ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-11324/14 от 13.08.2014 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

E-mail: a07.info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-11324/2014

18 августа 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2014года

Полный текст решения изготовлен 18 августа 2014 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Крыловой И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовым В.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО "Благоустройство" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Финансовому управлению Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан

Третье лицо - Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Карагаево муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан

о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 12.09.11г.

от ответчика – не явились, извещен надлежащим образом

от МОБУ СОШ С. КАРАГАЕВО – ФИО2, директор, приказ от 23.08.2000г.

Общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Финансовому управлению Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан по исполнению исполнительного листа серии АС №002317391, выданного 05 мая 2012 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-17091/2011, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19 августа 2013 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-3028/2013, выразившееся в неисполнении исполнительных листов в течение трех месяцев и в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в Финансовом управлении Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на имя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Карагаево муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, а также об обязании Финансового управления Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан произвести исполнение исполнительного листа серии АС №002317391, выданного 05 мая 2012 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-17091/2011, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19 августа 2013 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-3028/2013, и приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в Финансовом управлении Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на имя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Карагаево муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнительным документам (с учетом уточнения от 04 августа 2014 года).

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13 августа 2014 года производство по делу в части требований, заявленных к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Средняя общеобразовательная школа села Карагаево муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, изложенных в пунктах 1 и 3 заявления в суд, прекращено.

Определением от 13 августа 2014 года Муниципальная общеобразовательная школа села Карагаево муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Ответчик требования не признал, по мотивам указанным в отзыве.

Третье лицо – МОБУ СОШ С. КАРАГАЕВО поддержало позицию, изложенную в отзыве.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого предписания незаконным необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что Обществом с ограниченной ответственностью "Благоустройство" в адрес Финансового управления Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан направлены исполнительные серии АС №002317391, выданного 05 мая 2012 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-17091/2011, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19 августа 2013 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-3028/2013, взыскателем по которым является Общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство", должником – Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Карагаево муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.

Указанные исполнительные листы получены Финансовым управлением Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан 20 декабря 2013 года, что подтверждается оттисками штампа в сопроводительных письмах (вх. № 1398 от 20.12.2013г. – л.д.17, вх. № 1397 от 20.12.2013г. – л.д.18).

Поскольку на лицевой счёт школы денежные средства не поступали, фактическое исполнение исполнительного листа Ответчиком не производилось.

При этом операции по расходованию средств на иных лицевых счетах школы, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, Финансовым управлением приостановлены не были.

Полагая, что бездействие Финансового управления по неисполнению исполнительного листа на основании решений Арбитражного суда Республики Башкортостан, выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, противоречит положениям статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Заявитель оспорил данное бездействие в судебном порядке.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил арбитражный суд обязать Финансовое управление произвести исполнение спорных исполнительных листов и приостановить операции по расходованию денежных средств на лицевых счетах школы, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.

В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека.

В силу части 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение вступивших в законную силу судебных актов производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.

Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктами 1, 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казённого учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счёта муниципального казённого учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов местного бюджета. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приёма к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает не только определённые действия должника по исполнению исполнительного документа, но и конкретные действия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов должника, направленные на обеспечение надлежащего и своевременного исполнения судебных актов за счёт средств муниципальных бюджетных учреждений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Согласно указанной норме права, при неисполнении судебного акта в отведённый срок финансовый орган обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, и независимо от объёма доведённых до должника лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования, исходя из круга оснований, перечисленных в пункте 7 части 20 статьи 30 данного Федерального закона.

Из содержания части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» следует, что она не содержит каких-либо условий для её применения.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счёта муниципального бюджетного учреждения, обязан осуществить все действия, предусмотренные указанной статьёй, в сроки, предусмотренные этой статьей.

При этом, фактическое неисполнение должником судебного акта в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушений осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определённом указанными нормами права, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.

Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства, а является временной ограничительной мерой, применяемой к должнику, не исполнившему в установленный законом срок требования исполнительного документа.

Следовательно, при неисполнении решения суда в установленный срок финансовый орган в установленных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия.

Таким образом, факт неисполнения должником судебного акта в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в Финансовое управление является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.

Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» является прямо предусмотренной законом обязанностью органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, и вводится ими независимо от объёма доведённых до должника лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования, исходя из круга оснований, перечисленных в указанных нормах права, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемой ситуации должник в установленный законом трёхмесячный срок не исполнил исполнительный документ.

Следовательно, Финансовое управление обязано было применить к нему временную ограничительную меру в виде приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах, поскольку документального подтверждения наличия документов об отсрочке, рассрочке или об отложении исполнения судебного акта, на основании которых выдан исполнительный лист, не представлено, а частичное исполнение исполнительного документа не может быть признано достаточным и не исключает применения к должнику указанной ограничительной меры.

На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу части 5 статьи 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Судебные расходы подлежат взысканию с Ответчика в пользу Заявителя в размере 2000 рублей (так как второе требование заявлено в порядке части 5 статьи 201 АПК Российской Федерации).

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату Заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования ООО "Благоустройство" удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан по исполнению исполнительного листа серии АС №002317391, выданного 05 мая 2012 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-17091/2011, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19 августа 2013 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-3028/2013, выразившееся в неисполнении исполнительных листов в течение трех месяцев и в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в Финансовом управлении Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на имя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Карагаево муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

Обязать Финансовое управление Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан произвести исполнение исполнительного листа серии АС №002317391, выданного 05 мая 2012 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-17091/2011, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19 августа 2013 года Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу №А07-3028/2013, и приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в Финансовом управлении Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на имя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Карагаево муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнительным документам.

Взыскать с Финансового управления Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в пользу ООО "Благоустройство" судебные расходы по государственной пошлине в размере 2000 рублей.

Выдать Заявителю справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия, если не подана апелляционная жалоба согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья И.Н.Крылова