ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-11278/12 от 16.11.2012 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, e-mail: sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

«23» ноября 2012г. Дело №А07-11278/2012

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Ахметовой Г.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухутдиновым А.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества "Судоходная компания "БашВолготанкер" (адрес места нахождения: 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 97/1; ОГРН 1020203226339; ИНН 0278045090)

к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (адрес места нахождения: 450078, г. Уфа, ул. Кирова, 109; ОГРН 1020202857730; ИНН 0276009770)

о признании недействительным решения от 28.03.2012 №07-23/4 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»

при участии:

от заявителя: Руденко С.П., доверенность №11 от 03.04.2012г., предъявлен паспорт; Гаймалеев Д.Р., доверенность №46 от 30.07.2012г., предъявлен паспорт; Галимов Д.Х., доверенность от 30.07.2012г. №45, предъявлен паспорт; Чепайкин А.М., доверенность №58 от 26.10.2012г., предъявлен паспорт;

от ответчика: Шулепов М.В., главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 10.11.2012г. №02-38/023330, предъявлено служебное удостоверение; Бикбулатов Э.Ф., главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 09.01.2012г. №02-22/00017, предъявлено служебное удостоверение; Ульмаскулов А.Ф., главный государственный налоговый инспектор правового отдела, доверенность от 09.01.2012г. №02-22/00021; Покало А.В., государственный налоговый инспектор отдела налогообложения №1УФНС по РБ, доверенность от 16.11.2012г. №02-38/037737.




Закрытое акционерное общество "Судоходная компания "БашВолготанкер" (далее - заявитель, ЗАО СК "БашВолготанкер", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 28.03.2012 № 07-23/4, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган).

Заявитель в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме.

Ответчик заявленное требование не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление, считает вынесенное решение законным и обоснованным и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Как следует из материалов дела, 09 ноября 2011 года ЗАО СК «БашВолготанкер» представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 года, сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила 69013660 руб.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки №638 от 21.02.2012, на основании которого вынесено решение от 28.03.2012г. №07-23/4 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (далее - решение от 28.03.2012г. №07-23/4).

Согласно решению от 28.03.2012г. №07-23/4, обществу доначислен НДС в размере 46805127 руб., соответствующие суммы пени в размере 669597 руб., кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в размере 8545554 руб.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о необоснованности применения заявителем ставки налога 0 процентов при реализации работ (услуг) по перевалке и перевозке нефтепродуктов.

ЗАО СК «БашВолготанкер» обратилось с апелляционной жалобой на решение от 28.03.2012г. №07-23/4 в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 08.06.2012г. №320/06 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение налогового органа от 28.03.2012г. №07-23/4 – без изменения и утверждено с вступлением в силу с 08.06.2012г.

Общество, не согласившись с решением Инспекции от 28.03.2012г. №07-23/4, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

В качестве основания заявитель ссылается на то обстоятельство, что им в целях подтверждения права применения ставки 0 процентов представлены в налоговый орган договоры об оказании стивидорных услуг, копии товаросопроводительных документов, в том числе: акты перевалки, коносаменты, поручения на отгрузку экспортных товаров. Поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа на речное судно, по мнению заявителя, не должны представляться для подтверждения ставки 0 процентов в связи с тем, что таможенное оформление груза осуществлялось в порту выгрузки в г. Санкт-Петербург.

Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и отзыве на него, возражениях на отзыв, исследовав представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.11.2010 № 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2011 г. существенно изменился порядок обложения НДС работ (услуг), оказанных в отношении экспортируемых товаров. Основным изменением явился новый подход к определению работ (услуг), подлежащих налогообложению по налоговой ставке 0 процентов. Законодатель отказался от открытого перечня работ (услуг), облагаемых по указанной ставке, и установил закрытый перечень таких работ (услуг).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 309-ФЗ положения пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к работам (услугам), выполненным (оказанным) после дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Согласно положениям подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации;

Из указанного следует, что для применения ставки налога 0 процентов к услугам (работам) по перевалке товаров, в товаросопроводительных документах на этот товар (конкретную партию товара) должен быть указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации. Наличие таких товаросопроводительных документов в отношении товара является одним из условий для применения ставки налога 0 процентов к реализации услуг (работ) по перевалке товаров.

Пункт 3.5 статьи 165 Кодекса устанавливает пакет документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, подлежащих представлению в налоговые органы при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

Однако сам по себе факт представления налогоплательщиком документов, названных в пункте 3.5 статьи 165 Кодекса, не свидетельствует о том, что выполненные им работы (услуги) по перевалке товаров соответствуют установленным подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса условиям, с наличием которых законодатель связывает возможность применения ставки налога 0 процентов.

