ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-7804/2021 от 30.09.2022 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-7804/2021

13 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  30 сентября 2022 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи    Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевой Ю.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главного управления МЧС России по Астраханской области к Астраханской таможне о признании незаконным и отмене решения по результатам таможенного контроля №1 от 26 июля 2021 года

о признании незаконными отказа Астраханской таможни в регистрации декларации от 11.05.2021 № 43-35/0029, 12.05.2021 №43-35/0031.

при участии:

до перерыва  23 сентября 2022 года:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 10.11.2021 (диплом),

ФИО2, представитель по доверенности от 13.09.2022;

от Астраханской таможни: ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.2022 (диплом), ФИО4, представитель по доверенности от 12.01.2022., ФИО5, представитель по доверенности  от 18.04.2022г. ( диплом)

после перерыва   30 сентября 2022 года:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 10.11.2021 (диплом),

от Астраханской таможни: ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.2022 (диплом), ФИО4, представитель по доверенности от 12.01.2022.

Главное управление МЧС России по Астраханской области ( далее Управлении, заявитель)  обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Астраханской таможне ( далее таможенный орган)  о признании незаконными и отмене решения по результатам таможенного контроля №1 от 26 июля 2021 года, отказа Астраханской таможни в регистрации декларации от 11.05.2021 № 43-35/0029, 12.05.2021 №43-35/0031.

Представители заявителя в судебном заседании  заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду. 

Представители Астраханской таможни просили суд отказать в удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях суду.

Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерывы в судебном заседании 23.09.2022 до 30.09.2022 на 09 час. 40 мин.  После перерыва судебное заседание продолжено.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, в ходе проведения таможенного контроля установлено, что 08.05.2020 в ФТС России, а также в Астраханскую таможню и ГУ МЧС России по АО поступило письмо Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 08.05.2020 № 43-4405-10 «О грузе чрезвычайной помощи из Туркменистана»  с просьбой Губернатора Астраханской области оказать содействие в приеме груза чрезвычайной помощи, направляемого из Республики Туркменистан в связи со вспышкой коронавирусной инфекции. В письме отражались цели использования груза, в частности, обеспечение деятельности медицинских служб и организаций, а также бесплатной раздачи среди лиц, пострадавших в результате вспышки коронавирусной инфекции.

Также в целях подтверждения статуса указанных товаров в Астраханскую таможню был  представлен Дарственный сертификат от 6 мая 2020 г. № 01/300024, согласно которому МИД Республики Туркменистан удостоверяет, что груз на общую сумму 913 991 долларов США является гуманитарной помощью для населения Астраханской области.

Согласно информации, содержащейся в Письме, декларантом гуманитарного груза выступало ГУ МЧС России по АО.

Приложением к Письму был представлен Перечень товаров в качестве гуманитарной помощи, включающий 22 (двадцать два) наименования.

Декларирование товаров планировалось на таможенном посту Морской порт Оля таможни с заявлением специальной таможенной процедуры.

10 мая 2020 года в адрес ГУ МЧС России по АО в регион деятельности таможенного поста Морской порт Оля таможни на т/х «Bagtyyar» из порта Туркменбаши Республики Туркменистан поступили товары в качестве гуманитарной помощи для населения Астраханской области.

10 мая 2020 года на таможенном посту Морской порт Оля таможни был осуществлен выпуск товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи из Республики Туркменистан, по ДТ № 10311070/100520/0000002 с помещением указанных товаров под специальную таможенную процедуру.

Декларантом товаров выступило ГУ МЧС России по АО (ИНН/КПП <***>/301501001, ОГРН <***>, Адрес: 414024, <...>).

Часть товаров (продукты питания, медицинские материалы и текстильная продукция), передаваемые Республикой Туркменистан в качестве чрезвычайной помощи, подлежали последующей передаче в медицинские учреждения. Остальные товары (строительные материалы) подлежали размещению на складах ГУ МЧС России по АО в связи с необходимостью получения удостоверения, выдаваемого Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, в целях подтверждения принадлежности ввезенного товара к гуманитарной и технической помощи.

С 10 по 11 мая 2020 года в порту Оля силами ГУ МЧС по АО под таможенным наблюдением была осуществлена перегрузка гуманитарных грузов в другие транспортные средства, для дальнейшей передислокации в выделенные помещения МЧС.

Также 10 мая 2020 г. на таможенный пост Морской порт Оля таможни письмом ГУ МЧС по АО от 10 мая 2020 г. № 3400-4-1-8 было представлено обязательство по представлению в Астраханскую таможню в срок до 20 августа 2020 года  удостоверения, выдаваемого Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.

