414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань
Дело №А06-8067/2020
06 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2021 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Сафроновой Ф.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клишиной Ю.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" к Министерству финансов АО
о признании недействительным представления от 08.07.2020 № 02-02-19-238-15 в части подпунктов 1.1, 1.2., 1.3-1.8 пункта 1
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2021; ФИО2, представитель по доверенности от 11.03.2021,
от заинтересованного лица – ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2021 №9, ФИО4, представитель по доверенности от 11.01.2021 №12
Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в суд к Министерству финансов Астраханской области (далее – Минфин по АО) о признании недействительным представления от 08.07.2020 № 02-02-19-238-15 в части подпунктов 1.1, 1.2., 1.3-1.8 пункта 1.
Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания недействительным представления от 08.07.2020 № 02-02-19-238-15 в части подпункта 1.2. пункта 1.
Возражений против отказа от данной части заявленных требований не последовало.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство и материалы дела, приходит к выводу, что отказ заявителя от указанной части заявленных требований не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, принимается судом, при этом производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению.
Суд на основании части 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу в части, указанной заявителем.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к нему и пояснениях в судебном заседании, просит их удовлетворить.
Представители Минфина по АО требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях суду в судебном заседании, просили отказать в их удовлетворении.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Минфином по АО на основании приказа от 04.02.2020 № 8 «О проведении плановой выездной проверки государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление автомобильными дорогами общего пользования «Астраханьавтодор» проведена плановая выездная проверка за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
По результатам проверки составлен Акт выездной проверки №15 от 02.06.2020 и выдано Представление от 08.07.2020 №02-02-19-238-12.
Представление от 08.07.2020 №02-02-19-238-12 содержит требование в срок до 11.08.2020 г. рассмотреть информацию о выявленных нарушениях; принять меры по устранению причин и условий совершенных нарушений, и недопущению их в дальнейшем; рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлениям, в котором оспаривает следующие пункты представления:
- пункт 1.1.: в нарушение ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) претензионная работа по взысканию начисленной неустойки в сумме 6 307,190 тыс. руб. за ненадлежащее исполнение обязательств Учреждением не велась по государственным контрактам:
-по государственному контракту от 12.03.2019 № 03252000067190000120001;
-по государственному контракту от 12.03.2019 № 03252000067190000020001;
-по государственному контракту от 15.04.2019 № 03252000067190000090001;
-по государственному контракту от 16.08.2019 № 082550000619000028;
-по государственному контракту от 22.07.2019 № 082550000619000001;
-по государственному контракту от 31.05.2019 № 03252000067190000690001;
-по государственному контракту от 16.10.2018 № 0325200006718000054-0152798-01;
-по государственному контракту от 22.07.2019 № 0825500000619000005;
-по государственному контракту от 12.07.2019 № 0825500000619000004;
пункт 1.3.: Учреждением объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань - Ильинка - Красные Баррикады в Икрянинском районе Астраханской области на участках км 20+965 - км 22+390; км 24+141 - км 25+890, общей протяженностью 3,174 км» включен в расчеты к изменению сметных показателей на 2019 год от 01.08.2019, и соответственно заключен государственный контракт от 14.08.2019 № 0825500000619000026 без учета требований абз. 2 п. 11.3. Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 24.03.2014 № 80-П (далее - Порядок № 80-П).
В результате действия Учреждения в части принятия решения о заключении контракта на объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань - Ильинка - Красные Баррикады в Икрянинском районе Астраханской области на участках км 20+965 - км 22+390; км 24+141 - км 25+890, общей протяженностью 3,174 км» привели к нарушению ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Пункт 1.4: в нарушение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ Учреждением изменены существенные условия контракта в части изменения источника финансирования, предусмотренного государственным контрактом от 14.08.2019 № 0825500000619000026.
Пункт 1.5.: без учета требований абз. 2 п. 11.3. Порядка № 80-П Учреждением объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер на участке км 7+100-км 17+100 в Наримановском районе Астраханской области, протяженностью 10 км» включен в расчеты к изменению сметных показателей на 2019 год от 22.07.2019, и соответственно заключен государственный контракт от 13.08.2019 № 0825500000619000027.
Пункт 1.6: в нарушение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ Учреждением изменены существенные условия контракта в части изменения источника финансирования, предусмотренного государственным контрактом от 13.08.2019 №0825500000619000027.
Пункт 1.7.: без учета требований абз. 2 п. 11.3. Порядка № 80-П Учреждением объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Раздор-Каспий на участке км 4+000 - км 7+530 в Камызякском районе Астраханской области, общей протяженностью 3,53 км» включен в расчеты к изменению сметных показателей на 2019 год от 22.07.2019, и соответственно заключен государственный контракт от 16.09.2019 № 0825500000619000037.
Пункт 1.8.: в нарушение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ Учреждением изменены существенные условия контракта в части изменения источника финансирования, предусмотренного государственным контрактом от 16.09.2019 № 0825500000619000037.
Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение этим актом прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления № 6/8).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в том числе контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в данном случае Минфином по АО в рамках предоставленных ему полномочий проведено контрольное мероприятие и проверка правомерности использования Учреждением средств бюджета Астраханкой области, выделенных на реализацию мероприятий Национальных проектов, Государственных программ и заявителем данный факт не оспаривался.
По результатам проверки составлен акт №15 от 02.07.2020 (л.д. 11-40) плановой выездной проверки и выдано представление о нарушении бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета (л.д.41-44).
Согласно части 2, части 3 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).
Согласно пункту 1.1 Представления, в ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) претензионная работа по взысканию начисленной неустойки в сумме 6 307,190 тыс. руб. за ненадлежащее исполнение обязательств Учреждением не велась по государственным контрактам от 12.03.2019 № 03252000067190000120001, от 12.03.2019 № 03252000067190000020001; от 15.04.2019 № 03252000067190000090001; от 16.08.2019 № 082550000619000028; от 22.07.2019 № 082550000619000001; от 31.05.2019 № 03252000067190000690001; от16.10.2018 № 0325200006718000054-0152798-01; от 22.07.2019 № 0825500000619000005; от 12.07.2019 № 0825500000619000004
Согласно пункту 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку (штраф, пеню).
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона №44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Из части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ следует, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика направить исполнителю требование (претензию) об уплате неустойки в случае просрочки им обязательств, предусмотренных контрактом.
Закон №44-ФЗ не устанавливает сроки направления требования.
Гражданско-правовых последствий для заказчика в случае не направления данного требования поставщику (подрядчику, исполнителю) Закон № 44-ФЗ не устанавливает, как и не содержит требований к содержанию претензии, сроку и порядку ее направления/рассмотрения.
Положениями статьи 34 Закона № 44-ФЗ не установлен конкретный срок проведения обязательной претензионной процедуры.
Конкретный срок досудебного урегулирования спора установлен пунктом 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет 3 года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, заказчик может направить требование об уплате неустойки непосредственно в день выявления недостатков в оказываемых услугах (день оформления акта экспертизы), в день завершения оказания услуг, по завершению исполнения контракта или даже после окончания срока действия контракта, однако не позднее 3-х лет со дня, когда заказчик узнал о ненадлежащем выполнении исполнителем своих обязательств (пункт 4 статьи 425, пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учреждение направило требования (претензии) от 18.03.2020 об уплате неустойки подрядным организациям (л.д.66-72, 102), до составления акта проверки (02.06.2020).
Таким образом, выводы Минфина АО о нарушении положений Закона № 44-ФЗ являются несостоятельными и не основаны на положениях конкретных статей указанных нормативных актов.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2019 г. по делу № А06-8516/2018.
В соответствии с вышеизложенным, п. 1.1 пункта 1 Представления не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Согласно пунктов 1.4, 1.6, 1.8 Представления, в ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ Учреждением изменены существенные условия контракта в части изменения источника финансирования, предусмотренных государственными контрактами от 14.08.2019 № 0825500000619000026, от 13.08.2019 №0825500000619000027, от 16.09.2019 № 0825500000619000037.
Как следует из представленных документов, Учреждением по результатам электронных аукционов в соответствии с частью 1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) заключены государственные контракты:
- от 14.08.2019 № 0825500000619000026 (далее - Контракт № 0825500000619000026) с ООО «Волжская Ремонтная Строительная Компания» на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань - Ильинка - Красные Баррикады в Икрянинском районе Астраханской области на участках км 20+965 - км 22+390; км 24+141 - км 25+890, общей протяженностью 3,174 км. Срок действия установлен по 31.12.2019, цена - 35 399,143 тыс. руб.
Пунктом 2.2. Контракта № 0825500000619000026 установлен источник финансирования: средства бюджета Астраханской области (КБК 017 0409 04G0080890 244 000001).
