АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа
20 октября 2011 года Дело № А07-11412/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 20 октября 2011 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уразаевой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» (450112, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (450080, <...>)
об отмене постановления № 03-03/13/ГЭР-10 от 15.06.2011г. о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 119/1-91 от 26.07.2011г., ФИО2 – представитель по доверенности № 119/1-82 от 01.06.2011г.;
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности № 4 от 11.02.2011г., ФИО4 – представитель по доверенности № 17 от 15.09.2011г.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (далее Общество, ООО «БашРТС») с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее Управление) № 03-03/13/ГЭР-10 от 15.06.2011г о привлечении ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на основании приказа № 11-П от 28.01.2011г. в период с 07.02.2011г. по 28.02.2011г. проведена комплексная плановая выездная проверка ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» не провело инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ от мазутонасосной, флотационной установки, дренажных емкостей, запорной арматуры, что является нарушением ст.22, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.21999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.34, ст.39 Федерального закона от 01.01.2000г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 03-03/13/ГЭР-10 от 31.05.2011г., на основании которого Управлением вынесено постановление № 03-03/13/ГЭР-10 от 15.06.2011г. о привлечении ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество с вынесенным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене данного постановления. Основанием для отмены обжалуемого постановления Общество указывает, что инвентаризация проведена в полном объеме в соответствии с требованиями действующей на объектах энергетической отрасли нормативно-технической и методической документацией, в связи с чем, в действиях ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ. Факт выбросов вредных веществ не установлен, поскольку Управлением в ходе проведения проверки не были взяты пробы вредных выбросов от мазутонасосной, флотационной установки, дренажных емкостей, запорной арматуры. Управлением не установлено событие административного правонарушения (дата, время, место, объем вредных выбросов).
Ответчик требования Общества не признает, считает обжалуемое постановление законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве (л.д.27-30).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Федеральный закон № 96-ФЗ) юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии со ст.22 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
В ходе проверки установлено, что «Башкирские распределительные тепловые сети» имеет в своем составе три филиала: «БашРТС-Уфа», «БашРТС-Стерлитамак», «БашРТС-Нефтекамск». В составе филиалов имеются котельные цеха.
Как следует из оспариваемого постановления, на территории цехов и котельных «БашРТС-Стерлитамак», «БашРТС-Уфа», «БашРТС-Нефтекамск» филиалов ООО «БашРТС» располагаются мазутонасосные, предназначенные для подогрева, очистки и подачи мазута в котельную, сбора, перекачки загрязненных стоков и чистого конденсата на химводоочистку; паронагреватели, дренажные емкости, на территории КЦ-5 «БашРТС-Стерлитамак» филиал ООО «БашРТС» флотаторная, предназначенная для отделения нефтепродукта от воды и очистки воды.
Как установлено административным органом, мазутонасосные и флотаторная представляют собой отдельно стоящие здания, оборудованные системой вытяжной вентиляции. Источники выделения – насосное оборудование, флотационная установка, дренажные емкости, запорная арматура и т.п. Источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от мазутонасосных, флотаторной по мнению административного органа, являются вентиляционные трубы, которые являются организованными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Паронагреватели, приемные емкости расположены на производственной территории объектов, служат для поддержания требуемой температуры резервного топлива в резервуарах и сбора нефтепродуктов. По мнению административного органа, являются неорганизованными источниками выбросов. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух производятся в результате нарушения герметичности оборудования, запорной арматуры и т.п.
Источники выбросов расположены на отдельных производственных территориях.
В соответствии со ст.22 статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Федеральный закон № 96-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.1 Федерального закона № 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
В силу пункта 1 ст.30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.1 КоАП РФ.
Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991).
Инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности проводится уточнение данных ранее проведенной инвентаризации.
Как следует из материалов дела, Обществом в 2006 году был разработан проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта ПДВ для предприятий (1987г.).
Проекты прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу согласно СанПиН 2.1.6.1032-01, согласованы в Управлении по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по РБ, в соответствии со ст.14 Федерального закона № 96-ФЗ получены разрешения на выбросы со сроком действия до 02.08.2011г.
В процессе деятельности Общества за последние пять лет изменений технологии, технологической схемы, производительности не производилось.
Обществом инвентаризация производилась в соответствии с требованиями Инструкции по инвентаризации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ тепловых электростанций и котельных (РД 153-34.0-02.313-98, М., СПО ОРГРЭС, 1998).
В соответствии с разделом «Объекты инвентаризации» названной инструкции учету подлежат следующие загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, зола твердого топлива, мазутная зола ТЭС (в пересчете на ванадий), оксид углерода, сажа (только для котлов производительностью менее 30 т/час), бенз(а)пирен (только для котлов производительностью менее 30 т/час).
В Инструкции также указаны источники выбросов, подлежащие учету: котлы, сжигающие мазут; котлы, сжигающие твердое топливо; золошлакоотвал, котлы, мощностью менее 30 т папра/час, сжигающие твердое и жидкое топливо; угольный склад при перевалке топлива.
Аналогичные требования изложены в приложении № 5 Особенности определения, нормирования и контроля выбросов от объектов теплоэнергетики Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное), введенное в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора № 14-01-333 от 24.12.2004.