В связи с не поступлением в установленный срок соответствующих документов Астраханской таможней     письмами от 21 августа 2020г. № 11-28/13071, от 23 декабря 2020 г. № 11-28/20263, от 16 марта 2021 г. № 11-28/03852 в адрес ГУ МЧС по Астраханской области  была запрошена  информация о необходимости представления документов, подтверждающих принадлежность товаров к гуманитарной и технической помощи в целях завершения специальной таможенной процедуры.

Предельный срок проведения операций в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру по ДТ № 10311070/100520/0000002, согласно положениям статьи 4 ТК ЕАЭС, истекал 11 мая 2021 года.

11.05.2021 на таможенный пост Морской порт Оля таможни в целях завершения специальной таможенной процедуры ГУ МЧС России по АО было подано заявление в отношении части товаров (продукты питания, текстильная продукция, вата) в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» (далее – Решение) в целях выпуска для внутреннего потребления.

По результатам проведенного анализа представленных документов таможенным постом Морской порт Оля принято решение об отказе в регистрации декларации на товары на основании подпунктов 1, 3 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС (таможенная декларация подана таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации и не соблюдена форма таможенного декларирования) ( т.1 л.д.49).

12.05.2021 на таможенный пост Морской порт Оля таможни ГУ МЧС России по АО была подана декларация на товары в виде перечня товаров для закрытия специальной таможенной процедуры, без соответствующего заявления о завершении специальной таможенной процедуры.

Таможенным постом Морской порт Оля было принято решение об отказе в регистрации на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС (в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения) ( т.1 л.д.52).

В целях проверки соблюдения условий специальной таможенной процедуры был проведен таможенной контроль в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров, задекларированных по ДТ № 10311070/100520/0000002, в соответствии с приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств».

По результатам проверочных мероприятий 26.07.2021 в соответствии с приказом  ФТС России  от 08.02.2019 № 226 «Об утверждении формы решения по результатам таможенного контроля, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в указанное решение, формы решения о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля, а также порядка ее заполнения»  Астраханской таможней принято решение по результатам таможенного контроля  № 1.

   Не согласившись  с  отказами  Астраханской таможни в регистрации декларации от 11.05.2021 № 43-35/0029, 12.05.2021 №43-35/003 и решением  от 26.07.2021 № 1  Управление  обратилось  в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с  частями 3,4 статьи 95 Федерального закона от 03.08.2018                № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 289) таможенное декларирование товаров осуществляется в электронной форме.

Таможенное декларирование товаров в письменной форме допускается в случаях, предусмотренных пп. 1 - 5 п. 4 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), и в случаях, определяемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 205 «Об определении случаев, при которых таможенное декларирование товаров допускается в письменной форме» (далее – Постановление  № 205).

К таким случаям Постановление   № 205 относит:

1) таможенное декларирование товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне;

2) помещение товаров под:

- таможенную процедуру уничтожения в соответствии с главой 34 ТК ЕАЭС;

- таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с главой 35 ТК ЕАЭС;

- специальную таможенную процедуру в соответствии с главой 36 ТК ЕАЭС;

- таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 42 ТК ЕАЭС.

Специальная таможенная процедура - таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условия помещения товаров под такую таможенную процедуру утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329 (далее – Перечень).

В соответствии с Перечнем товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС и предназначенные для предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Помещение товаров под специальную таможенную процедуру допускается при соблюдении следующих условий:

1) представление в таможенный орган письменного подтверждения государственного органа государств - членов ЕАЭС, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций (МЧС России) и (или) здравоохранения (Минздрав России), о том, что перемещаемые товары предназначены для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, с приложением перечня товаров, содержащего наименование и количество таких товаров;

2) декларантом товаров является государственный орган государств - членов ЕАЭС, уполномоченный в сфере чрезвычайных ситуаций и (или) здравоохранения, либо входящие в его систему и уполномоченные им органы и (или) организации.

Порядок и условия применения указанных документов регламентированы Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 (далее – Инструкция).

Согласно подпункту 4 пункта 8 Инструкции в заявлении использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве ДТ указываются сведения о заявляемой таможенной процедуре.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 12 Инструкции таможенное декларирование товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, может осуществляться в упрощенном порядке с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением перечня, подаваемого в таможенный орган на бумажном носителе.

Согласно пункту 6 Инструкции в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением заявления в отношении товаров помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта при одновременном соблюдении условия:

- общая таможенная стоимость декларируемых товаров не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, - суммы, эквивалентной 1000 евро.

