АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-8765/2012
20 февраля 2013 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Гущиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скитер Т.А.,
в заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1 - представитель по доверенности от 25.12.2012г.,
от ответчика – не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области к ОГИБДД ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении от 04.01.2012г.
у с т а н о в и л :
Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (Далее заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ОГИБДД ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области (далее ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении от 04.01.2012г., одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления.
Заявитель в судебном заседании просит заявленные требования удовлетворить, полагает, что его права нарушены, поскольку на основании данного постановления гражданин ФИО2 обратился в Кировский районный суд г. Астрахани с иском к Министерству о взыскание ущерба, причиненного в результате ДТП, произошедшего 07.07.2011г.. При рассмотрении дела в суде было выявлено, что имеется два акта выявленных недостатков с разным содержанием и две карточки учета ДТП.
Ответчик в нарушение требований статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на заявление не представил, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении определения суда 04.02.2012г. Кроме того, имеется почтовое уведомление о получении ответчиком 24.12.2012г. определения о принятии дела к производству. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснение заявителя, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
В соответствии с частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
ОГИБДД ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области 04.01.2012г. вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что 04.07.2012г. в 11:45 на автодороге Лиман -ж/д ст. Зензели 2км 870м Лиманского района произошло дорожно-транспортное происшествие – столкновение автомашины Хундай Элантра г/н <***> регион под управлением водителя ФИО2 и автомашины ГАЗ-3302 г/н <***> под управлением водителя ФИО3, в результате водитель ФИО3, водитель ФИО2 и пассажир ФИО4 получили телесные повреждения. В действиях водителя ФИО2 усматривались нарушения пунктов 9.1, 9.4 и 10.1 ПДД РФ. Согласно заключению судебной экспертизы – в рассматриваемой ситуации предотвращение столкновения от действий обоих водителей не зависело, так как водитель ФИО2 утратил контроль над управляемым транспортным средством, въехав на не соответствующие ГОСТ-Р 50597-93 повреждения проезжей части. При этом автомобиль находился в состоянии заноса, не был заторможен.
Министерство, обжаловав указанное постановление, полагает, что его права и законные интересы нарушены в связи с указанием на несоответствие ГОСТ-Р 50597-93 повреждений проезжей части дороги, что позволило ФИО2 29.10.2012г. обратиться в Кировский районный суд г. Астрахани с иском о взыскании с Министерства ущерба, причиненного в результате ДТП.
Согласно частям 1, 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса:
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Итак, исходя из вышеуказанной нормы закона постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в силу:
статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим, являющимся физическим лицом или юридическим лицом, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред;
статьи 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законные представители физического лица, которые осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права;
статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законные представители юридического лица, которые осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим;
статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по оспариваемому постановлению не относится к лицами, указанным в статьях 25.1 - 25.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а, следовательно, у него не возникло право на обжалование постановления делу об административном правонарушении.
Заявитель в своем заявлении указывает, что оспаривает постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в порядке статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд считает, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты, поскольку глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (включающая стать 197, 198, 201) предусматривает рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а не постановлений по делам об административном правонарушении.
Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности предусмотрено § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 3 статья 30.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и частями 1, 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Заявитель заявил ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления, при этом не указал на уважительные причины пропуска срока.
Поскольку Министерство не являлось участником дела об административном правонарушении, то постановление от 04.01.2012г. ему не вручалось, но исходя из текста заявления, что с 29.10.2012г. в Кировском районном суде г. Астрахани рассматривается иск ФИО2 к Министерству, то об оспариваемом постановлении заявителю известно с указанного времени, однако заявление в арбитражный суд подается только 12.12.2012г.
Исходя из того, что Министерство пропустило срок на обжалование, доказательств уважительности пропуска срока не представило, то отсутствуют основания для восстановления срока на обжалование постановления от 04.01.2012г..
Также судом установлено, что Министерство не относится к лицами, указанным в статьях 25.1 - 25.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предоставлено право на обжалование постановлений по делам об административным правонарушениям.
Кроме того, заявитель, обращаясь в суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, избрал неверный способ защиты.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в удовлетворении заявленного требования к ОГИБДД ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении от 04.01.2012г.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья
Т.С. Гущина