ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-7294/13 от 05.02.2014 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-7294/2013

12 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 05 февраля 2014 г.

Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2014 г.

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:

судьи: Винник Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Османовой Н.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского хозяйства Астраханской области к Министерство финансов Астраханской области о признании недействительными акта № 11 от 01.07.2013 г., в части выводов о нецелевом использовании Министерством сельского хозяйства Астраханской области средств бюджета Астраханской области в сумме 191, 559 тыс. рублей, а также подпункта 2.1 пункта 2 распоряжения министерства финансов Астраханской области от 23.08.2013 № 222-р «Об устранении нарушений, выявленных по результатам ревизии». К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне заявителя привлечены Министерство финансов РФ и Министерство сельского хозяйства РФ.

при участии:

от Министерства сельского хозяйства Астраханской области: ФИО1

от Министерства финансов Астраханской области: ФИО2

от Министерства финансов РФ - не явился,

от Министерства сельского хозяйства РФ – не явился.

Министерство сельского хозяйства Астраханской области обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Министерство финансов Астраханской области о признании недействительными акта № 11 от 01.07.2013 г., в части выводов о нецелевом использовании Министерством сельского хозяйства Астраханской области средств бюджета Астраханской области в сумме 191, 559 тыс. рублей, а также подпункта 2.1 пункта 2 распоряжения министерства финансов Астраханской области от 23.08.2013 № 222-р «Об устранении нарушений, выявленных по результатам ревизии».

В судебном заседании заявитель отказался от требований о признании недействительным подпункта 2.1 пункта 2 распоряжения министерства финансов Астраханской области от 23.08.2013 № 222-р «Об устранении нарушений, выявленных по результатам ревизии».

В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ, истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Суд принимает отказ от иска, поскольку он не противоречит требованиям закона, не нарушает права других лиц.

Производство по делу в части отказа от иска, подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Министерство финансов Астраханской области заявленные требования не признало, просит в их удовлетворении отказать. Считает, что оспариваемый акт соответствует требованиям закона.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Министерство сельского хозяйства РФ, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствии.

Судебное разбирательство проводится в отсутствии третьих лиц, в порядке ст. 156 АПК РФ.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с приказом министерства финансов Астраханской области от 22.02.2013 № 50 «О проведении ревизии министерства сельского хозяйства Астраханской области» должностными лицами министерства финансов Астраханкой области - ФИО3 - начальником отдела и ФИО4 - главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного департамента министерства финансов Астраханской области проведена ревизия министерства сельского хозяйства Астраханской области по вопросам использования средств бюджета Астраханской области, материальных ценностей, находящихся в государственной собственности, соблюдения требований действующего бюджетного законодательства при осуществлении операций с бюджетными средствами Астраханской области за период 01.01.2012 - 31.12.2012.

По результатам ревизии указанными должностными лицами министерства финансов Астраханской области составлен акт ревизии министерства сельского хозяйства Астраханской области от 01.07.2013 № 11 (далее - акт ревизии).

Согласно акту ревизии министерством сельского хозяйства Астраханской области допущено нецелевое использование средств бюджета Астраханской области в общей сумме 211,599 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета 50,919 тыс.рублей, в том числе:

- выплата материальной помощи в размере 20,0 тыс. рублей в связи со смертью родственника совместно проживающего с государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Астраханской области;

- выплата денежной премии лицам, награжденным ведомственными наградами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Благодарственными письмами Губернатора Астраханской области на общую сумму 138,0 тыс. рублей;

- выплата субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскому (фермерскому) хозяйству ФИО5 на общую сумму 53,599 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 50,919 тыс. рублей, за счет средств бюджета Астраханской области 2,680 тыс. рублей.

На основании акта ревизии с учетом внесенных изменений министерством финансов Астраханской области принято распоряжение от 23.08.2013 № 222-р «Об устранении нарушений, выявленных по результатам ревизии» (далее — распоряжение № 222-р), согласно подпункту 2.2 пункта 2 которого на министерство сельского хозяйства Астраханской области возложена обязанность уменьшить бюджетные ассигнования в 2013 году на сумму нецелевого использования 140,68 тыс. рублей.

15.01.2014 г. Министерство финансов Астраханской области вынесло распоряжение № 1-р, которым внесло изменение в распоряжение от 23.08.2013 г. № 222-р, признав пункт 2.1 распоряжения утратившим силу.

Указанное обстоятельство послужило основанием для отказа заявителя от требований в части.

Рассмотрев заявленные требования, суд считает их подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В статье 281 БК РФ установлено, что под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 282 БК РФ предусмотрены меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Несмотря на то, что в акте проверки содержится лишь описание результатов проведенной проверки, он может повлечь для заявителя негативные последствия экономического характера, указанные в статье 282 БК РФ, для применения которых он является достаточным основанием.