            Кроме того, подпунктом 2 пункта 2 Приказа Минфина России от 31.03.2021 № 51н  «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» (далее – Приказ Минфина РФ № 51н) установлено, что таможенные посты, регион деятельности которых ограничен исключительно пунктами пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иными местами, являющимися местами перемещения товаров в соответствии  с ТК ЕАЭС, если иное не установлено пунктом 4 настоящего приказа, обладают полномочиями регистрировать таможенные декларации в отношении:

 1) товаров, перемещаемых физическими лицами, в том числе представителями юридических лиц, через Государственную границу Российской Федерации в сопровождаемом и несопровождаемом багаже;

2) товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве деклараций на товары в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №263;

3) товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру с представлением таможенной декларации на бумажном носителе или таможенную процедуру таможенного транзита, а также товаров, не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта и убывающих из Российской Федерации из указанного пункта пропуска;

4) категорий товаров, предусмотренных подпунктом 13 пункта 2 статьи 253 ТК ЕАЭС, помещаемых под специальную таможенную процедуру.

В соответствии с пунктом 3Перечня категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329 товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи государственными органами, их структурными подразделениями или организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, медицинских служб и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, организации и оказания медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Товары, помещенные под специальную таможенную процедуру и ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, за исключением полностью потребленных, уничтоженных и бесплатно розданных, должны быть вывезены обратно с таможенной территории ЕАЭС или помещены под иную таможенную процедуру в сроки, установленные таможенным органом исходя из заявленных декларантом целей и сроков использования таких товаров. Указанный срок не может превышать одного года со дня, следующего за днем помещения таких товаров под специальную таможенную процедуру.

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры считается завершенным до истечения срока действия таможенной процедуры, установленного таможенным органом, если таможенная декларация, поданная для помещения товаров под таможенную процедуру с целью завершения действия этой таможенной процедуры, зарегистрирована таможенным органом в предусмотренный для завершения действия таможенной процедуры срок, за исключением случая, когда таможенным органом отказано в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, либо таможенная декларация отозвана в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 № 218 утверждено Положение о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаях возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядке завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру (далее – Положение).

Положение определяет сроки нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядок завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру.

В нарушение пункта 2 Положения при декларировании товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи, в заявлении МЧС России не был указан срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой.

Товары, помещенные под специальную таможенную процедуру и ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, за исключением полностью потребленных, уничтоженных и бесплатно розданных, должны быть вывезены обратно с таможенной территории ЕАЭС или помещены под иную таможенную процедуру в сроки, установленные таможенным органом исходя из заявленных декларантом целей и сроков использования таких товаров. Указанный срок не может превышать одного года со дня, следующего за днем помещения таких товаров под специальную таможенную процедуру.

Пунктом 7 Положения определено, что действие специальной таможенной процедуры в отношении товаров, ввезенных в Российскую Федерацию, завершается обратным вывозом из Российской Федерации либо помещением таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 9 Постановления № 218, в случае если товары помещены под специальную таможенную процедуру и в силу своего целевого назначения подлежат полному потреблению, уничтожению или бесплатной раздаче, таможенным органом принимается решение о завершении специальной таможенной процедуры при представлении в таможенный орган одновременно с декларацией на товары заявления декларанта, содержащего перечень израсходованных, потребленных или непригодных для использования товаров с указанием их наименования, количества, стоимости, а также номера декларации на товары, в соответствии с которой они помещались под специальную таможенную процедуру.

Как следует из материалов дела, 10 мая 2020 года на таможенном посту Морской порт Оля таможни был осуществлен выпуск товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи из Республики Туркменистан, по ДТ № 10311070/100520/0000002 с помещением указанных товаров под специальную таможенную процедуру.

Декларантом товаров выступило ГУ МЧС России по АО .

Следует отметить, что в нарушение пункта 2 Положения № 218 при декларировании товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи, декларантом в заявлении не был указан срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой.

Предельный срок проведения операций в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру по  ДТ № 10311070/100520/0000002, согласно положениям статьи 4 ТК ЕАЭС, истекал 11 мая 2021 года.

11 мая 2021 года на таможенный пост Морской порт Оля таможни в целях завершения специальной таможенной процедуры ГУ МЧС России по АО было подано в письменном виде  заявление в отношении части товаров (продукты питания, текстильная продукция, вата)  в целях помещения указанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Постановлением Правительства РФ № 205 не предусмотрена возможность таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в письменной форме

 В рассматриваемом случае, у таможенного поста порт Оля отсутствовали правомочия для регистрации заявления для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также не выполнялись условия, предусмотренные пунктом 6 Инструкции.