Соответствие оказываемых налогоплательщиком услуг (выполняемых работ) требованиям нормы, определяющей наличие условий с которыми связано применение ставки налога 0 процентов, осуществляется с учетом фактических обстоятельств выполнения работ (оказания услуг).

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, 19.05.2011 заявителем осуществлена перевалка нефтепродуктов (вакуумный газойль) из судна «Наливная-22» в судно «Волгонефть-112», что подтверждается актом перевалки нефтепродуктов в порту г. Ярославль от 19.05.2011 № 0009 (л.д.117, 118 т.41). При этом движение товара сопровождалось накладными на перевозку нефтегрузов наливом от 04.05.2011 №00032 (л.д.82, 83 т.23) от 11.05.2011 №/№01104011048 (л.д. 117, 118 т.23), 01104011049 (л.д.129-130 т.23), согласно которым товары перевозились из пункта отправления Уфа и Нагаевский Яр до порта выгрузки г. Ярославль, коносаментами от 19.05.2011 №/№ 11 S-0009 (л.д.119 т.41), 11 S-0010 (л.д.122 т.41), 11 S-0011 (л.д.125 т.41), согласно которым товары перевозились из пункта отправления Ярославль до пункта назначения г. Санкт-Петербург. Товаросопроводительные документы, представленные заявителем, в которых указан пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, оформлены лишь 26.05.2011 и 27.05.2011, что подтверждается поручением на отгрузку экспортных товаров №3/BS от 26.05.2011 (л.д.137 т.23) и коносаментом №1 от 27.05.2011 (л.д.138 т.23), оформленными на судно «STENA PRIMORSK», согласно которым портом погрузки является Санкт-Петербург, портом выгрузки - Атлантическое побережье США. Аналогичные обстоятельства при оказании заявителем иных услуг по перевалке нефтепродуктов.

Таким образом, в товаросопроводительных документах на товары, в отношении которых ЗАО СК «Башволготанкер» оказывало услуги по перевалке, указаны пункты отправления и пункты назначения, находящиеся на территории Российской Федерации, следовательно, реализация таких услуг не подпадает под действие налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, и к ней применяется общий режим налогообложения.

Ссылки ЗАО СК «БашВолготанкер» на договоры об оказании стивидорных услуг от 10.01.2011 №/№ 117 (л.д.118-123 т.3), 118 (л.д.37-40 т.45), как на подтверждение наличия товаросопроводительных документов, в которых указан пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку договоры об оказании стивидорных услуг не являются товаросопроводительными документами. Кроме того, указанные договоры не содержат сведений о пунктах отправления и пунктах назначения товаров, в отношении которых заявитель обязуется оказать услуги по перевалке товаров.

Также не могут быть приняты во внимание ссылки заявителя на положения пункта 9 статьи 165 Кодекса, согласно которым документы, указанные в пункте 3.5 статьи 165 Кодекса представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.5. статьи 165 Кодекса. Названые положения определяют срок представления пакета документов в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки налога 0 процентов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при этом не изменяют и не дополняют условий, с которыми положения подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса связывают возможность применения ставки налога 0 процентов.

Заявителем не представлено доказательств наличия товаросопроводительных документов, в которых указан пункт назначения товаров, находящийся за пределами территории Российской Федерации, оформленных ранее либо в момент оказания стивидорных услуг, с наличием которых налоговое законодательство связывает применение ставки налога 0 процентов при реализации работ (услуг) по перевалке товаров. В связи с чем, суд приходит к выводу, что реализация заявителем работ (услуг) по перевалке нефтепродуктов, осуществленная в отсутствие товаросопроводительных документов, в которых указан пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 1 ст. 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река - море) плавания или иные виды транспорта.

Согласно пункту 3.8 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке - утратил силу с 01.10.2011г. (Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ).

3) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, с учетом следующих особенностей.

В случае осуществления перевозки (транспортировки) товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта, организациями внутреннего водного транспорта в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река - море) плавания или иные виды транспорта в налоговые органы представляются:

копия поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа на речное судно (в случае, если таможенное оформление груза осуществляется в порту выгрузки или перевалки, данный документ не представляется);

копия коносамента, морской накладной или любого иного документа речного судна, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место перевалки (выгрузки), находящееся на территории Российской Федерации;

копия поручения на отгрузку товаров морского судна, в которое производилась перевалка (погрузка) груза, с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта, с приложением перечня транспортных средств (речных судов), доставивших груз;

копия коносамента, морской накладной или любого иного документа морского судна, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

Основанием для отказа в применении ставки налога 0 процентов согласно решению от 28.03.2012г. №07-23/4 послужило непредставление налогоплательщиком в подтверждение обоснованности применения соответствующей ставки копии поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа на речное судно в отношении реализации услуг по перевозке грузов, пунктом выгрузки или перевалки по которым являются рейдовый перевалочный комплекс порта Ярославль, пункт Нагаевский Яр либо нефтебаза ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт» (г. Ярославль).

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, ЗАО СК «БашВолготанкер» заключены танкерные рейсовые чартеры № 111 от 10.11.2010г. (л.д. 25-49 т. 3), № 112 от 11.11.2010г. (л.д. 50-80 т. 3) и № 113 от 12.11.2010г. (л.д. 81-117 т. 3) с компанией «Интер-Континенталь Трэйдинг Лтд.», в соответствии с условиями которых ЗАО «СК «БашВолготанкер» осуществляет транспортировку (перевозку) груза: Мазут марки М-40 или М-100 и вакуумный газойль (ВГО) между определенными портами (пунктами) погрузки и выгрузки (перевалки).

Танкерным рейсовым чартером (далее – чартер) №111 от 10.11.2010 г. портом (пунктом) погрузки сторонами определен один безопасный причал порта Самара или Кашпир, портом (пунктом) выгрузки установлен один безопасный причал нефтебазы порта Ярославль и/или перегрузка (перевалка) на суда смешанного (река-море) плавания или иные виды транспорта на рейдовом перевалочном комплексе (РПК) порта Ярославль. По чартеру №112 от 11.11.2010г. портом (пунктом) погрузки установлен один безопасный причал или рейдовый перевалочный комплекс порта Ярославль, пункта Нагаевский Яр или Самара/Кашпир; портом (пунктом) выгрузки обозначен порт Санкт-Петербург (ПНТ) и/или перегрузка (перевалка) на морские суда (танкер-накопитель или танкер-отвозчик) в районе безопасной якорной стоянки 5-А порта Санкт-Петербург. В чартере №113 от 12.11.2010г. портом (пунктом) погрузки предусмотрен один безопасный причал или рейдовый перевалочный комплекс порта Уфа или Ярославль или пункт Нагаевский Яр, река белая; портом (пунктом) выгрузки установлена перегрузка (перевалка) на суда смешанного (река-море) плавания или иные виды транспорта на рейдовом перевалочном комплексе пункта Нагаевский Яр (порт Ярославль) или порт Ярославль.

Из представленных в суд документов усматривается, что услуги по перевозке нефтепродуктов осуществлены следующим образом.

Нефтепродукты (мазут) в количестве 6185,644тн приняты к перевозке судном «Наливная-601»/толкач «ОТ-2067» (коносамент от 24.04.2011г. №54006 S (л.д.48 т.5)) в пункте отправления «Кашпир». В порту г. Ярославль нефтепродукты перегружены (приняты) на хранение в резервуары №/№ 53, 50 цеха № 1 ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт» по акту приема нефтепродуктов на хранение от 05.05.2011г. №1 (л.д.49 т.5). По факту оказания услуг по перевозке нефтепродуктов судном «Наливная-601»/толкач «ОТ-2067» из порта (пункта) погрузки «Кашпир» до порта выгрузки (перевалки) «Ярославль» составлен акт приема-сдачи выполненных работ от 05.05.2011 № 1 (л.д. 65 т. 5) по чартеру от 12.11.2010г. №111 и выставлена счет-фактура от 05.05.2011г. №С0000168 (л.д. 64 т. 5).

Нефтепродукты (мазут) приняты в количестве 6131,000тн судном «Наливная-603»/толкач «ОТ-2424» (коносамент от 22.05.2011г. №74096 S (л.д.1 т.12) в пункте отправления «Самара». В порту г. Ярославль произведена перевалка по актам перевалки: от 03.06.2011г. №0064 (л.д.2, 3 т.12) на судно «Волгонефть-154» в количестве 4521,461тн, от 03.06.2011г. №0066 (л.д.12, 13 т.12) на судно «Волгонефть-251» в количестве 1577,083тн, от 19.06.2011г. №0138 (л.д.22, 23 т.12) на судно «Волгонефть-151» в количестве 32,456тн. По факту оказания услуг по перевозке нефтепродуктов судном «Наливная-603»/толкач «ОТ-2424» из порта (пункта) погрузки «Самара» до порта выгрузки (перевалки) «Ярославль» составлен акт приема-сдачи выполненных работ от 03.06.2011г. №71015 (л.д.34 т.12) и выставлена счет-фактура от 03.06.2011г. №С 0000323 (л.д.33 т.12).

Нефтепродукты (вакуумный газойль) в количестве 3951,975тн, погружены в пункте отправления «г. Уфа, ОАО «Новойл», Причал №3» на судно «Бельская-48» (накладная на перевозку нефтегрузов наливом от 02.05.2011г. №00027 (л.д.68, 69 т.22). В пункте «Нагаевский Яр» произведена перевалка груза с судна «Бельская-48» согласно актам перевалки: от 04.05.2011г. №16 (л.д.70, 71 т.22) на судно «Волгонефть-140» в количестве 1265,411тн, от 04.05.2011г. №17 (л.д.81, 82 т.22) на судно «Волгонефть-148» в количестве 2617,635тн, от 09.05.2011г. №40 (л.д.92, 93 т.22) на судно «Волгонефть-261» в количестве 68,929тн. По факту оказания услуг по перевозке нефтепродуктов судном «Бельская-48» из порта (пункта) погрузки «Уфа» до порта выгрузки (перевалки) «Нагаевский Яр» составлен акт приема-сдачи выполненных работ от 04.05.2011г. №75019 (л.д.105 т.22) по чартеру от 12.11.2010г. №113 и выставлена счет-фактура от 04.05.2011г. №С0000253 (л.д.104 т.22).

Нефтепродукты (вакуумный газойль) в количестве 1106,174тн приняты к перевозке судном «Караидель» (накладные на перевозку нефтегрузов наливом от 24.05.2011г. №01104011090 (л.д.124, 125 т.31) в пункте отправления «р. Белая, Нагаевский Яр, НПС «Дербёшка». В порту г. Ярославль произведена перевалка груза по акту перевалки от 02.06.2011г. №0061 (л.д.126, 127 т.31) на судно «Волгонефть-112» в количестве 1106,174тн. По факту оказания услуг по перевозке нефтепродуктов судном «Караидель» из порта (пункта) погрузки «Нагаевский Яр» до порта выгрузки (перевалки) «Ярославль» составлен акт приема-сдачи выполненных работ от 02.06.2011г. №75050-ADD (л.д.138 т.31) по чартеру от 12.11.2010г. №113 и выставлена счет-фактура от 02.06.2011г. №С0000432 (л.д.137 т.31).

Аналогичным образом выглядят обстоятельства иных перевозок осуществленных заявителем, по которым налоговым органом отказано в применении ставки налога 0 процентов.

Представленные документы по оказанию услуг по перевозке грузов из пункта отправления Ярославль до пункта назначения Санкт-Петербург, оказанные заявителем и иными лицами, в частности ООО «Фест Реал Групп», ООО «Средне - Волжская Судоходная компания», не свидетельствуют о наличии обстоятельств освобождающих ЗАО СК «Башволготанкер» от необходимости представления копии поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа на речное судно для подтверждения обоснованности применения ставки налога 0 процентов по услугам перевозки, портом (пунктом) выгрузки или перевалки по которым является Ярославль.

Доводы заявителя о том, что согласно условиям танкерных рейсовых чартеров, портом выгрузки является порт Санкт-Петербург и (или) перегрузки на морские суда (танкер-накопитель или танкер-отвозчик в районе безопасной якорной стоянки 5-А порта Санкт-Петербург применительно к услугам, оказанным по танкерным рейсовым чартерам №111 от 10.11.2010г. и №113 от 12.11.2010г., подлежат отклонению, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам оказания услуг по перевозке и противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.

Приведенный заявителем перечень коносаментов, в графе «Порт разгрузки» которых указан порт Санкт-Петербург, не изменяет фактических портов выгрузки или перевалки, по тем услугам перевозки, по которым налоговым органом признано неправомерным применение ставки налога 0 процентов. Правомерность применения ставки налога 0 процентов по услугам перевозки, портом выгрузки или перевалки по которым является порт Санкт-Петербург в рамках настоящего дела не рассматривается.

Оспариваемым решением Инспекции неправомерным признано применение ставки налога 0 процентов по операциям реализации услуг перевозки нефтепродуктов по маршрутам Кашпиры - Ярославль, Самара - Ярославль, Уфа - Нагаевский Яр, Уфа-Ярославль, Нагаевский Яр – Ярославль, портом (пунктом) выгрузки или перевалки груза, по которым является рейдовый перевалочный комплекс порта Ярославль (пункта Нагаевский Яр) либо нефтебаза ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт» (г.Ярославль).

