ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-985/07 от 18.05.2007 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  АСТРАХАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

414014  г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н  И Е

г. Астрахань                                                                              Дело А06-985/2007-7

«25» мая 2007г.

Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2007г.

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:  судьи  Сериковой Г.В.

при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Суралиевой М.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью  Морское Агентство «КаспИнфлот»

кАстраханской таможне

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: ФГУ «Российский морской регистр судоходства»

о признании решения и требования таможенного органа незаконными

при участии

от заявителя: ФИО1 - генеральный директор, паспорт серии <...> выдан 19.06.2001г. Трусовским РОВД г. Астрахани, ФИО2, представитель по доверенности от 31.01.2007г. № 31/01, паспорт серии <...>, выдан Советским РОВД г. Астрахани 29.11.2001г.

от заинтересованного лица: ФИО3 – начальник правового отдела, доверенность  от 09.01.2007г. № 01-03-66/00006

третьего лица: ФИО4 – заместитель директора, доверенность от 01.04.2007г., паспорт серии <...>, выдан ОВД Ленинского района г. Астрахани 09.10.2001г., удостоверение № 1033141.

        ООО МА «КаспИнфлот»обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения о классификации товара от 17.07.2006г. и требования об уплате таможенных платежей № 620 от 15.11.2006г. Астраханской таможни незаконными. Заявитель в порядке ст. 49 заявил ходатайство об уточнении требований ввиду допущенной технической ошибки, просит суд признать решения о классификации товара от 24.08.2006г. и требования об уплате таможенных платежей № 620 от 15.11.2006г. Астраханской таможни незаконными.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали и указали, что судно «ОЛА» имеет классификационное свидетельство Российского морского регистра судоходства, является морским судном, считает, что таможня необоснованно своим решением изменила классификацию судна и выставила требование об уплате таможенных платежей с нарушением установленного законом срока.

Представитель Астраханской таможни требования заявителя не признал, пояснил, что сухогруз классифицирован декларантом как морское судно, однако на оборотной стороне  классификационного свидетельства указано, что данное судно является смешанного (река-море) плавания и предназначено для эксплуатации, как на море, так и на реке, и соответственно должно классифицироваться по коду ТН ВЭД России в подсубпозиции 8901 90 990 0 (прочее).

Представитель третьего лица пояснил, что единственным органом, имеющим право классифицировать суда как морские или речные является Морской регистр судоходства либо Речной регистр судоходства в соответствии с имеющимися техническими характеристиками судна. Судно «ОЛА» зарегистрировано в Российском морском регистре судоходства, имеется  классификационное свидетельство, включено в регистрационную книгу судов, которая содержит исключительно морские суда с регистровой вместимостью свыше 100 регистровых тонн, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что судно является морским.

 Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

25.02.2005г. ООО МА «КаспИнфлот»была подана ГТД № 10311020/250205/0000617 на сухогрузное судно «ОЛА». На основании классификационного свидетельства, при оформлении судна декларантом был заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД России № 8901 90 100 0 - морское судно. Согласно присвоенному коду товара, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 448 от 21.06.2002г., судно было оформлено в режиме ИМ 31 с полным освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов. После проведения процедур оформления и проверки, 01.03.2005г. судно было выпущено, что подтверждается отметкой таможни на ГТД.

24.08.2006г. Астраханской таможней принято решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России с присвоением иного кода товара, чем был заявлен декларантом, судно классифицировано по коду 8901 90 990 0, что явилось основанием для начисления к уплате в бюджет таможенных платежей.  

31.08.2006г. таможней         в адрес общества направлено требование об уплате таможенных платежей № 511 от 30.08.2006г. на сумму 2645790,95 руб., которое письмом за № 03-01-26/12456 от 13.09.2006г. было отозвано и одновременно направленно новое требование об уплате таможенных платежей № 553 от 13.09.2006г. на сумму 1253269,44 руб., 16.09.2006г. за № 03-01-10/16113 требование № 553 было отозвано и направлено вновь новое требование об уплате таможенных платежей № 620 от 15.11.2006г. на сумму 1114017,24 руб. (л.д.16, 34-39).

В обоснование принятого решения  Астраханская таможня указала, что согласно выданному Российским морским регистром судоходства классификационному свидетельству судно «ОЛА» может использоваться как на море, так и на реке, т.е. является судном смешанного типа плавания. Литер «КМ», указанный в классификационном свидетельстве, означает, что судно построено под надзором и правилам Морского регистра и дает право судну эксплуатироваться в море. Однако судно по своим техническим параметрам предназначено как для эксплуатации на море, так и для эксплуатации на реке. Исходя из смысла товарной номенклатуры символы «СП» означают район плавания. Если зона ограничения плавания «река-море», то судно не может считаться морским и относится к типу «прочие суда». Данные обстоятельства были взяты за основу при  принятии решения о классификации товара, судно классифицировано в подсубпозицию 8901 90 990 0 (прочее).

Исследовав материалы арбитражного дела, мнение сторон суд приходит к выводу о признании решения о классификации товара № 10311000/03-04-34/049 от 24.08.2006г. и требование об уплате таможенных платежей № 620 от 15.11.2006г. таможни незаконными по следующим основаниям.