Учреждением к Контракту № 0825500000619000026 заключено два дополнительных соглашения от 27.09.2019 № 1 и от 02.10.2019 № 2 об изменении источников финансирования.
В дополнительных соглашениях от 27.09.2019 № 1 и от 02.10.2019 № 2 пункт 2.2. Контракта№ 0825500000619000026 изложен в следующих редакциях: «финансированиеконтракта осуществляется в рамках реализации основного мероприятия «Реализация мероприятий приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», за счет средств бюджета Астраханской области и иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках программы «Дорожное хозяйство» в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» КБК 017 0409 04ZR153930 244 19-Е37Ф - 17 871,822 тыс. руб.; КБК 017 0409 04ZR183930 244 000001 - 17 527,322 тыс., руб. и КБК 017 0409 04ZR153930 244 19Е37Ф - 17 699,572 тыс. руб.; КБК 017 0409 04ZR183930 244 000001 - 17 699,572 тыс. руб. соответственно.».
- от 13.08.2019 за № 0825500000619000027 (далее - Контракт № 0825500000619000027) с ООО «Волжская Ремонтная Строительная Компания» на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер на участке км 7+100-км 17+100 в Наримановском районе Астраханской области, протяженностью 10 км. Срок действия Контракта № 0825500000619000027 установлен по 31.12.2019, цена - 98 602,748 тыс. руб.
Пунктом 2.2. Контракта № 0825500000619000027 установлен источник финансирования: средства бюджета Астраханской области (КБК 017 0409 04G0080890 244 000001).
Учреждением к Контракту № 0825500000619000027 заключены дополнительные соглашения от 10.09.2019 № 1 и от 27.09.2019 № 2 об изменении источника финансирования.
В дополнительных соглашениях от 10.09.2019 № 1 и от 27.09.2019 № 2 пункт 2.2. Контракта № 0825500000619000027 изложен в следующей редакции: «финансирование контракта осуществляется в рамках реализации основного мероприятия «Реализация мероприятий приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», за счет средств бюджета Астраханской области и иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках программы «Дорожное хозяйство» в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» КБК 017 0409 04ZR153930 244 19-Е37Ф – 261,192 тыс. руб.; КБК 017 0409 04ZR183930 244 000001 – 18496,092 тыс. руб. и КБК 017 0409 04ZR153930 244 19Е37Ф - 49 301,374 тыс. руб.; КБК 017 0409 04ZR183930 244 000001 - 49 301,374 тыс. руб. соответственно».
- от 16.09.2019 № 0825500000619000037 (далее - Контракт № 0825500000619000р37) с ООО «Эталон» на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Раздор-Каспий на участке км 4+000 - км 7+530 в Камызякском районе Астраханской области, общей протяженностью 3,53 км. Срок действия Контракта № 0825500000619000037 установлен по 31.12.2019, цена - 29 669,204 тыс. руб.
Пунктом 2.2 Контракта № 0825500000619000037 установлен источник финансирования: «лимит финансирования на 2019 год составляет 28 834,429 тыс. руб. за счет средств иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета (КБК 017 0409 04ZR153930 244 19-Е37Ф)»; «лимит финансирования на 2019 год составляет 834,775 тыс. руб. за счет средств бюджета Астраханской области (КБК 017 0409 04G0080890 244 000001)».
В дополнительном соглашении к Контракту № 0825500000619000037 от 07.10.2019 № 1 пункт 2.2. изложен в следующей редакции:
- «лимит финансирования на 2019 год составляет 29 095,621 тыс. руб. за счет средств иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета (КБК 017 0409 04ZR153930 244 19-Е37Ф)»;
- «лимит финансирования на 2019 год составляет 573,583 тыс. руб. за счет средств бюджета Астраханской области (КБК 017 0409 04G0080890 244 000001).».
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Согласно части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществления закупки содержит, в том числе информацию об источнике финансирования.
Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона №44-ФЗ.
Согласно абз. 2 пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Законом понятие «источник финансирования» не раскрывается.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона законодательство о контрактной системе основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Следовательно, вывод о том, что может выступать источником финансирования по Закону, можно сделать из норм гражданского законодательства.
Так, согласно пунктам 2, 3 статьи 764 ГК РФ, при закупках подрядных работ для государственных или муниципальных нужд источниками финансирования выступают бюджетные средства и внебюджетные источники. Таким образом, источниками финансирования подрядных работ, закупаемых государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с Законом, являются бюджетные средства или внебюджетные поступления. При этом требование указания в документации о закупке (а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контракте кода бюджетной классификации Законом не установлено.
Изменение несущественных условий контракта возможно без каких-либо ограничений, к несущественным относятся условия, которые не установлены Законом № 44-ФЗ как обязательные и не являются обязательными для конкретного вида контракта или не заявлены как существенные.
Данная позиция подтверждается письмами Минфина России от 26.02.2020 № 24-03-08/13531 и от 27 мая 2020 г. № 24-01-06/44590, в которых Министерство указывает, что исходя из системного толкования положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона № 44-ФЗ информация об источнике финансирования не является существенным условием контракта, поскольку указанная информация не влияет на права и обязанности сторон контракта, относительно которых сторонами должно быть достигнуто соглашение.
Также судом также учтена позиция Министерства экономического развития Астраханской области по данному вопросу, выраженная в Постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 56 от 06.10.2020.
В соответствии с вышеизложенным, пункты 1.4, 1.6, 1.8 пункта 1 Представления не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежат признанию недействительным.
Согласно пунктов 1.3., 1.5., 1.8. пункта 1 представления:
- Учреждением объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань - Ильинка - Красные Баррикады в Икрянинском районе Астраханской области на участках км 20+965 - км 22+390; км 24+141 - км 25+890, общей протяженностью 3,174 км» включен в расчеты к изменению сметных показателей на 2019 год от 01.08.2019, и соответственно заключен государственный контракт от 14.08.2019 № 0825500000619000026 без учета требований абз. 2 п. 11.3. Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 24.03.2014 № 80-П (далее - Порядок № 80-П).
В результате действия Учреждения в части принятия решения о заключении контракта на объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань - Ильинка - Красные Баррикады в Икрянинском районе Астраханской области на участках км 20+965 - км 22+390; км 24+141 - км 25+890, общей протяженностью 3,174 км» привели к нарушению ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
- без учета требований абз. 2 п. 11.3. Порядка № 80-П Учреждением объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер на участке км 7+100-км 17+100 в Наримановском районе Астраханской области, протяженностью 10 км» включен в расчеты к изменению сметных показателей на 2019 год от 22.07.2019, и соответственно заключен государственный контракт от 13.08.2019 № 0825500000619000027.
- без учета требований абз. 2 п. 11.3. Порядка № 80-П Учреждением объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Раздор-Каспий на участке км 4+000 - км 7+530 в Камызякском районе Астраханской области, общей протяженностью 3,53 км» включен в расчеты к изменению сметных показателей на 2019 год от 22.07.2019, и соответственно заключен государственный контракт от 16.09.2019 № 0825500000619000037.
Минфином по АО в ходе проведенного анализа предоставленных к проверке документов по факту отбора объектов (мероприятий) и включения их в условия (предмет) государственных контрактов при реализации регионального проекта «Дорожная сеть «Астраханская область» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за 2019 год, установлено следующее.
Региональный проект «Дорожная сеть (Астраханская область)» (далее -Региональный проект), обеспечивающий достижение результатов реализации федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на территории Астраханской области, включен в Государственную программу в качестве основного мероприятия (приложением № 16).
Однако, приложение № 16 к Государственной программе не содержит по объектный перечень мероприятий, включенных в реализацию Регионального проекта на 2019 год.
Основным разработчиком, государственным заказчиком-координатором Государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 № 427-П (далее - Государственная программа) является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство).
На запрос Минфина по АО в адрес Министерства о представлении правового акта субъекта Российской Федерации об утверждении перечня мероприятий, в целях со финансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, а также информации с приложением подтверждающих документов, свидетельствующих о доведении до Учреждения данного правового акта, (письма министерства финансов Астраханской области от 21.02.2020 № 02-02-21-078, от 06.03.2020 № 02-02-21-101) Министерством к проверке предоставлены (письма Министерства от 28.02.2020 № 13-01-02/2972, от 12.03.2020 № 13-01-02/3675):
-распоряжение Министерства от 05.04.2019 № 65/1 «О перечне мероприятий, запланированных к реализации в рамках регионального проекта «Дорожная сеть (Астраханская область)» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Астраханской области» (Т. 1 л.д.120-131);
-распоряжение Министерства от 27.05.2019 № 124 «О перечне мероприятий, реализуемых в 2019-2021 годах за счет средств дорожного фонда Астраханской области в рамках государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области» (в редакции распоряжений Министерства от 01.08.2019 № 219, от 24.08.2019 № 245/1, от 24.10.2019 № 315) (т. 2 л.д.132-157);
- пояснение Министерства, что распоряжения об утверждении Перечня
мероприятий, внесении изменений в него, доводились до Учреждения в рабочем
порядке.
