ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-11058/20 от 19.10.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-11058/2020

26 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 26 октября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Зиганшиной Ю.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хисамовой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ (ИНН: 0254013772, ОГРН: 1130280044146)

к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН: 0278151669, ОГРН: 1080278007897)

о признании недействительным и отмене представления № 426/03 от 05.03.2020г.,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания.

Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие Машинно-технологическая станция «Зауралье Агро» Республики Башкортостан (далее – заявитель, ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, Минэкологии РБ, Министерство) о признании недействительным и отмене представления № 426/03 от 05.03.2020г.

Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан заявленные требования не признало по доводам, изложенным в отзыве и в ходе судебных заседаний.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2019 года Сибайским территориальным комитетом Минэкологии РБ при непосредственном обнаружении выявлен факт складирования свежего и перепревшего навоза, а также сброс отходов (осадков) из выгребных ям и жидких отходов смыва нечистот при уборке вольеров на рельеф местности - непосредственно на почву.

Высота складируемого навоза на момент осмотра составила от 0,3 до 1,5 м, площадь занимаемого участка - 8 га.

В ходе рассмотрения дела установлено, что навоз свежий и перепревший от крупного рогатого скота складируется ГУСП МТС «Зауралье-Агро» РБ на земельном участке с кадастровым номером 02:06:041101:49, который относится к категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным использованием «Для возделывания сельскохозяйственных культур».

Должностным лицом Минэкологии РБ в отношении ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ 03.12.2019г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП Российской Федерации и 11.12.2019г. вынесено постановление №282 о признании ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ виновным в совершении указанного административного правонарушения.

Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 03.02.2020г. по делу №12-22/2020, оставленным без изменения решением Верховного суда Республики Башкортостан от 18.05.2020г., постановление от 11.12.2019г. изменено в части назначения наказания, заменив назначенный штраф на предупреждение.

В решении Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 03.02.2020г. по делу №12-22/2020 установлено, что вина ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ в совершении правонарушения подтверждена материалами дела об административном правонарушении.

На основании материалов дела об административном правонарушении Сибайским территориальным комитетом в адрес ГУ СП МТС «Зауралье Агро» вынесено представление от 05 марта 2020 № 426/03 с требованием принять следующие меры:

1) Запретить с 16.03.2020 вывоз отходов животноводства на несанкционированное место размещения отходов на земельном участке с кадастровым номеров 02:06:041101:49;

2) Организовать и обеспечить вывоз отходов животноводства на специально отведенный земельный участок с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований - в срок до 05.04.2020г.

Не согласившись с вынесенным представлением, ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Как разъяснено в пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).

Представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2019 года Сибайским территориальным комитетом Минэкологии РБ при непосредственном обнаружении выявлен факт складирования свежего и перепревшего навоза, а также сброс отходов (осадков) из выгребных ям и жидких отходов смыва нечистот при уборке вольеров на рельеф местности - непосредственно на почву.

Высота складируемого навоза на момент осмотра составила от 0,3 до 1,5 м, площадь занимаемого участка - 8 га.

В ходе рассмотрения дела установлено, что навоз свежий и перепревший от крупного рогатого скота складируется ГУСП МТС «Зауралье-Агро» РБ на земельном участке с кадастровым номером 02:06:041101:49, который относится к категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным использованием «Для возделывания сельскохозяйственных культур».

Согласно п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления ГУСП МТС «Зауралье Агро» было допущено размещение отходов животноводства в отсутствие соблюдения требований к навозохранилищу.

Должностным лицом Минэкологии РБ в отношении ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ 03.12.2019г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП Российской Федерации и 11.12.2019г. вынесено постановление №282 о признании ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ виновным в совершении указанного административного правонарушения.

Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 03.02.2020г. по делу №12-22/2020, оставленным без изменения решением Верховного суда Республики Башкортостан от 18.05.2020г., постановление от 11.12.2019г. изменено в части назначения наказания, заменив назначенный штраф на предупреждение.

В решении Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 03.02.2020г. по делу №12-22/2020 установлено, что вина ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ в совершении правонарушения подтверждена материалами дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности.

Основанием для вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение Министерством дела об административном правонарушении, и доказанность факта совершения данного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Материалами дела установлен факт размещения на указанном земельном участке отходов животноводства в нарушение требований природоохранного законодательства. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Оспариваемое представление содержит указание на нормы права, нарушенные ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ.

Вопреки ч. 1 ст. 65 АПК РФ ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ доказательств нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской деятельности не представлено.

В обоснование заявленных требований ГУСП МТС "ЗАУРАЛЬЕ АГРО" РБ приводится  довод о том, что оспариваемое представление вынесено Министерством по истечению более трех месяцев с момента выявления правонарушения. Однако статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит положения о сроках, в пределах которых судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны или могут внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Кроме того, суд отмечает, что вопрос о законности постановления от 11.12.2019г. о назначении административного наказания №282 был  предметом рассмотрения Баймакским районным суда Республики Башкортостан по делу №12-22/2020, которым решение вынесено 03.02.2020г.

Также доводы заявителя сводятся к несогласию с привлечением к административной ответственности, что было  предметом рассмотрения в рамках дела №12-22/2020.

Иные доводы заявителя судом отклоняются как необоснованные и основанные на неверном толковании норм права.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Вместе с тем доказательств незаконности вынесенного Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан представления № 426/03 от 05.03.2020г. заявитель не представил.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине возлагаются на Заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием Машинно-технологическая станция «Зауралье Агро» Республики Башкортостан требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Ю.С. Зиганшина