ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-11577/07 от 02.10.2007 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,

тел. (347) 273-13-89, факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

09 октября 2007 г. Дело № А07-11577/2007-А-ЧМА

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2007 г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице

судьи Чаплиц М.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Чаплиц М.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Государственного унитарного предприятия Телерадиовещательная компания «Башкортостан»

к ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы

о признании решения налогового органа от 17.05.2007 г. № 02-15 недействительным в части

с участием в судебном заседании:

представителя заявителя – ФИО1 по доверенности № 20/08 от 20.08.07 г.;

представителя ответчика – ФИО2 по доверенности № 09-16/2701-1; ФИО3 по доверенности № 5434 от 12.09.07 г.

Государственное унитарное предприятие Телерадиовещательная компания «Башкортостан» (далее – ГУП ТРК «Башкортостан») обратилась в Арбитражный суд РБ с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы о признании решения налогового органа от 17.05.2007 г. №02-15 недействительным.

Ответчик требования не признал, считая решение законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: единого социального налога (далее – ЕСН) за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – страховые взносы на ОПС) за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за период с 01.01.2003 г. по 30.11.2006 г., результаты которой оформлены актом № 02-15 от 18.04.2007 г. На основании данного акта и с учетом возражений, предоставленных заявителем, принято решение № 02-15 от 17.05.2007 г. о привлечении заявителя к ответственности за неполную уплату сумм ЕСН, неполную уплату страховых взносов на ОПС, непредставление сведений о доходах физических, а также за невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей по удержанию и перечислению сумм НДФЛ.

Поводом для принятия решения послужили выводы налогового органа о том, что предприятие необоснованно не отнесло выплаты вознаграждений за выслугу лет к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и соответственно необоснованно занизило налоговую базу по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Заявитель с вынесенным решением не согласился в части невключения в налоговую базу по ЕСН сумм вознаграждения работникам на основании приказов директора ГУП ТРК «Башкортостан» и в части невключения в базу для исчисления страховых взносов на ОПС выплат работникам в виде премий на основании приказов № 56/п от 28.02.2005 г., № 187/п от 19.09.2005 г. , № 602/к от 19.12.2005 г. и просит признать его недействительным в части:

- доначисления ЕСН за 2004 г. в сумме 29 500,00 руб.;

- доначисления ЕСН за 2005 г. в сумме 3 972,00 руб.;

- доначисления страховых взносов на ОПС в сумме 5 736,00 руб.;

- соответствующих указанных суммам налогов и сборов сумм пени и штрафов.

Исследовав представленные документы, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Положениями п. 3 ст. 236 Кодекса предусмотрено, что указанные в пункте 1 названной статьи Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В силу ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктами 21 и 22 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.

Правовое регулирование отношений по оплате труда работников осуществляется Трудовым кодексом РФ.

Как следует из ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

В ст. 191 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

На основании ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такие системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Следовательно, организация может учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли суммы премий, выплачиваемых работникам на основании приказов руководителя, в случае, если такие выплаты предусмотрены коллективным и (или) трудовым договорами, а также локальными нормативными актами организаций.

Как видно из материалов дела, налоговый орган не согласился с доводами ГУП ТРК «Башкортостан» о том, что спорные выплаты работникам должны производиться за счет чистой прибыли, и включил данные выплаты в налоговую базу по ЕСН.

Однако, данные выплаты не могли быть отнесены в расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Суммы выплаченных премий нельзя отнести к перечисленным в п. 3.3 Положения об уплате труда выплатам:

- единовременным (разовым) премиям за выполнение особо важных производственных заданий, качественное и безупречное выполнение трудовых обязанностей;

- единовременным материальным вознаграждениям в связи с присвоением почетных званий Российской Федерации, Республики Башкортостан, а также с юбилейными датами ГУП ТРК «Башкортостан».

В приказе № 130/к от 17.03.2004 г. основанием выплаты премии указана «активная работа по информационному обеспечению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а не «выполнение особо важного производственного задания, качественное и безупречное выполнение трудовых обязанностей». По данной же причине за счет чистой прибыли была выплачена премия согласно приказа № 169/п от 16.11.2004 г. «за добросовестную и оперативную работу в предельно сжатые сроки в восстановлении оборудования в цехе ПТС, в цехе ВМЗ».

В приказе № 90/п от 06.07.2004 г. основанием выплаты премии указано «усердие при подготовке и проведении мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Какие-либо выплаты по данному основанию Положением об оплате труда не предусмотрены. По аналогичному основанию за счет чистой прибыли была выплачена премия согласно приказа № 56/п от 28.02.2005 г. «за усердие при подготовке и проведении мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В приказе № 148/п от 19.10.2004 г. основанием выплаты премии указана «многолетняя добросовестная работа и в связи с 75-летием со дня начала радиовещания в Республике Башкортостан». Указанная годовщина не является «юбилейной датой ГУП ТРК «Башкортостан». По аналогичному основанию за счет чистой прибыли была выплачена премия согласно приказа № 187/п от 19.09.2005 г. «в связи с 10-летием восстановления мобилизационной подготовки в РФ».

Кроме того, суммы премий, выплаченные по приказам №№ 90/п , 56/п, 187/п работникам, занятым в работе по гражданской обороне и мобилизационной подготовке, не могут быть отнесены к прочим расходам согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. В соответствии с данной нормой, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, ни Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» ни Федеральный закон от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» не содержат перечня расходов предприятий на гражданскую оборону или порядка определения данных расходов.

Выплаты работникам в виде премий на основании приказов № 56/п от 28.02.2005 г., № 187/п от 19.09.2005 г., № 602/к от 19.12.2005 г. также правомерно были не включены в базу для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку эти выплаты производились за счет чистой прибыли предприятия и не могли включаться в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Доначисление ЕСН на сумму единовременной выплаты ФИО4 в размере 7 865,00 руб., произведенной согласно приказа № 602/к от 19.12.2005 г. в связи с присвоением ей почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», налогоплательщик не оспаривает, так как данное основание прямо предусмотрено Положением об оплате труда.

При таких обстоятельствах заявленное требование Государственного унитарного предприятия Телерадиовещательная компания «Башкортостан» обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование Государственного унитарного предприятия Телерадиовещательная компания «Башкортостан» удовлетворить.

Признать решение ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы от 17.05.2007 г. № 02-15 недействительным в части:

- доначисления ЕСН за 2004 г. в сумме 29 500,00 руб.;

- доначисления ЕСН за 2005 г. в сумме 3 972,00 руб.;

- доначисления страховых взносов на ОПС в сумме 5 736,00 руб.;

- соответствующих указанных суммам налогов и сборов сумм пени и штрафов.

Взыскать с ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы (адрес: 450077 <...>; ИНН <***>) в пользу Государственного унитарного предприятия Телерадиовещательная компания «Башкортостан» (адрес: 450076 <...>; ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000,00 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья М.А. Чаплиц