АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-7104/2013
28 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 28 октября 2013 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе: судьи Бочарниковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доценко А.Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела Государственного пожарного надзора по городу Астрахани
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности по статье 19.33 КоАП Российской Федерации
при участии до перерыва:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности №7481-11-6 от 24.09.2013 года;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1, индивидуальный предприниматель, паспорт;
при участии после перерыва:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности №7481-11-6 от 24.09.2013 года;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1, индивидуальный предприниматель, паспорт;
Отдел Государственного пожарного надзора по городу Астрахани обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по статье 19.33 КоАП Российской Федерации.
ИП ФИО1 в судебном заседании заявила устное ходатайство об объявлении перерыва в данном судебном заседании для возможности предоставления дополнительных документов.
В судебном заседании от 24.10.2013 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 28.10.2013 года до 09 час. 30 мин.
После перерыва судебное заседание продолжилось 28.10.2013 года в 09 час. 30 мин.
После перерыва представитель заявителя в судебном заседании после перерыва поддержал заявленные требования, изложенные в заявлении, и просил суд удовлетворить их полностью.
ИП ФИО1 в судебном заседании после перерыва возражала против заявленных требований, поддержала возражения, изложенные в отзыве, и просила суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требованиях.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани 27 декабря 2010 года, о чём в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись и выдано свидетельство серии 30 № 001285064 (л.д. 8).
На основании распоряжения Начальника ОГПН по г. Астрахани ФИО3 от 17 сентября 2013 года № 1259 в отношении предпринимателя проведена внеплановая выездная проверка по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности.
Целью проверки являлись соблюдение обязательных требований пожарной безопасности предпринимателем.
Из текста названного распоряжения (пункт 11) следует, что лицу, в отношении которого проводится проверка, помимо прочего необходимо представить следующие документы: документы, подтверждающие полномочия руководителя или законного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении мероприятия по надзору в вышеуказанной организации, документы определяющие собственность помещений (свидетельство на собственность), договор аренды помещений, документы устанавливающие личность руководителя или законного представителя, выписки из устава, свидетельство о государственной регистрации предпринимателя или юридического лица, ИНН, выписку из ЕГРН, реквизиты юридического лица или индивидуального предпринимателя, приказы о назначении ответственных лиц за соблюдением требований пожарной безопасности и так далее, акты выполненных работ и документы отражающие противопожарное состояние объекта.
Распоряжение вручено предпринимателю 17 сентября 2013 года, что подтверждается распиской названного лица на данном распоряжении, содержащем сведения о необходимости представления заверенных копий документов, указанных в пункте 11 данного распоряжения.
18 сентября 2013 года составлен акт проверки № 1259, в котором, в том числе, зафиксировано:
- Продукция реализуется без декларации соответствия и без сертификатов соответствия (ч. 10, ст. 146, 149 ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Акт проверки вручен предпринимателю 19 сентября 2013 года, что подтверждается распиской названного лица на упомянутом документе.
18 сентября 2013 года государственный инспектор по пожарному надзору города Астрахани капитан внутренней службы ФИО2 составил протокол об административном правонарушении № 1-1103/2013/1, в котором квалифицировал выявленное нарушение по статье 19.33 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении вручен предпринимателю, что подтверждается распиской названного лица на упомянутом документе. В протоколе предприниматель указал, что сертификат соответствия и декларации находятся на оптовой базе, которые предприниматель ФИО1 не успела привезти.
Полагая факт правонарушения установленным, Отдел Государственного пожарного надзора по городу Астрахани обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 19.33 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия государственного инспектора по пожарному надзору города Астрахани капитан внутренней службы ФИО2 на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ, установлены пунктом 42 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ и пунктами 2, 5, 8, 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области порядка управления (осуществление государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ, является непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, и влечёт предусмотренную данной статьёй административную ответственность.
Субъектом данного правонарушения является, в том числе продавец, в настоящем деле - предприниматель.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Контролем (надзором) за соблюдением требований технических регламентов является проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
Подтверждением соответствия признаётся документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 20 Федерального закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии либо обязательной сертификации.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Пунктами 3 и 3.1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Продукция, на которую не распространяется действие технических регламентов и которая при этом не включена ни в один из перечней, указанных выше, не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
В пункте 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, определено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе её регистрационный номер, срок её действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, её зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) данный нормативный правовой акт определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с частями 1, 11 статьи 13 Федерального закона № 123-ФЗ классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара.
Классы пожарной опасности в зависимости от групп пожарной опасности строительных материалов приведены в таблице 3 приложения к настоящему Федеральному закону.
Согласно частям 1 и 2 статьи 133 Федерального закона № 123-ФЗ производитель (поставщик) должен разработать техническую документацию на вещества и материалы, содержащую информацию о безопасном применении этой продукции. Техническая документация на вещества и материалы (в том числе паспорта, технические условия, технологические регламенты) должна содержать информацию о показателях пожарной опасности веществ и материалов.
В силу частей 1, 2 и 3 статьи 134 Федерального закона № 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведённым в таблице 27 приложения к указанному закону. Техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведённых в таблице 27 приложения к упомянутому закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
В таблице 27 «Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности строительных материалов», помимо прочего, приведены материалы для отделки стен и потолков, в том числе покрытия из красок, эмалей и лаков (по показателям: группа горючести, группа воспламеняемости, группа по дымообразующей способности, группа по токсичности продуктов горения), материалы для покрытия полов (по показателям: группа распространения пламени, группа воспламеняемости, группа по дымообразующей способности, группа по токсичности продуктов горения).