Изъятием из общего порядка представления документов для подтверждения обоснованности применения ставки налога 0 процентов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, является отсутствие необходимости представления копии поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа на речное судно в случае, если таможенное оформление груза осуществляется в порту выгрузки или перевалки.

При этом в силу подпункта 2.2 пункта 1 статьи. 164 Кодекса под перевалкой в целях настоящей статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.

Таким образом, в силу обязательных требований Кодекса для подтверждения обоснованности применения ставки налога 0 процентов при реализации работ (услуг), в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации, налогоплательщик должен представить налоговому органу копию поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа на речное судно, за исключением случаев, если таможенное оформление груза осуществляется в порту выгрузки или перевалки.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 № 12-П взаимосвязанные положения статей 164 и 165 Кодекса признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, как закрепляющие обязательность представления налогоплательщиком в налоговые органы документов согласно установленному перечню для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.

Декларирование нефтепродуктов осуществлялось в таможенных постах, подчиненных Центральной энергетической таможне: Северо-Западный энергетический таможенный пост (код 10006040), отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2 (код 10006042), что подтверждается представленными в материалы дела таможенными декларациями. Таможенное оформление вывоза груза (нефтепродуктов) осуществлялось Балтийской таможней, что подтверждается поручениями на отгрузку экспортных товаров на морские суда (танкеры-отвозчики). В пунктах выгрузки или перевалки - рейдовый перевалочный комплекс порта Ярославль, пункта Нагаевский Яр таможенного оформления груза не осуществлялось.

Юридических препятствий для получения налогоплательщиком необходимой отметки таможенного органа на поручении на отгрузку товаров на речное судно не имеется.

Приказом Федеральной таможенной службы РФ от 01.04.2011г. №695 утвержден Временный порядок совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, классифицируемых в группе 27 ТН ВЭД ТС, в соответствии с Приказом ФТС России от 3 декабря 2010г. №2330 «О местах декларирования отдельных видов товаров» в случае, если местонахождение данных товаров или место их погрузки и (или) перегрузки (перевалки) не совпадает с местом их декларирования.

Пунктом 2 названного Порядка установлено, что им определяются особенности взаимодействия должностных лиц таможенных постов, подчиненных Центральной энергетической таможне, и таможенных постов, в регионе деятельности которых расположены места погрузки (перегрузки) товаров, классифицируемых в группе 27 ТН ВЭД ТС, при осуществлении таможенных операций по их таможенному декларированию в электронной форме и выпуску в соответствии с Приказом ФТС России от 3 декабря 2010г. №2330 «О местах декларирования отдельных видов товаров" (зарегистрирован Минюстом России 31.12.2010, рег. №19513) в случае, если место декларирования и место погрузки (перегрузки) таких товаров различны.

Подпунктом «в» пункта 5 Порядка установлено, что проставление на транспортных (перевозочных) документах оттиска штампа «Погрузка разрешена» осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа погрузки (перевалки).

Следовательно, в случае если место декларирования товаров и место их погрузки и (или) перегрузки (перевалки) не совпадает с местом их декларирования, обязанности по проставлению на транспортных (перевозочных) документах оттиска штампа «Погрузка разрешена» являются компетенцией таможенного органа, в регионе деятельности которого расположено место погрузки (перевалки) груза.

Таким образом, с установленной Кодексом обязанностью налогоплательщика по представлению копии поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа на речное судно корреспондирует право налогоплательщика на получение соответствующей отметки.

Ссылка заявителя на письма Министерства Финансов России судом не принимается, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные письма не входят в круг нормативно-правовых актов, применяемых при рассмотрении дел, и носит рекомендательный характер.

Кроме того, письма Министерства Финансов РФ также не подтверждают позиции заявителя об отсутствии необходимости представления налоговому органу копии поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа на речное судно в целях подтверждения обоснованности применения ставки налога 0 процентов.

Доводы общества, изложенные в заявлении, письменных возражениях, пояснениях судом отклоняются как основанные на неверном толковании законодательства.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного закрытым акционерным обществом "Судоходная компания "БашВолготанкер" (ОГРН 1020203226339; ИНН 0278045090) требования о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (ОГРН 1020202857730; ИНН 0276009770) «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.03.2012 №07-23/4» отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Г.Ф. Ахметова