 При этом суд обращает внимание, что   Управлением не правильно была  заявлена таможенная процедура  - для  внутреннего потребления, а не  специальной таможенной процедуры.

Пунктом 5 статьи 111 ТК ЕАЭС установлены основания, по которым таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации. Согласно подпункту 1, 3 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации, а также подача без соблюдения формы таможенного декларирования являются основаниями для отказа в регистрации таможенной декларации.

 По результатам проведенного анализа представленных документов, должностным лицом таможенного поста Морской порт Оля  обоснованно    было  принято решение об отказе в регистрации декларации на товары на основании подпунктов 1, 3 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС.

Повторно в целях завершения специальной таможенной процедуры 12 мая 2021 года на таможенный пост Морской порт Оля таможни ГУ МЧС России по АО была подана декларация на товары в виде перечня товаров для помещения вышеуказанных товаров под специальную таможенную процедуру.

Однако, в связи с отсутствием необходимых документов при подаче перечня должностным лицом таможенного поста Морской порт Оля также было принято решение об отказе в регистрации на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС.

В ходе судебного разбирательства представитель  Управления   пояснил, что  документы  действительно не были приложены  к декларации, поданной 12.05.2021г., поскольку  считали, что они были приложены к декларации  от 11.05.2021г. Следовательно, повторно подавать их не надо.

В соответствии с пунктом 3 Постановлений № 218  срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой может быть продлен на основании мотивированного заявления декларанта, составленного в произвольной форме, поданного до истечения срока действия специальной таможенной процедуры в таможенный орган, в котором товары помещались под специальную таможенную процедуру, либо в таможенный орган, в котором она завершается. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о необходимости продления указанного срока (при их наличии).  Решение о продлении срока действия специальной таможенной процедуры или об отказе в его продлении принимается таможенным органом в возможно короткий срок, но не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления.

 12 мая 2021г Управление подало декларацию за пределами установленного срока на завершение специальной таможенной процедуры. Декларация была подана без  перечня товаров, предусмотренного пунктом 9 Постановления № 218 .  При этом, правом на подачу заявления  о продлении срока завершения специальной таможенной процедуры, Управление не воспользовалось.

Следовательно,  12.05.2021г. таможенным органом было обоснованно отказано в регистрации  декларации

В рамках проводимых проверочных мероприятий Астраханской таможней был подготовлен и направлен запрос в адрес ГУ МЧС по АО  от 28 мая 2021 года № 11-28/08602 о предоставлении информации о декларировании потребленных или бесплатно розданных товаров в таможенных органах, отличных от Астраханской таможни.

Письмом ГУ МЧС по АО от 10 июня 2021 г. № ИВ-218-5775 в Астраханскую таможню была представлена информация о том, что декларирование указанных товаров в таможенных органах, отличных от Астраханской таможни, не осуществлялось.

Таким образом, в отношении части товаров (продукты питания, текстильная продукция, вата), помещенных под специальную таможенную процедуру по ДТ № 10311070/100520/0000002, ГУ МЧС РФ по АО не были предприняты исчерпывающие меры по соблюдению требований таможенного законодательства в части помещения соответствующих товаров под какие-либо таможенные процедуры для завершения специальной таможенной процедуры.

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 218 обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещаются под специальную таможенную процедуру.

При этом, согласно пункту 5 Постановления № 218 обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, прекращается у декларанта:

- при завершении специальной таможенной процедуры в соответствии с порядком завершения специальной таможенной процедуры, за исключением случая, когда во время действия этой таможенной процедуры наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов;

- в случаях, установленных пунктом 2 статьи 54 ТК ЕАЭС.

Таким образом, в связи с несоблюдением условий, предусмотренных пунктом 5 Постановления № 218, 12 мая 2021 г. в отношении товаров, ранее помещенных под специальную таможенную процедуру по  ДТ № 10311070/100520/0000002,  у ГУ МЧС России по АО возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Ссылка представителя заявителя на Постановление  Правительства РФ  от 17.10.201г. № 909, судом признана  необоснованной, поскольку в данном случае обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин не требовалось.

Представитель таможенного органа в судебном заседании пояснила, что,   так как Управление не является постоянным участником  таможенных отношений,  Астраханской таможней  постоянно   давались рекомендации по правильному заполнению деклараций. Однако до настоящего времени  специальная таможенная процедура  по указанным выше товарам   полностью Управлением не завершена.

Судом проверены все доводы заявителя, однако они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения.

На основании изложенного, оспариваемые по делу решения таможенного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает материальных прав заявителя.

В связи с чем, требование заявителя о признании решения таможенного органа незаконным подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 167-170,176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Главному управлению МЧС России по Астраханской области в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук