ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-8549/16 от 28.11.2016 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-8549/2016

30 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2016 года

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2016 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доржиевой Б.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УК Экском 5"

к Службе жилищного надзора Астраханской области

о признании незаконным и отмене постановления №89-ю от 12.08.2016

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от административного органа: не явился, извещен

   Общество с ограниченной ответственностью "УК Экском 5" (далее ООО "УК Экском 5", Общество, заявитель)  обратилось с заявлением к Службе жилищного надзора Астраханской области (далее административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №89-ю от 12.08.2016о привлечении к административной ответственности по части 5 статье 9.16 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Представители сторон в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителей сторон.

Рассмотрев заявление, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Советского района г. Астрахани проведена проверка исполнения требований законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической  эффективности в деятельности Общества.

Материалы проверки переданы в Службу жилищного надзора по Астраханской области, на основании этого административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 04.08.2016 по части 5 статьи 9.16 КоАП РФ, из которого следует, что в ходе проверки, проведенной  «14» июня 2016 г. прокуратурой Советского района г. Астрахани установлено, что в управлении Общества   с 01.10.2014г.

по настоящее время   находятся многоквартирные дома № 9 корп.1 по ул. Луконина, 12 корп.2 по ул. Воробьева, с 07.11.2014 № 24 по ул. Челябинская, с 01.02.2015 № 9 корп.1 по ул. Звездная, 8,11 корп.1 по ул. М.Луконина, с 01.03.2015 № 5 по ул.Звездная, с 01.04.2015 № 3,11 корп. 11 по ул. Звездная, 36 корп. 3 по ул. Куликова, с 15.04.2015 № 5 корп. 2 по ул. Звездная, с 16.04.2015 № 4 корп. 2 по ул. Космонавтов, с 01.05.2015 № 9,12 корп. 1, 12 корп. 2 по ул. М.Луконина, 14 по пр.Воробьева.' 56 по ул. Б.Хмельницкого, 14 по ул. Б.Алексеева, с 01.06.2015 № 54 корп. 1 по ул. Дубровинского, с 11.06.2015 № 136 по ул. Н. Островского.

Однако, Обществом в течение года со дня управлении многоквартирными домами по вышеуказанным адресам предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе о мероприятиях, перечисленных в постановлении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 03.11.2010 № 10-П «Об утверждении перечня обязательных мероприятий по энергосбережению для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества, так и в отношении помещений в многоквартирном доме», которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием всех необходимых сведений, а именно расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий не разработаны и до сведения собственников домов не доведены.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения. ответственность за которое предусмотрена  частью 5 статьи  9.16 КоАП РФ,  04 августа 2016 года  Службой жилищного надзора   в отношении ООО "УК Экском 5" был составлен протокол об административном правонарушении.

12.08.2016 административным органом вынесено постановление № 89-ю о привлечении Общества к административной ответственности по части 5 статьи 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в суд с  заявлением.

Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, находит заявленные требования обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктов 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4)обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 В соответствии со статьей  29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны  обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и в том числе мотивированное решение по делу

Часть 5 статьи 9.16 КрАП РФ, предусматривает административную ответственность - за "несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведения до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах".

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

В силу части 7 статьи 12 Закона № 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

"УК Экском 5" вменяется в вину нарушение требований части 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Доказательств, подтверждающих наличие вменяемого Обществу  нарушения, суду не представлено.

В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Доказательств непосредственного обнаружения правонарушения  административным органом не представлено.

Также, в нарушение требований статьи 29.10 Кодекса в обжалуемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно выражена вина Общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.16 Кодекса.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исследовав материалы дела, суд считает, что административным органом при производстве по административному делу в отношении Общества допущены нарушения требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: не установлено время совершения правонарушения.

Из протокола об административном правонарушении следует, что «14.06.2016 Прокуратурой Советского района была проведена проверка…», которая не является временем совершения административного правонарушения.

В силу подпункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Суд считает, что наложение административного взыскания без учета времени совершения правонарушения и сроков давности привлечения к административной ответственности противоречит публично-правовым принципам назначения наказания за административное правонарушение. Время совершения правонарушения имеет существенное значение для определения срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Однако, в нарушение указанной нормы административным органом не установлено время административного правонарушения.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Определением о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 29.08.2016 арбитражный суд обязал административный орган представить в материалы арбитражного дела в полном объеме материалы административного производства (копии в дело) по факту привлечения  ООО "УК Экском 5"к  административной ответственности по части 5 статье 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 руб. в срок до 20.09.2016.  Определение было получено административным органом 31.08.2016.

Административный орган данное требование суда не исполнил, в связи с чем,  суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства и определением от 13.10.2016 повторно обязал Службу жилищного надзора Астраханской области представить  копии материалов административного производства (подлинники на обозрение суда) к предварительному судебному заседанию, назначенному на 26.10.2016. Определение было получено административным органом 18.10.2016.

Однако, представитель от административного органа в судебное заседание не явился, материалы административного производства суду не представил.

По мнению суда, срок с  31.08.2016 (дата получения определения от 29.08.2016) по 28.11.2016 (дата рассмотрения дела в судебном разбирательстве) является более чем достаточным для направления в суд копий материалов административного производства, что позволяет суду прийти к выводу, что административный орган имел направить в распоряжение арбитражного суда материалы административного производства во исполнение своей процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Административным органом не представлено   доказательств,  что  ими  установлено   вменяемое ООО "УК Экском 5"  нарушение,  то есть  фактически не установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьей 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.

Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Службы  жилищного надзора Астраханской области № 89-ю  от 12.08.2016  года о привлечении ООО  УК «Экском 5»  к  административной ответственности по  части 5 ст.9.16  КоАП РФ в виде штрафа в размере 20  000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук