АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-11598/2013
03 декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.11.2013 года
Полный текст решения изготовлен 03.12.2013 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сафиуллиной Р. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муртазиной С.Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Местная реклама" (450074, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Муниципальному бюджетному учреждению "Городская реклама" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ОГРН <***>; ИНН <***>; 450075, <...>),
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ОГРН <***>; ИНН <***>; 450098, <...>)
о признании незаконным бездействия и об обязании выдачи разрешительных документов и заключить договор на эксплуатацию рекламных мест
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 16.10.2013г., ФИО2 – по доверенности от 17.10.2013г.
от МБУ "Городская реклама" ГО г.Уфа РБ: ФИО3 - по доверенности от 22.10.2013г.
от Администрации ГО г.Уфа РБ: ФИО3 - по доверенности №01-05-2206/13 от 09.07.2013г
Судебное заседание открыто 20.11.2013 года, затем в соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв в судебном заседании до 26.11.2013 года, о чем сделано информационное сообщение на сайте Арбитражного суда.
26.11.2013 года после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при том же лице, ведущем протокол судебного заседания, с участием тех же представителей сторон.
ООО "Местная реклама" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к МБУ Городская реклама, Администрации ГО г. Уфа, МБУ "Городская реклама" (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в невыдаче ООО «Оберон» разрешительных документов на эксплуатацию рекламных мест, обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить нарушение путем выдачи ООО "Местная реклама" разрешительных документов – Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и разрешении на установку рекламной конструкции, а также обязании Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с ООО "Местная реклама" договоры на эксплуатацию рекламных мест.
Уточнения судом приняты в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело рассмотрено с учетом уточнений.
Определением суда от 22.07.2013г. произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего – Муниципальное бюджетное учреждение "Городская реклама" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал, бездействие ответчика считает не соответствующим пункту 14 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», так как полагает, что все необходимые документы для выдачи разрешения и заключения договоров на эксплуатацию рекламных мест были им представлены в уполномоченный орган.
Представитель ответчиков заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил, в обоснование заявленных требований заявителем представлены копии паспортов рекламных мест, выданных ООО «Оберон» в количестве 31 шт. по следующим адресам:
1. <...> рядом с домом № 7. Паспорт рекламного места № 002-2008-353 (т.1 л.д.43-47) (заявление-обращение № 01-02-8728/6 от 25.04.2008г.);
2. <...> рядом с домом № 13, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» без номера Паспорт рекламного места № 002-2008-357 (т.1 л.д.48-52) (заявление-обращение № 01-02-8728/6 от 25.04.2008г.);
3. <...> рядом с домом № 19, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №15 и №16 Паспорт рекламного места № 002-2008-352 (т.1 л.д.53-57) (заявление-обращение №01-02-8728/6 от25.04.2008г.);
4. <...> рядом с домом № 21, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №18 и №19 Паспорт рекламного места № 002-2008-351 (т.1 л.д.58-62) (заявление-обращение № 01-02-8728/6 от 25.04.2008г.);
5. <...> рядом с домом № 11, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №51 и №49 Паспорт рекламного места № 002-2008-359 (т.1 л.д.63-67) (заявление-обращение № 01-02-8728/6 от 25.04.2008г.);
6. <...> рядом с домом №36/3 по ул.Транспортной, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №52 и №50 Паспорт рекламного места № 002-2008-355 (т.1 л.д.68-72) (заявление-обращение № 01-02-8728/6 от 25.04.2008г.);
7. <...> рядом с домом №36/3 по ул. Транспортной, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №48 и №50 Паспорт рекламного места № 002-2008-356 (т.1 л.д.73-77) (заявление-обращение № 01-02-8728/6 от 25.04.2008г.);