Таким образом, акт проверки получателя бюджетных средств содержит затрагивающие интересы проверяемого лица выводы о нарушении последним бюджетного законодательства, и данное лицо при несогласии с этими выводами вправе обратиться в суд с оспариванием такого акта полностью или в части. (данная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.03.2013 по делу N А06-3435/2012).

Выплаты денежных премий лицам, имеющим благодарность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации или поощренных благодарственным письмом Губернатора Астраханской области были произведены в соответствии с полномочиями министерства сельского хозяйства Астраханской области и действующими нормативными правовыми актами.

Данные лица с учетом имеющихся у них достижений в сфере АПК, подтвержденных получением Благодарности или Благодарственного письма, были награждены денежной премией в связи с празднованием Дня работника сельского хозяйства перерабатывающей промышленности и на основании распоряжения министерства сельского хозяйства Астраханской области от 05.12.2012 № 121 «О поощрении денежной премией работников сельскохозяйственной отрасли, награжденных в связи с празднованием Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности».

Предоставляя указанные выплаты, министерство сельского хозяйства Астраханской области действовало в рамках полномочий, установленных Положением о министерстве, утвержденным постановление Правительства Астраханской области от 16.03.2005 № 14-П, реализуя тем самым государственную политику в сфере АПК, неотъемлемой частью которой является поощрение работников АПК за достигнутые результаты, повышение мотивации их труда.

Расходы, связанные с предоставлением выплат, произведены за счет средств областного бюджета на цели, предусмотренные сметой доходов и расходов министерства на 2012 год по статье «Расходы на стимулирование работников АПК по развитию отрасли».

Произведенные министерством расходы на выплату денежных премий работникам АПК, имеющим высокие достижения в сфере сельского хозяйства, в связи с празднованием Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на общую сумму 138,0 тыс. рублей, произведенные по статье расходов «Расходы на стимулирование работников АПК по развитию отрасли», не могут быть признаны нецелевым расходованием бюджетных средств, т.к. данные выплаты направлены на реализацию основных направлений государственной политики в сфере АПК.

Так же суд считает неправомерным вывод о нецелевым характере расходов, произведенных министерством сельского хозяйства Астраханской области на выплату крестьянскому (фермерскому) хозяйству ФИО5 субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

КФХ ФИО5 в 2012 году были получены кредиты на общую сумму 1200 тыс. рублей сроком на 11 месяцев для пополнения оборотных средств (приобретение семян, минеральных удобрений, покупка горюче-смазочных материалов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ).

В указанный период субсидии предоставлялись министерством сельского хозяйства Астраханской области в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 13.05.2009 № 209-П.

Согласно пункту 1.4 Порядка субсидии на территории Астраханской области предоставлялись в соответствии с пунктом 2 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил субсидии предоставляются на уплату процентов по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года. В том числе по указанному основанию субсидии предоставляются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2009 г., - на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции (абзац второй подпункта «а» пункта 2 Правил).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Правил, субсидии предоставляются на уплату процентов по кредитам (займам), полученным на срок до 8 лет, в том числе по указанному основанию субсидии предоставляются по кредитам (займам), полученным крестьянскими (фермерскими) хозяйствами после 1 января 2007 года на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации/ а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на 1 хозяйство (абзац девятый подпункта «в» пункта 2 Порядка).

Согласно приказу Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - приказ Минфина РФ № 180н) расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 2 Порядка - расходы на предоставление субсидий на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 8 лет, в том числе по основанию, предусмотренному абзацем девятым данного подпункта, то есть по кредитам, полученным на срок до 2 лет, осуществляются по целевой статье 2670501 «Возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в 2005-2012 годах, на срок до 8 лет», (далее ЦСР 2670501 «...по кредитам, полученным на срок до 8 лет»). Соответственно, в случае принятия решения о предоставлении субсидии по указанному основанию, выплата производиться по коду бюджетной классификации (КБК) 0405/2670501/006).

Иных целевых статьей расходов, на которые могли бы быть отнесены расходы, произведенные по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 2 Порядка, бюджетная классификация Российской Федерации не содержит.

Вместе с тем согласно приказу Минфина РФ № 180н расходы на предоставление субсидий по основаниям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 2 Порядка, то есть расходы на предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года, могут быть произведены только по целевой статье 2670510 «Возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2009 - 2012 годах на срок до 1 года» (далее - ЦСР 2670510 «...по кредитам, полученным на срок до 1 года»), КБК 0405/2670510/006.

Обе вышеназванные статьи расходов предусмотрены уведомлением о бюджетных ассигнованиях министерства на 2012 год. Данные статьи расходов предусмотрены также приложениями № 1 и № 2 к соглашению о предоставлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства от 27.02.2012 № 334/17, заключенному между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Астраханской области, согласно пункту 2.2.1 которого Правительство Астраханской области осуществляет финансирование расходов по поддержке соответствующих направлений сельскохозяйственного производства в объемах согласно указанным приложениям.

Таким образом, в 2012 году у министерства имелись все необходимые законные основания для осуществления расходов как по ЦСР 2670501 «...по кредитам, полученным на срок до 8 лет», так и по ЦСР 2670510 «...по кредитам, полученным на срок до 1 года».

Фактически КФХ ФИО5 обратился в министерство 31.10.2012 и представил пакет документов необходимый для получения субсидии. Согласно представленным документам КФХ ФИО5 были выполнены условия предоставления субсидии, установленные абзацем девятым подпункта «в» пункта 2 Порядка, а именно:

- кредит получен после 1 января 2007 года;

- срок кредитования до 2 лет (11 месяцев);

- цель кредитования согласно кредитным договорам соответствует установленным целям кредитования;

- общая сумма кредита не превышает 5 млн. рублей.

Учитывая изложенное, министерством 09.11.2012 было принято решение о предоставлении КФХ ФИО5 субсидии по основаниям установленным подпунктом «в» пункта 2 Порядка, о чем в адрес заявителя министерством направлены уведомления от 09.11.2012.

Правомерность решения министерства о предоставлении КФХ ФИО5 субсидии по основанию предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 Порядка до настоящего времени никем не оспаривалась и под сомнение не ставилась.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства и, учитывая принятое решение, министерством 05.12.2012 КФХ ФИО5 перечислены средства субсидии с основанием платежа по ЦСР 2670501 «...по кредитам, полученным на срок до 8 лет», КБК 0405/2670501/006.

Учитывая вышеизложенное, министерством расходы на выплату субсидии КФХ ФИО5 произведены по целевой статье соответствующей фактическим и законным основаниям предоставления субсидии. Данные расходы произведены министерством на цели, соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, а также соглашением о предоставлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства от 27.02.2012 № 334/17, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Астраханской области, и не могут быть признаны нецелевым расходованием бюджетных средств.

Имеющееся в акте ревизии указание на необходимость осуществления министерством сельского хозяйства Астраханской области расходов на выплату субсидии КФХ ФИО5 по ЦСР 2670510 «...по кредитам, полученным на срок до 1 года» (КБК 0405/2670510/006) не подкреплено какими либо доводами и доказательствами.

С учетом принятого министерством решения о субсидировании КФХ ФИО5 по основаниям предусмотренным подпунктом «в» пункта 2 Порядка, именно перечисление КФХ ФИО5 указанной субсидии с основанием платежа по ЦСР 2670510 «...по кредитам, полученным на срок до 1 года» привело бы к нецелевому расходованию бюджетных средств, так как данная целевая статья не соответствует вышеуказанному основанию предоставления субсидии.

Наличие у министерства возможности субсидировать КФХ ФИО5, как по основаниям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 2 Правил, так и по снованиям, предусмотренным подпунктом «в» указанного пункта Правил, а соответственно возможность произвести расходы, в зависимости от принятого решения, как по одной, так и по другой из указанных выше статьей расходов не может рассматриваться как доказательство нецелевого расходования министерством бюджетных средств.

Данная позиция подтверждается позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23.

Правомерность и целевой характер расходования министерством денежных средств, подтверждаются также позицией Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изложенной в письме от 13.08.2013 № 17/709, согласно которому условия полученного КФХ ФИО5 кредита соответствуют условиям, установленным подпунктом «в» пункта 2 Правил и затраты на выплату субсидии КФХ ФИО5 могут быть произведены по ЦСР 2670501 «...по кредитам, полученным на срок до 8 лет», КБК 0405/2670501/006.

Кроме того, следует учитывать что при определении суммы нецелевого расходования средств бюджета Астраханской области (191, 559 тыс. рублей), указанной в акте ревизии, в данную сумму были включены средства федерального бюджета в сумме 50,919 тыс. рублей, что само по себе является недопустимым и незаконным.

Таким образом, акт ревизии не соответствует статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК/РФ), согласно которой нецелевым использованием бюджетных средств может быть признано только направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, и только факт нецелевого использования бюджетных средств является основанием применения бюджетных мер принуждения, в том числе уменьшения бюджетных ассигнований.

Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Производство по делу в части отказа от иска прекратить.

Признать недействительным акт Министерства финансов Астраханской области № 11 от 01.07.2013 г., в части выводов о нецелевом использовании Министерством сельского хозяйства Астраханской области средств бюджета Астраханской области в сумме 191, 559 тыс. рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

Ю.А. Винник