» в порядке процессуальном правопреемства в связи с реорганизацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из постановления Администрации г. Астрахани от 17.03.2011г. № 1856 следует, что реорганизовано Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Основная общеобразовательная школа № 21» путем присоединения к нему Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» и определено Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Основная общеобразовательная школа № 21» правопреемником прав и обязанностей Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки».
О внесении записи в Единый реестр юридических лиц выдано свидетельство от 28.09.2011г.
Суд считает, что ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена частью 3 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений предусмотрена частью 4 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Суд считает, что при привлечении общества к ответственности не установлено время совершения правонарушения и обстоятельства совершения виновных действий.
В протоколе № 1807 указано, что огнетушители не переосвидетельствованы на пригодность заряда, что является нарушением пункта 108 ППБ 01-03. Однако указанная норма закона не предусматривает порядок и сроки переосвидетельствования огнетушителей на пригодность заряда.
Согласно пункту 108 ППБ следует, что помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.
Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
Пункт 17 Приложения № 3 предусматривает, что огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться.
В протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о наличии огнетушителей, их исправности, периодах осмотра и времени их перезарядки.
В протоколе № 1808 указано, что в нарушение пункта 16 ППБ 01-03, НПБ 104-03, ФЗ 123, СП 3.13130.2009 помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре, в нарушение пункта 61 ППБ 01-03 двери эвакуационных выходов не оборудованы объемными самосветящимися знаками «Выход» с автономным источником питания и в нарушение НПБ 110, ФЗ № 123, СП 5.13130.2009 помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно пункта 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Ни из акта проверки, ни из протокола об административном правонарушении невозможно установить какие помещения были проверены, какое количество людей единовременно может находиться на этаже.
Исходя из требований пункта 61 ППБ 01-03, объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии.
Также протокол об административном правонарушении № 1808 содержит указание на то, что помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением НПБ 110-03, ФЗ №123, СП 5.13130.2009.
Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), которые содержан несколько пунктов и несколько таблиц.
Ссылка на ФЗ № 123 носит некорректную формулировку, поскольку в разные периоды времени принималось множество Федеральных законов под № 123-ФЗ.
В области пожарной безопасности действует Федеральный закон от 02.07.2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Указанный закон состоит из множества разделов, глав, таблиц.
"СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173, который также содержит множество разделов, пунктов, таблиц.
Лицом, составившим протоколы об административном правонарушении, формально перечислены номер Федерального закона, сокращенные наименования иных нормативных правовых актов без указания, какие конкретно нормы конкретных законов и иных нормативно правовых актов с указанием их полного наименования, временим принятия и органов их принявших.
Поскольку не определены конкретные нормы закона, которые нарушены, то, следовательно, не определены и конкретные виновные действия лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ходе проверки вообще не установлено использовались ли проверяемые помещения по назначению, поскольку проверка проводилась в августе 2011г., а с марта по сентябрь 2011г. происходила ликвидация проверяемого лица и присоединение его к Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Основная общеобразовательная школа № 21». Из объяснений представителя заявителя следует, что помещения присоединенного Центра детского творчества не используются по настоящее время, поскольку там производится ремонт, в том числе принимаются меры по противопожарной безопасности, что подтверждается представленными в судебное заседание доказательствами: актом проведения испытаний пожарных кранов на водоотдачу, паспортом испытай, платежными поручениями о перечислении денежных средств за перезарядку огнетушителей.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
3. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно пункту 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Поскольку данный вид протокола предусмотрен статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая четко определяет все требования к составлению указанного протокола, то составление акта проверки не может подменять сбор доказательств в установленном порядке. Акт проверки подтверждает непосредственное обнаружение совершения административного правонарушения, что является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
В нарушение статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации в постановлении отсутствует мотивированное решение.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что административный орган не доказал составы вмененных административных правонарушений, что в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части.
На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Произвести замену заявителя Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» в порядке процессуального правопреемства на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Основная общеобразовательная школа № 21».
Удовлетворить заявленные требования Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением г. Астрахани «Основная общеобразовательная школа № 21»: признать незаконным и отменить постановление Отдела государственного пожарного надзора г. Астрахани № 1807 от 16.09.2011г. о привлечении Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 детского творчества «Истоки» к административной ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 200.000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья
Т.С. Гущина