АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-7482/2009
22 января 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2010 года
Полный текст решения изготовлен 22 января 2010 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
председательствующего Гущиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисостишховой Д.И.,
в заседании приняли участие:
от истца- ФИО1- представитель (ордер № 005011 от 03.11.2009г.),
ФИО2- представитель по доверенности № 01-08/ПЦ-669 от 17.11.2009г.,
ФИО3- представитель по доверенности № 525 от 02.12.2009г.,
ФИО4 - представитель по доверенности № 524 от 02.12.2009г.,
от ответчика - ФИО5 - представитель по доверенности №01-01/02 от 11.01.2010г.,
ФИО6- представитель по доверенности №01-01/01 от 11.01.2010г.,
ФИО7- представитель по доверенности №01-01/04 от 11.01.2010г.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Подземгазпром» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области о признании недействительным предписания № 57 от 14.09.2009г.,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Подземгазпром» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области о признании незаконными и отмене акта проверки № 57 от 14.09.2009г., предписания об устранении нарушений № 57 от 14.09.2009г., постановлений о назначении административных наказаний № 175, № 276, № 277 от 28.09.2009г..
Определением суда от 03.12.2009г. в отдельные производства были выделены дела об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.
По данному делу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования: просит признать недействительным только предписание № 57 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 14.09.2009г.
Изменения заявленных требований приняты судом.
Заявитель в судебном заседании просит признать недействительным предписание № 57 от 14.09.2009г., поскольку имеются нарушения процедуры проведения проверки, нарушена периодичность проверки, предыдущая проверка была проведена в августе 2008г., приказ о проведении проверки вручен менее чем за три рабочих дня до начала проверки, необоснованно продлен срок проведения проверки, акт заявителю направлен без подписи его представителя, а также у заявителя отсутствуют нарушения законов, указанные в предписание.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по тем основаниям, что проведена плановая проверка согласно плану контрольно-надзорной деятельности на 2009 год, сроки уведомления о проведении проверки соблюдены, копия приказа вручена 28.07.2009г., проверка начата 31.07.2009г., срок проверки продлен в связи с необходимостью исследования представленных документов, на предприятии действует несколько проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проектов нормативно-допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу, что противоречит требованиям закона, что требует корректировки и разработки одного проекта, не проведена паспортизация опасных отходов, на отдельных источниках выбросов не проводились инструментальные замеры согласно плану графику контроля за соблюдением нормативов ПДВ, представляется несколько квартальных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, тогда как требуется представление единого расчета.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы с 11.01.2010г, на 18.01.2010г. и с 18.01.2010г. на 19.01.2010г.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области проведена плановая выездная проверка по исполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды производственным филиалом (ПФ) «Астраханьподземгазпром» Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Подземгазпром» на основании приказа № 25 от 28.07.2009г. «О проведении плановой выездной проверки) и приказа № 33 от 19.08.2009г. «О продлении срока проверки».
По результатам проверки составлен акт № 57 от 14.09.2009г. с приложением об обстоятельствах, установленных в ходе проведения проверки и выдано предписание № 57 от 14.09.2009г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым предписано:
1. Провести корректировку инвентаризации отходов производства и потребления, образующихся в результате производственной деятельности ПФ «Астраханьподземгазпром» ООО «Подземгазпром». Срок выполнения 12.01.20010г.. Основание – статья 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ.
2. Подвести в установленном порядке отнесение следующих видов отходов, образующихся в результате производственной деятельности ПФ «Астраханьподземгазпром» ООО «Подземгазпром», согласно утвержденного проектам нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и данным первичного учета по обращению с отходами и конкретному классу опасности для окружающей природной среды: отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (код по ФККО 5440000000000), отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными минеральными жировыми продуктами (код по ФККО 5490300000000), отходы (осадки) при обработке сточных вод, не вошедшие в другие позиции (код по ФККО 948000000000), прочие коммунальные отходы (код по ФККО 9900000000000), отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (код по ФККО 9510000000000), отходы сложного комбинированного состава в виде изделий , оборудования, устройств (код по ФККО 9200000000000). Срок выполнения 01.02.2010г.. Основание – ч.2 ст.14 «Об отходах производства и потребления», Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», зарегистрирован в Минюсте РФ 17.08.2007г., регистрационный № 9996.
3. На основании откорректированной инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения разработать в соответствии с установленными требованиями проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ПФ «Астраханьподземгазпром» ООО «Подземгазпром» и получить документ о его утверждении. Срок выполнения 01.03.2010г. Основание – ст.11, ч.2 ст.14, ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 19.10.2007г. № 703, Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г.№ 46.
4. Провести корректировку инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, учитывая все стационарные источники выбросов, принадлежащие ПФ «Астраханьподземгазпром» ООО «Подземгазпром». Срок выполнения 10.12.2009г.. Основание – ст.ст. 14, 22, ч.1 ст. 30 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха, Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ГОСТ 17.2.1.04-77).
5. На основании откорректированной инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разработать проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для ПФ «Астраханьподземгазпром» ООО «Подземгазпром». Срок выполнения – 01.02.2010г.. Основание – ст.14 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
6. Выполнить инструментальные замеры согласно плану-графику контроля за соблюдением нормативов ПДВ, в составе проекта нормативов ПДВ, утвержденного 28.09.2007г. на следующих источниках выброса:
ист. № 0002: азота диоксида, азота оксид, сажа, серы диоксид, углерода оксид, бенз(а)пирен, формальдегид, керосин.