В соответствии с п.2.3 РД 135-34.0-02.303-98 Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных и п.2.3 Приложения № 5 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное) выбросы других веществ, содержащихся в дымовых газах, и выбросы от прочих источников основных и вспомогательных цехов и производств ТЭС, ТЭЦ и котельной при разработке проекта нормативов ПДВ не нормируются и не подлежат контролю.
Довод Управления о том, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух должны рассчитываться в соответствии с РД 39-142-00 «Методика расчета выбросов вредных веществ в окружающую среду от неорганизованных источников нефтегазового оборудования» судом отклоняется, поскольку данная методика применяется для расчета неорганизованных выбросов, обусловленных утечками перерабатываемого углеводородного сырья и продуктов его переработки из технологических аппаратов, агрегатов и запорно-регулирующей арматуры установок и товарно-сырьевых парков нефте- и газоперерабатывающих заводов, компрессорных станций, промысловых установок подготовки и переработки нефти и газа и др. объектов нефтегазовой промышленности и предназначена для расчета неорганизованных источников выбросов.
Согласно Перечню методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используемых в 2010 году при нормировании и определении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, содержащемуся в письме Минприроды № 12-46/709 от 25.01.2010г., РД 39-142-00 применяется в нефтехимической промышленности. Следовательно, данная методика не может применяться при расчете выбросов объектов электроэнергетики, ТЭЦ и котельных.
В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от вспомогательных производств теплоэлектростанций и котельных СО 153-34.02.317-2003, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003г. № 264 (далее Методические рекомендации), при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на ТЭС и котельных требуется учет источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от вспомогательных производств, работающих на промплощадке ТЭС и котельных. Данные методические рекомендации распространяются на все источники загрязнения атмосферы вспомогательных производств, находящихся на территории промплощадок ТЭС и котельных.
Мазуто- и маслохозяйства – резервуары для хранения мазута и масла и эстакады слива мазута относятся к вспомогательным производствам, обслуживающим ТЭС и котельные. В связи с чем, выделять оборудование из маслохозяйства и из мазутохозяйства нет необходимости.
В таблице № 1 к методическим рекомендациям установлен перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу от вспомогательных производств в ТЭС и котельных. В мазуто- и маслохозяйстве это минеральное нефтяное масло, углеводороды и сероводород.
Обществом проведена инвентаризация в соответствии с указанными Методическими рекомендациями в целом по мазуто- и маслохозайству.
Таким образом, Обществом инвентаризация проведена в полном объеме в соответствии с требованиями действующей на объектах энергетической отрасли нормативно-технической и методической документацией.
Управлением доказательств обратного в нарушение требований ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Кроме того, в оспариваемом постановлении Управлением не дана надлежащая оценка Общества о том, что по каждому филиалу разработаны Проекты нормативов ПДВ.
В нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не представил суду безусловных доказательств о несоответствии вышеуказанных документов, либо иных доказательств, подтверждающих о наличии в данных документах недостоверных сведений, в том числе по Разрешениям на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по каждому филиалу.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с требованиями ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и оно должно быть мотивированным.
В нарушение данного требования в оспариваемом постановлении приводится лишь описание производственной деятельности (описание технологических операций) цехов по перекачке мазута в мазутных хозяйствах, флотаторных установках и лишь указано, что вентиляционные трубы мазутонасосных, флотаторной и т.п. подлежат учету и контролю, однако, делая такой вывод, административный орган никаких доказательств в обоснование данного довода не приводит.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, среди прочих обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, выясняются такие обстоятельства, как:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рамках статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту совершения административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении является основным документом, устанавливающим фактические данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. протокол об административном правонарушении является основанием для привлечения к административной ответственности, который должен быть составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, подробно регулирующей содержание протокола об административном правонарушении и порядок его составления.
В протоколе об административном правонарушении от 31.05.2011г. № 03-03/13/ГЭР-10 указано, что при технологических операциях с источников выбросов (вентиляционные трубы мазутонасосных, флораторной и т.п.) в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества: углеводороды предельные С12-С19, сероводород.
Вместе с тем, Управлением в ходе проведения поверки осмотр источников выбросов с составлением протокола осмотра не проводился, отбор проб и образцов не производился, химический анализ проб выбросов вредных веществ от мазутонасосной, флотационной установки, дренажных емкостей, запорной арматуры не производился. В связи с чем, факт выброса загрязняющих веществ (углеводороды предельные С12-С19, сероводород) Управлением в нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Кроме того, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения.
На основании пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
То есть помимо описания места и события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должно быть обязательно указано время совершения такого правонарушения.
Учитывая положения статьей 4.5 и 24.5 КоАП РФ, установление времени совершения правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, так как истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении.
Между тем в нарушение указанных норм в протоколе об административном правонарушении от 31.03.2011г. № 03-03/13/ГЭР-10 не указано время совершения правонарушения, а именно, из протокола нельзя установить,когда Обществом совершено правонарушение и с какого момента следует исчислять срок давности привлечения лица к ответственности.
Таким образом, отсутствие в протоколе об административном правонарушении указания на время совершения административного правонарушения, является существенным недостатком, последствия которого не могут быть устранены при рассмотрении настоящего дела.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Не установив время совершения административного правонарушения и не отразив данное обстоятельство в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания, Управление допустило существенное и неустранимое нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, а постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан от 15.06.2011г. № 03-03/13/ГЭР-10 о привлечении ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (450112, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (450080, <...>) от 15.06.2011г. № 03-03/13/ГЭР-10 о привлечении ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья С.А.Боброва