АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-6980/2008 - 13
16 января 2009 года.
Резолютивная часть решения объявлена 15.01.2009 года.
Полный текст решения изготовлен 16.01.2009 года.
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Мирекиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коршуновым И.А..
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аквастрой»
к Службе Природопользования и Охраны окружающей среды Астраханской области
Третье лицо: Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура
Об отмене постановления о назначении административного наказания № 1415-П-08 от 18.11.2008 года о назначении административного наказания предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
при участии:
от истца – Моисеев А.В. – представитель по доверенности от 18.11.2008г.,
от ответчика – Гуринович И.Н. - представитель по доверенности № 01/98 от 15.01.2009 года.
от третьего лица – не явился.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Аквастрой» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области об отмене постановления № 1415-П-08 от 18.11.2008 года о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10.000 рублей.
Представитель заявителя просит заявленные требования удовлетворить, пояснил, что при принятии постановления не был применен закон, подлежащий применению; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по тем основаниям, что ООО «Аквастрой» нарушено требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления», дело рассмотрено по постановлению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры на основании представленных материалов.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
Постановлением Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области № 1415-П-08 от 18.11.2008 года привлечено к административной ответственности ООО «Аквастрой» по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в виде штрафа в сумме 10.000 рублей за то, что основным видом его деятельности является оптовая торговля сантехническими материалами, деятельность предприятия связана с образованием отходов производства потребления: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, электрические лампы накаливания отработанные и брак и ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.
ООО «Аквастрой» не произведена инвентаризация отходов и объектов их размещения, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не установлен лимит на размещение отходов, что является нарушением требований статей 11, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», не ведется учет и контроль за движением отходов, что является нарушением требований статьи 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления»
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что:
1. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Указывая в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, что деятельность предприятия связана с формированием отходов 1, 4, 5 классов опасности: мусора от бытовых помещений организаций несортированного, электрических ламп накаливания отработанных и брака, ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брака, орган не указывает доказательства, которыми данное обстоятельство подтверждается.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, определяет, соблюден ли установленный порядок привлечения лица к административной ответственности.
Суду представлено в качестве доказательства постановление Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры от 29.10.2008г., из которого следует, что в процессе деятельности ООО «Аквастрой» формируются собственные отходы производства и потребления, а именно мусор от бытовых помещений организации несортированного IV опасности; электрических ламп накаливания отработанных и брака V класса опасности; ртутных ламп люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брака – I класса опасности и другие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об администартивных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, а в силу статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурором выносится постановление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).
Из представленных доказательств невозможно сделать вывод, что явилось поводом для вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Отсутствуют какие либо доказательства проведения непосредственной проверки деятельности ООО «Аквастрой» и обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Не приобщены к делу и сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщений в средствах массовой информации.
Отсутствуют какие либо доказательства, что в ходе осуществления оптовой торговли сантехническими материалами образуется мусор от бытовых помещений организации, электрических ламп накаливания отработанных и брака и ртутных ламп люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брака и другие, то есть не указано где обнаружено складирование отходов производства, в каком количестве, за какой период.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении должно быть указаны место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса
Ни из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ни из постановления о привлечении к административной ответственности нельзя сделать вывод когда и где совершено административное правонарушение, какие виновные действия или бездействия совершены ООО «Аквастрой».
В соответствии с пунктом 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
Административный орган представил в суд дело об административном правонарушении в полном объеме, других доказательств при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности не имелось.
Объяснение не является доказательством вины общества по предъявленному обвинению, поскольку из всего объема вмененных обстоятельств она указывает на отсутствие проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимита их реализации. При этом в объяснении отсутствует указание от какого вида деятельности образовываются отходы производства, в какой период.
Данные обстоятельства свидетельствуют, о том, что в оспариваемом постановлении событие административного правонарушения сформулировано на предположениях.
Отсутствие описания время, места и события правонарушения, позволяет суду прийти к выводу, что данное обстоятельство в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации является исключающим производство по административному делу.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области № 1415-П-08 от 18.11.2008 года о привлечении ООО «Аквастрой» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сумме 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Саратов, ул. Первомайская, 74) в десятидневный срок.
Судья
Е.И. Мирекина