8. <...> рядом с домом №16, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №25 и №27 Паспорт рекламного места № 002-2008-358 (т.1 л.д.78-82) (заявление-обращение № 01-02-8728/6 от 25.04.2008г.);
9. г. Уфа, пересечение улиц Бульвар Янаби и Бульвар Баландина, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №4 и №2. Паспорт рекламного места № 002-2008-362 (т.1 л.д.83-87) (заявление-обращение № 01-02-8728/6 от 25.04.2008г.);
10. <...> рядом с домом №79, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №65 и №66 Паспорт рекламного места № 002-2008-354 (т.1 л.д.88-92) (заявление-обращение № 01-02-8728/6 от 25.04.2008г.);
11. г. Уфа, Автодорога «Уфа- Затон», Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №329и №327. Паспорт рекламного места № 004-2008-361 (т.1 л.д.93-99) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.); /
12. г. Уфа, Автодорога «Уфа- Затон». Паспорт рекламного места № 004-2008-215 (т.1 л.д.100-104) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.);
13. г. Уфа, Автодорога «Уфа- Затон». Паспорт рекламного места № 004-2008-221 (т.1 л.д.105-109) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.);
14. г. Уфа, Автодорога «Уфа- Затон». Паспорт рекламного места № 004-2008-214 (т.1 л.д.110-114) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.);
15. г. Уфа, Автодорога «Уфа- Затон». Паспорт рекламного места № 004-2008-220 (т.1 л.д.115-119) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.);
16. г. Уфа, Автодорога «Уфа- Затон». Паспорт рекламного места № 004-2008-219 (т.1 л.д.120-124) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.);
17. <...> рядом с домом № 380, Электроопора МУСП «УфаГорсвет» №162 и №160 Паспорт рекламного места № 004-2008-360 (т.1 л.д.125-129) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.);
18. <...> рядом с домом № 254.Паспорт рекламного места № 004-2008-218 (т.1 л.д.130-134) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.);
19. <...> рядом с домом № 272. Паспорт рекламного места № 004-2008-217 (т.1 л..135-139) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.);
20. <...> рядом с домом № 217. Паспорт рекламного места № 004-2008-216 (т.1 л.д.140-145) (заявление-обращение № 01-02-2520/6 от 07.02.2008г.);
21. <...> рядом с домом №49. Паспорт рекламного места № 006-2008-460 (т.1 л.д.146-152) (заявление-обращение № 01-02-10169/6 от 19.05.2008г.);
22. <...> рядом с домом №26. Паспорт рекламного места № 006-2008-458 (т.2 л.д.1-5) (заявление-обращение № 01-02-10169/6 от 19.05.2008г.);
23. <...> рядом с домом №25. Паспорт рекламного места № 005-2008-461 (т.2 л.д.6-12) (заявление-обращение № 01-02-10170/6 от 19.05.2008г.);
24. <...> рядом с домом №74. Паспорт рекламного места № 006-2008-459 (т.2 л.д.13-19) (заявление-обращение № 01-02-10169/6 от 19.05.2008г.);
25. <...> рядом с домом №41/3. Паспорт рекламного места № 006-2008-456 (т.2 л.д.20-24) (заявление-обращение № 01-02-10169/6 от 19.05.2008г.);
26. <...> рядом с домом №25. Паспорт рекламного места № 005-2008-462 (т.2 л.д.25-31) (заявление-обращение № 01-02-10170/6 от 19.05.2008г.);
27. <...>. Паспорт рекламного места № 005-2008-464 (заявление-обращение № 01-02-10170/6 от 19.05.2008г.);
28. <...> рядом с домом №24. Паспорт рекламного места № 006-2008-455 (т.2 л.д.38-42) (заявление-обращение № 01-02-10169/6 от 19.05.2008г.);
29. <...> напротив здания №82. Паспорт рекламного места № 006-2008-465 (т.2 л.д.43-49) (заявление-обращение № 01-02-10170/6 от 19.05.2008г.);
30. <...>. Паспорт рекламного места № 006-2008-463 (т.2 л.д.50-56) (заявление-обращение № 01-02-10170/6 от 19.05.2008г.);
31. <...> рядом с домом №10/2. Паспорт рекламного места № 006-2008-457 (т.2 л.д.57-61) (заявление-обращение № 01-02-10169/6 от 19.05.2008г.) и заявления , ООО «Оберон» адресованные в адрес главы администрации Городского округа г.Уфа РБ №23 от 21.04.2008 года, №32 от 04.02.2008 года, №34 от 16.05.2008 года , №35 от 16.05.2008 года, №22 от 18.04.2008 года ( л.д.95. 1 том дела; л.д.9,16 2 том дела) о согласовании размещения рекламных установок. Представленное заявителем заявление №22 от 18.04.2008 года судом не принимается во внимание , поскольку отсутствуют доказательства направления либо вручения данного письма в адрес ответчика( л.д.150, 2 том дела).
Подлинники паспортов ни заявителем и ни ответчиками суду не представлены. Местонахождение данных подлинников паспортов стороны не могли пояснить и суду неизвестно, хотя согласно передаточного акта №1 от 06 марта 2013 года ООО «Оберон» передал заявителю – ООО «Местная реклама» паспорта рекламных мест в количестве 31 штук.
По пояснению представителя заявителя с целью получения Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении обществу рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и разрешении на установку рекламной конструкции для последующего заключения договора, вышеуказанные паспорта рекламных мест были переданы ООО «Оберон» в МУП «Управление дизайна и наружной рекламы» г.Уфа.
Согласно письма МУП « Управление дизайна и наружной рекламы» №6-16/04416-13 от 02.10.2013 года, вышеуказанные паспорта в мае 2008 года выданы ООО «Оберон» для согласования с необходимыми службами городского округа город Уфа.( л.д.114, 2 том дела). В нарушение ст.65 АПК РФ также суду не представлены доказательства передачи данных паспортов в адрес ООО «Оберон».
Как следует из материалов дела, впоследствии ООО «Оберон» было реорганизовано путем присоединения к ООО "Местная реклама", являющееся правопреемником ООО «Оберон», что подтверждается записью в Едином государственном реестре юридических лиц. Передаточным актом №1 от 06.03.2013г. Как было указано выше ООО "Местная реклама" переданы, в том числе, вышеназванные паспорта рекламных мест в количестве 31 шт.
В соответствии с ч.2 ст.58 Гражданского кодекса Российской Федерации права на предоставление рекламных мест по указанным адресам перешли к ООО "Местная реклама".
Между тем, решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции заявителю по итогам рассмотрения вышеуказанных заявлений не направлено.
Посчитав свои права нарушенными, а бездействие ответчиков - незаконным, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на органы, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель при этом обязан доказать нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием).
Статьей 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) урегулированы правоотношения в сфере распространения наружной рекламы. (в ред., действовавшей на момент подачи документов).
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ч.5 ст.19 Закона о рекламе).
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с п.5.1 ст.19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов. Данная редакция вступила в законную силу с 1 июля 2008 года (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 №193-ФЗ).
Таким образом, по смыслу вышеназванных норм основанием для установки (размещения) рекламной конструкции является соответствующее разрешение уполномоченного органа и договор на установку рекламной конструкции с собственником здания, сооружения либо земельного участка, в соответствии с требованиями ст.19 Закона о рекламе.
В силу п.1.6 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 12.10.2006 N 16/9 (в ред., действовавшей на момент подачи документов) "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и о внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3/8 от 15 декабря 2005 г. "О ставках арендной платы за землю в городском округе город Уфа на 2006 год" (вместе с "Правилами размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", "Правилами согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан") размещение (установка) средств наружной рекламы на территории городского округа и объектах городской собственности (за исключением рекламной информации, размещаемой на киосках, лотках, передвижных пунктах торговли, уличных зонтиках) осуществляется на основании разрешительных документов, утвержденных Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан и уполномоченным городским органом по регулированию наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - уполномоченный городской орган), и договора на эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Пунктом 13 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным (часть 14 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно части 16 статьи 19 Закона о рекламе в случае отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.
Таким образом, из положений статьи 19 Закона о рекламе следует, что для установки рекламной конструкции необходимо обратиться с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в орган местного самоуправления, который обязан в течение двухмесячного срока принять решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», регулирование вопросов размещения наружной рекламы на территории муниципальных образований относится к компетенции органов местного самоуправления, которые, кроме прочего, вправе принимать городские нормативные правовые акты в области регулирования имущественных отношений, связанных с использованием объектов муниципальной собственности для размещения наружной рекламы.
В соответствии со ст.7 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Реализация указанных полномочий произведена Советом городского округа город Уфа путем утверждения Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 16/9 от 12 октября 2006 года.
Оценивая представленные доказательства и доводы сторон, суд считает бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан неправомерным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с целью получения Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении обществу рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и разрешении на установку рекламной конструкции для последующего заключения договора, 07.02.2008г. (вх.№01-02-2520/6), 25.04.2008 (вх.№01-02-8728/6) и 19.05.2008г. (вх.№№01-02-10169/6, 01-02-10170/6) ООО «Оберон» (после реорганизации ООО "Местная реклама") заявлениями №2 от 04.02.2008г., №23 от 21.04.2008г., №34 от 16.05.2008г., №35 от 16.05.2008г. обратилось в Администрацию городского округа город Уфа о согласовании размещения рекламных конструкций (т.2 л.д.9, 16, 112, 113).