В соответствии со статьёй 141 Федерального закона № 123-ФЗ производитель электротехнической продукции обязан разработать техническую документацию, содержащую необходимую информацию для безопасного применения этой продукции.
Техническая документация на электротехническую продукцию (в том числе паспорта и технические условия) должна содержать информацию о ее пожарной опасности.
Показатели пожарной опасности электротехнической продукции должны соответствовать области применения электротехнической продукции.
Согласно части 2 статьи 142 Федерального закона № 123-ФЗ требования пожарной безопасности к электротехнической продукции устанавливаются исходя из ее конструктивных особенностей и области применения. Электротехническая продукция должна применяться в соответствии с технической документацией, определяющей ее безопасную эксплуатацию.
В соответствии с частью 3 статьи 143 Федерального закона № 123-ФЗ вероятность возникновения пожара не определяется в случае, если имеется подтверждение соответствия электротехнической продукции требованиям пожарной безопасности по стойкости к воздействию пламени, накаленных элементов, электрической дуги, нагреву в контактных соединениях и токопроводящих мостиков с учетом области применения электротехнической продукции, входящей в состав электрооборудования.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 144 Федерального закона № 123-ФЗ формой оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности является подтверждение соответствия объектов защиты (продукции).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 145 Федерального закона № 123-ФЗ обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.
Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.
В Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации и подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982 во исполнение статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ, приведены лакокрасочные материалы (эмали, грунтовки антикоррозийные, олифы), кабельная продукция, линолеум, аппараты электрические (выключатели автоматические).
Таким образом, строительные материалы, в отношении которых Федеральный закон № 123-ФЗ устанавливает обязательность определения классов пожарной опасности, а также строительные материалы, включённые в указанные выше единый перечень, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности.
Статьей 149 Федерального закона № 123-ФЗ определено, что подтверждение соответствия веществ и материалов требованиям настоящего Федерального закона проводится путем декларирования их соответствия или обязательной сертификации с обязательным приложением протокола испытаний с указанием значений показателей, установленных настоящим Федеральным законом, к документам, подтверждающим соответствие веществ и материалов.
Следовательно, помимо представления сертификатов соответствия на упомянутую выше продукцию обязательному представлению подлежат протоколы испытаний с указанием значений показателей, необходимых для оценки пожарной опасности (группы распространения пламени, воспламеняемости, дымообразующей способности, токсичности).
Как следует из материалов дела (акта проверки от 18 сентября 2013 года № 1259, протокола об административном правонарушении от 18 сентября 2013 года, поданного в суд заявления), предпринимателю вменяется нарушение, выразившееся в непредставлении сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности. Данное правонарушение квалифицировано административным органом как непредставление документов, необходимых для проведения государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
В отзыве на заявление и в судебном заседании предприниматель указал, что в его действиях (бездействии) отсутствует состав спорного административного правонарушения. Декларации соответствия и сертификаты соответствия на момент проверки находились на оптовой базе и предприниматель не успела их привести вовремя и могла бы устранить нарушения на момент проверки.
Арбитражный суд установил, что вменяемое предпринимателю правонарушение включено в главу 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления».
Статья 19.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение требований о предоставлении документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Контроль соблюдения требований технических регламентов включает в себя проверку контролирующим (надзорным) органом выполнения лицом требований соответствующих технических регламентов, а также принятие мер по результатам проверки. Соответственно, для обеспечения возможности проведения проверки проверяющему лицу должны быть представлены определённые документы.
Следовательно, в качестве защищаемого интереса в статье 19.33 КоАП РФ определён установленный порядок осуществления государственной власти, когда контролирующим (надзорным) органом от проверяемого лица должны быть получены документы и сведения в объёме, необходимом и достаточном для осуществления уполномоченным должностным лицом контрольных (надзорных) функций, а проверяемое лицо обязано представить имеющиеся у него документы и сведения по требованию контролирующего органа.
Принимая во внимание указанный выше защищаемый интерес, а также то, что объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 19.33 КоАП РФ, состоит в непредставлении либо уклонении от представления имеющихся у лица документов (сведений), необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, арбитражный суд считает, что в данном случае в действиях (бездействии) предпринимателя отсутствует состав указанного административного правонарушения. Непредставление предпринимателем запрошенных заявителем документов (сведений) при условии их отсутствия у предпринимателя не свидетельствует о намеренном непредставлении либо уклонении от их представления.
Реализация товаров без сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, образует иной состав административного правонарушения.
Вместе с тем, с учётом события правонарушения, указанного заявителем в протоколе от 18 сентября 2013 года № 1-1103/2013/1 об административном правонарушении, арбитражный суд не усматривает оснований для переквалификации правонарушения.
Данный вывод суда основан на разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 8 постановления Пленума от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Кроме того, такая продукция, как плиты потолочные, плинтусы потолочные, молдинги, декоративные элементы (угловые элементы, угловые элементы к молдингу, розетки) из пенополистирола не включена в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», и «Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 года №932 (с изменениями, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 года № 148, от 17.03.2010 года №149, от 26.07.2010 года № 548, от 20.10.2010 года №848, от 13.11.2010 года №906, от 21.03.2012 года №213, от 04.05.2012 года №435, от 18.06.2012 года №596) и предоставление сертификата соответствия или декларации о соответствии не требуется.
На основании изложенного арбитражный суд полагает отказать управлению в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы предпринимателя не оцениваются арбитражным судом, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является самостоятельным и достаточным обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая названные правовые нормы и обстоятельства дела, в удовлетворении требований управления следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Отдел Государственного пожарного надзора по городу Астрахани в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО4 к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья
Г.Н. Бочарникова