АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-8573/2015
26 февраля 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена 18 февраля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2016 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе: судьи: Ковальчук Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доржиевой Б.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Службы по тарифам Астраханской области к Заместителю министра финансов Астраханской области ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления от 04.09.2015г. о наложении штрафа по делу №57/МФ/2015 об административном правонарушении
при участии:
до перерыва
от заявителя: ФИО2 представитель по доверенности от 17.02.2016 г;
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 22.12.2015 г; ФИО4 – представитель по доверенности от 22.12.2015 г
после перерыва
от заявителя: ФИО2 представитель по доверенности от 17.02.2016 г;
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 22.12.2015 г; ФИО4 – представитель по доверенности от 22.12.2015 г
Служба по тарифам Астраханской области обратилась в арбитражный суд с иском к Заместителю министра финансов Астраханской области ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления от 04.09.2015г. о наложении штрафа по делу №57/МФ/2015 об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду.
Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в удовлетворении отказать по основаниям изложенным в отзыве и пояснениях, считает, что вина Службы в совершении административного правонарушения доказана материалами дела.
В судебном заседании 17.02.2016 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 18.02.2016 года до 11 часов 11 минут. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 02.12.2014г. по 09.12.2014г., с 29.06.2015г. по 10.07.2015г. контрольно-ревизионным департаментов министерства финансов Астраханской области была проведена ревизия Службы по тарифам Астраханской области по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при использовании средств бюджета Астраханской области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Астраханской области за период с 01.01.2013г. по 31.12.2013г.
По результатам ревизии был составлен акт № 35 от 20.08.2015 года, который вручен руководителю Службы ФИО5
В ходе проверке административным органом было установлено нарушение п.п.1 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно Службой в 2013г. за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных на содержание центрального аппарата и осуществление его функций по КБК 0113/0020400/12, подстатье КОСГУ 290 «Прочие расходы» осуществлены расходы на приобретение сувенирной продукции на сумму 99 000 рублей.
21.08.2015 года в присутствии представителя Службы ФИО6 административным органом был составлен протокол об административном правонарушении № 42 по делу №57/МФ/2015.
04.09.2015 года, по обстоятельствам, изложенных в протоколе № 42, административным органом в отношении Службы было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статьи 15.14 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 4 250 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд Астраханской области с заявлением.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2)лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4)обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6)обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7)иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статья 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и в том числе мотивированное решение по делу.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективную сторону данного правонарушения составляет направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично условиям их получения.
Субъектом данного правонарушения может быть, в частности, юридическое лицо, вина которого согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется выявлением у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Службе вменяется, что в 2013 году в нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных на содержание центрального аппарата и осуществление его функций по КБК 0113/0020400/012, подстатье КОСГУ 290 «Прочие расходы» осуществлены расходы на приобретение сувенирной продукции на сумму 99 000 рублей согласно заявке на кассовый расход от 16.12.2013 № 00000946, счету от 05.12.2013 № АМ00000917, товарной накладной от 18.12.2013 № АМ00000545, счет-фактуре от 18.12.2013 № АМ00000467.
Приобретенная сувенирная продукция в проверяемом периоде по данным бюджетного учета и отчетности Службой не списывались и числятся по состоянию на 01.07.2015 на забалансовом счете 07.2 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры по стоимости приобретения» на сумму 99 000 рублей.
Согласно пояснениям, представленным в ходе проведенной ревизии руководителем Службы ФИО5 указанная сувенирная продукция это подарочные наборы в упаковках «Parker Sonnet-ESSENTIAL Stainless Steel CT, перьевая ручка F + блокнот» в количестве 20 шт. по цене 4 950 на общую сумму 99 000 рублей. Данные подарочные наборы приобретались для поздравительных мероприятий к Новому году.
Заявитель считает, что расходы Службы, связанные с приобретением сувенирной продукции, осуществлены в целях исполнения функций, предусмотренных Положением о службе, в частности:
- пунктом 2.1.26 при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Астраханской области в порядке, установленном действующим законодательством;
- пунктом 2.1.22 (в редакции 2013 года) при проведении в установленном законодательством порядке конкурсов и заключении государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
- получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
- бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
В соответствии со статьей 7 БК РФ к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету.
Статьей 165 БК РФ определено, что Министерство финансов Российской Федерации устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации и утверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 165 БК РФ разработаны указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которыми установлены правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также правила применения классификации операций сектора государственного управления государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н (далее – Указания № 65н), бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.
Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям классификации расходов, так и по целевым программам расходов бюджетов.
Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Статьей 162 Бюджетного кодекса РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Разделом 3 Указаний №65н определено, что на статью 290 Прочие расходы КОСГУ относятся расходы, в том числе:
приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:
- поздравительных открыток и вкладышей к ним;
- приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т.п.;
- цветов;
другие аналогичные расходы.
Однако, расходы на приобретение сувенирной продукции не относятся к расходам, предусмотренным для осуществления полномочий Службы, установленных разд. 2 Положения о службе по тарифам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П.
Не представлено и доказательств, подтверждающих расходование сувенирной продукции по назначению, указанному представителем заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Службы объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 года по делу А06-8572/2015.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания постановления незаконным в связи с малозначительностью правонарушения суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконным и отмены постановления от 04.09.2015 № 57/МФ/2015, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявления
Руководствуясь статьями 167-170,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Службе по тарифам Астраханской области в удовлетворении заявленных требований.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья
Т.А. Ковальчук