Вместе с тем, в ходе проверки Минфином по АО было установлено, что Министерством в паспорт Государственной программы информация об исполнителях программы (в том числе о проверяемом Учреждении) внесена только в декабре 2019 года (постановление Правительства Астраханской области от 20.12.2019 № 539-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 07.10.2014 № 427-П»), тогда как Учреждение фактически обеспечивало реализацию мероприятий Государственной программы с мая 2019 года.
Согласно Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 24.03.2014 № 80-П (далее – Порядок № 80-П), "государственная программа" - это документ стратегического планирования в Астраханской области, содержащий комплекс планируемых мероприятий.
В соответствии с требованиями Порядка Министерство, как государственный заказчик-координатор, осуществляет следующие полномочия:
- согласовывает с основными исполнителями государственной программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования (абз. 4 п. 11.1. Порядка № 80-П);
-осуществляет координацию действий государственного заказчика и исполнителя государственной программы, в том числе заключает при необходимости соглашения с ее непосредственными исполнителями (абз. 12 п. 11.1. Порядка № 80-П);
- осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию общего объема средств, выделяемых на реализацию государственной программы (абз. 24 п. 11.1. Порядка № 80-П).
Согласно абзацам 1, 2 пункта 11.3. Порядка, Исполнители государственной программы:
- осуществляют реализацию мероприятий государственной программы в рамках своей компетенции;
- представляют государственному заказчику (государственному заказчику-координатору) предложения при разработке государственной программы в части мероприятий государственной программы, в реализации которых предполагается их участие.
Вместе с тем, как верно установлено Минфином по АО в Перечне мероприятий, реализуемых в 2019-2021 годах за счет средств дорожного фонда Астраханской области в рамках государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», утвержденном распоряжением Министерства от 27.05.2019 № 124 (далее - Перечень мероприятий) отражены данные: наименование объекта (контракта), мощность объекта (км/шт), стоимость объекта, лимиты финансирования на 2019 год.
Уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) лимиты бюджетных обязательств доведены Министерством до Учреждения в общем объеме без детализации по объектам (перечням мероприятий).
Детализация по объектам с лимитами бюджетных обязательств отражена в расчетах к бюджетной смете на 2019-2021 годы, и изменениям к бюджетной смете, осуществляемых Учреждением самостоятельно.
Начальная (максимальная) цена контрактов Учреждением определялась проектно-сметным методом.
Вместе с тем, согласно абз. 2 п. 11.3. Порядок № 80-П исполнитель государственной программы осуществляет реализацию мероприятий государственной программы в рамках своей компетенции, при этом соглашение о передаче полномочий Министерством Учреждению в части осуществления анализа мероприятий Регионального проекта, принятия самостоятельных решений о реализации данных мероприятий, о рациональном использовании общего объема средств, выделенных на реализацию Регионального проекта, в ходе проверки и при рассмотрении дела в суде заявителем не представлено.
Представленные Учреждением расшифровки экономических статей, надлежащим образом с Министерством не согласованы и не утверждены, доказательств их направления в адрес Министерства для согласования также не представлено.
Таким образом, суд считает, что Минфин по АО, верно, пришел к выводу, что объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань - Ильинка - Красные Баррикады в Икрянинском районе Астраханской области на участках км 20+965 - км 22+390; км 24+141 - км 25+890, общей протяженностью 3,174 км», объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер на участке км 7+100-км 17+100 в Наримановском районе Астраханской области, протяженностью 10 км» и объект «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Раздор-Каспий на участке км 4+000 - км 7+530 в Камызякском районе Астраханской области, общей протяженностью 3,53 км» включены в расчеты к изменению сметных показателей на 2019 год без учета требований абз. 2 п. 11.3. Порядка № 80-П.
В связи с чем, требования заявителя в данной части не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным представление Министерству финансов АО от 08.07.2020 № 02-02-19-238-15 в части подпунктов 1.1, 1.4, 1.6, 1.8 пункта 1.
Производство по требованию Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" к Министерству финансов АО о признании недействительным представления от 08.07.2020 № 02-02-19-238-15 в части подпункта 1.2.пункта 1 прекратить в связи с отказом от заявленных требований.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья
Ф.В. Сафронова