Как следует из классификационного свидетельства Российского морского регистра судоходства судно сухогруз «ОЛА» построено в сентябре 1967 года в Нижнем Новгороде, имеет следующие технические характеристики: длина - 110.76м., ширина - 13.22 метра, высота борта - 5.50 метра, осадка судна - 3.81 метра, валовая вместимость составляет - 2478 тонн, дедвейт – 3353 тонн. Согласно проведенному освидетельствованию судну присвоен класс с символом КМ (*) Л4 IIСП. Судно принадлежит CASPIANSHIPPINGCOMPANYLIMITED,  бербоут-чартерным владельцем является ООО «Морское Агентство «КаспИнфлот», судну разрешено плавание под государственным флагом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и п. 8.1, 8.2 Устава ФГУ «Российский морской регистр  судоходства, утвержденного приказом Росморречфлота от 13.03.2005г. № 8,  органом, осуществляющим технический надзор  и классификацию судов смешанного «река-море» плавания является Федеральное государственное учреждение «Российский морской регистр  судоходства».

В судебное заседание в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований было привлечено - ФГУ «Российский морской регистр судоходства», представитель которого -  заместитель директора Астраханского филиала ФГУ «Российский морской регистр судоходства» ФИО4, в судебном заседании пояснил, что основным критерием классификации морских судов являются символы класса «К», «Л», (*) (звездочка в кружочке), указываемые  в классификационном свидетельстве судна. Остальные символы поясняют назначение судна, районы плавания (2 СП, 3СП). Морское судно должно соответствовать правилам регистра по прочности, устойчивости. Судно «ОЛА» имеет большой срок эксплуатации, состоит на учете в Морском регистре судоходства, занесено в регистровую книгу морских судов. Судно относится к классу морских судов, поскольку в его классификационном свидетельстве имеются символы «КМ (*) (звездочка в кружке). Символы «КМ» означают, что судно построено по правилам  морского регистра судоходства и это дает ему право эксплуатироваться в море. Символ (*) - звездочка в кружочке означает, что судно спроектировано и построено под надзором морского регистра, символ «II СП»  определяет район плавания и свидетельствует о том, что судно может плавать при шестиметровом волнении с удалением от места убежища до 100 миль. В соответствии с полномочиями ФГУ «Российский морской регистр судоходства» занимается классификацией морских судов, а классификацией речных судов занимается Речной регистр судоходства. Любое морское судно может эксплуатироваться в речной зоне, ограничением в таком случае является только осадка судна. Пояснил, что классификационное свидетельство является основным документом для плаваниясудна, в котором прописывается  район плавания и символ класса.

В соответствии со ст. 271 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:

если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства,

если транспортное средство ввозится на таможенную территорию РФ и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено  на это иностранным лицом,

если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках,

если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию РФ не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного ввоза транспортного средства.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу._______________________________________________________________________________________________________________________________

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002г. № 448 «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов» установлено, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД  8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0,  8901 90 100 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся  на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.

Согласно классификационному свидетельству валовая вместимость судна «ОЛА» составляет - 2478 тонн.

Постановлением Правительства  РФ от 30.11.2001г. № 830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» утвержден Таможенный тариф РФ, представляющий собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России).

Согласно п.7 Инструкции, утвержденной Приказом ГТК РФ от 29.09.2004 года № 85, классификация товаров - отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в ТН ВЭД России, и соответствующим им цифровым кодам. В соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

Согласно дополнительному примечанию № 1 к группе 89, в подсубпозиции 8901 90 100 0 должны включаться средства, предназначенные только для морской эксплуатации.

Суда, лодки и другие плавучие средства включены в товарные позиции группы 89 ТН ВЭД России.

В пояснениях к ТН ВЭД, сделанных Государственным таможенным комитетом РФ указывается, что термин «плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации» означает суда, которые исходя из их конструкции способны эксплуатироваться в море даже при плохой погоде. Такие суда обычно оснащены водонепроницаемой палубой и устойчивыми к атмосферным воздействиям надпалубными сооружениями. Данный термин распространяется на указанные суда, независимо от того, используются ли они фактически преимущественно в прибрежных водах, дельтах рек или на озерах и т.д.

Согласно п. 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД в случае, если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание  товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

Согласно Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, понятие «морское судно» означает судно, иное, чем те, которые плавают исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости, либо в районах действия портовых правил.

Поэтому утверждение представителей таможенного органа о том, что морские суда могут быть отнесены к коду  8901 10 100 0 лишь в том случае, если они предназначенные только для морской эксплуатации не основано на законодательстве, в том числе на нормах международного права.

Кроме того,  в судебном заседании установлено, что оспариваемое заявителем требование об уплате таможенных платежей № 620 от 15.11.2006г. направлено таможней с нарушением, установленного ч. 3 ст. 350 ТК РФ срока, поскольку ответчиком не было суду представлено доказательств о направлении в установленный законом срок требования № 511 от 30.08.2006г., которое было впоследствии отозвано. Более того, таможенное законодательство не предусматривает неоднократные направления и отзывы требований об уплате таможенных платежей и восстановления сроков их направления.

В связи с изложенным, с учетом пояснений сторон, представленных документов, суд считает, что теплоход «ОЛА» по всем параметрам постройки является морским судном. Судно находится под надзором Российского морского регистра судоходства и имеет соответствующее классификационное свидетельство, формула класса указывает на то, что морскому судну предоставлено право захода во внутренние воды для удобства перевозок.

В соответствии с ч. 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие.

Суд считает, чтотаможенный орган не представил законного обоснования классификации морского судна по коду товара «прочие суда и плавучие средства».

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ООО МА «Каспинфлот» удовлетворить.

Решение о классификации товара от 24.08.2006г. и требование об уплате таможенных платежей № 620 от 15.11.2006г. Астраханской таможни признать незаконными.

Взыскать с Астраханской таможни в пользу ООО МА «Каспинфлот» судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение одного месяца со дня объявления решения и в кассационную инстанцию в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судья                                                                                       Г. В. Серикова