ист. № 0008: азота диоксида, азота оксид, сажа, серы диоксид, углерода оксид, бенз(а)пирен, формальдегид, керосин.
ист. № 0017: азота диоксида, азота оксид, сажа, серы диоксид, углерода оксид, бенз(а)пирен, формальдегид, керосин.
ист. № 0020: сажа, смесь природных меркаптанов.
Срок выполнения – 01.11.2009г.. Основание – ст.ст.14, 25, 30 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
7. Представлять единый ежеквартальный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по ПФ «Астраханьподземгазпром» ООО «Подземгазпром». Срок выполнения – 20.10.2009г.. Основание - п.5 приложения 2 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», дополнения в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.03.2008г. № 182.
Статьей 3 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ) предусмотрены принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе:
проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Положением о Федеральной службе в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 400, подпунктом 5.1.14, введенным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
До внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляла полномочия по надзору:
5.3.1.10. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);
5.3.1.11. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
5.3.1.12. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
По вопросу соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды ПФ «Астраханьподземгазпром» ООО «Подземгазпром» была проведена проверка Управлением по технологическому и экологическому надзору по Астраханской области в период с 16.08.2007г. по 28.08.2007г., что подтверждается актом проверки от 24.08.2007г.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2009 г. N Д05-1476 разъяснено, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. При этом основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Учитывая, что предметы плановой проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в каждом конкретном случае различны, плановые проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя проводятся не чаще одного раза в три года каждым органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Довод Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, что проверка в 2007 году осуществлялась другим органом по надзору - Управлением по технологическому и экологическому надзору по Астраханской области, правопреемником которого они не являются, следовательно, на них не распространяется соблюдение срока с даты указанной проверки, не может быть принят судом, поскольку ему перешли от Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочия по надзору за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами
Исходя из смысла части 1 статьи 9 Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ и вышеуказанного письма Министерства экономического развития Российской Федерации при осуществлении плановой проверки учитывается предмет проверки, а, следовательно, независимо от передачи полномочий по надзору в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами от одного органа к другому, должен быть соблюден срок проведения плановой проверки для органа, осуществляющего конкретный контроль (надзор).
Закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ вступил в законную силу с 01.05.2009г., отсюда следует, что применение трехлетнего срока должно осуществляться с момента вступления закона в силу.
Однако, действующий до 01.05.2009г. Федеральный закон от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» также предусматривал, что в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Согласно приказа № 25 от 28.07.2009г. назначена плановая проверка ПФ «Астраханьподземгазпром» ООО «Подземгазпром» в период с 31.07.2009г. по 19.08.2009г. по соблюдению обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды до истечения двухлетнего срока, что противоречит требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статья 13 Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Согласно приказа № 25 от 28.07.2009г. была назначена выездная проверка, срок ее проведения был определен в течении 20 календарных или 14 рабочих дней. Фактически проверка проводилась 32 рабочих дня с 31.07.2009г. по 14.09.2009г.
Срок проведения проверки был продлен с 20.08.2009г. по 16.08.2009г. приказом № 33 от 19.08.2009г., в котором указано, что основанием продления срока является необходимость исследования представленных материалов ПФ «Астраханьподземгазпром» ООО «Подземгазпром» и установление фактов выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образования отходов производства и потребления, а также определения правовой ответственности между заказчиком и подрядчиком в области ООС.
Довод Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, что продление проверки было обусловлено тем, что ООО «Подземгазпром» поздно представило истребованные им документы, не может быть принят судом, поскольку проверяющие в целях соблюдения сроков проведения проверки обязаны был принять меры к истребованию необходимых для проверки документов с момента начала проверки, поскольку согласно части 5 статьи 11 Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Проверка начата 31.07.2009г., к приказу от 28.07.2009г. был приложен перечень документов, необходимых для проведения проверки. Однако только 05.08.2009г. были истребованы дополнительные документы, при этом доказательств, когда и какие документы были истребованы суду не представлено.
Исходя из рапорта лица, осуществляющего проверку ФИО5, следует, что документы поступили по запросу от 05.08.2009г. в орган контроля 17.08.2009г., то есть в установленный законом срок – 10 рабочих дней.
В силу части 3 статьи 13 Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Согласно пункта 6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10. 2008 г. N 300, исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем Росприроднадзора (территориального органа) или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен.
Изучение документов, представленных для проверки, не входит в перечень исключительных случаем, дающих основание для продления срока проведения проверки.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что продление срока проведения проверки, не основано на требованиях закона, а, следовательно, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области нарушило срок проведения проверки.
В соответствии со статьей 20 Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Поскольку не истек срок с момента проведения последней плановой проверки по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды у Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области отсутствовали правовые основания для проведения следующей плановой проверки, а также срок проведения проверки продлен в нарушение исключительных случаев, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, то допущено нарушение срока проведения проверки. Указанные обстоятельства относятся к грубым нарушениям и не могут служить доказательствами нарушений ООО «Подземгазпром» законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить требования Общества с ограниченной ответственностью «Подземгазпром» - признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области № 57 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 14.09.2009г.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Подземгазпром» из Федерального бюджета госпошлину в сумме 2.000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Саратов, ул. Первомайская, 74) в течении месяца со дня принятия и в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (<...>) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья
Т.С. Гущина