При этом пояснению представителя заявителя были разработаны паспорта рекламных мест.
Согласно п.4.6. Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 12.10.2006 N 16/9 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и о внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3/8 от 15 декабря 2005 г. "О ставках арендной платы за землю в городском округе город Уфа на 2006 год" муниципальное унитарное предприятие "Управление дизайна и наружной рекламы" городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании договора поручения, заключаемого с Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, осуществляет следующие виды деятельности:
- заключение договоров с рекламораспространителями на эксплуатацию рекламных мест на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- сбор платежей за эксплуатацию рекламных мест на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу казны городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- регистрацию рекламных мест, а также средств наружной рекламы, размещенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также ведение их реестра;
- прием, регистрацию и проверку соответствия установленным требованиям заявлений и приложенных к ним документов рекламораспространителей на размещение СНР и эксплуатацию рекламных мест на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- разработку и оформление проектов разрешительной документации на размещение средств наружной рекламы в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выдачу рекламораспространителям утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.
Впоследствии в результате реорганизации МУП "Управление дизайна и наружной рекламы" городской реестр средств наружной рекламы и иные документы были переданы МБУ «Городская реклама».
В соответствии с п.1.8 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 12.10.2006 N 16/9 основанием для размещения средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан является постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и разрешении на установку рекламной конструкции.
Между тем, Администрацией решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций ООО "Местная реклама" по заявлениям №2 от 04.02.2008г., №23 от 21.04.2008г., №34 от 16.05.2008г., №35 от 16.05.2008г. не было выдано ни в установленный срок, ни за его пределами. Заявление не рассмотрено по сегодняшний день.
По пояснению представителя заявителя ООО «Местная реклама» Администрацией не переданы документы для заключения договора на предоставление рекламных мест и паспорта рекламных мест.
По заявлению ООО «Оберон» в январе 2013 года Прокуратурой г.Уфы проведена проверка Администрации городского округа город Уфа по фактам нарушения законодательства, регламентирующего вопросы размещения и распространения рекламы. По итогам проверки Прокуратурой г.Уфы внесено Представление №31д-2013 от 31.01.2013г. об устранении нарушений Федерального закона «О рекламе», из содержания которого следует, что паспорта рекламных мест, в том числе, ООО «Оберон» находятся в Администрации и на руки заявителям не выданы. (т.1 л.д.16-19).
Из письма МУП «Управление дизайна и наружной рекламы» городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх.№6-16/04416-13 от 02.10.2013г., адресованного МБУ «Городская реклама», следует, что оригиналы паспортов рекламных мест по списку отсутствуют в связи с тем, что данные паспорта в мае 2008 года были выданы ООО «Оберон» на согласование с необходимыми службами городского округа город Уфа РБ. Постановления главы Администрации городского округа город Уфа РБ на установку рекламных конструкций по указанным в паспортах адресах не выдавались (т.2 л.д.114).
Вместе с тем, доказательств передачи оригиналов указанных паспортов ООО «Оберон» либо заявителю в нарушение ст.65 АПК РФ МБУ «Городская реклама» представлено не было.
Доводы Администрации о пропуске заявителем срока исковой давности судом отклоняются исходя из следующего.
Учитывая норму ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением не пропущен, поскольку достоверных доказательств о том, что общество знало или должно было узнать о том, что уполномоченным орган не будут совершены действия, предусмотренные частью 14 статьи 19 Закона о рекламе, материалы дела не содержат. Более того согласно
Также суд учитывает, что оспариваемое бездействие носит длящийся характер.
Суд не принимает доводы МБУ «Городская реклама» о том, что переданные от МУП "Управление дизайна и наружной рекламы" документы не содержат сведений о регистрации СНР, о владельце, типе СНР и сроках эксплуатации СНР по вышеназванным рекламным местам, поскольку ответа со ссылкой на указанные обстоятельства от МБУ «Городская реклама» не поступало. Письменных доказательств изложенных доводов МБУ «Городская реклама» не представлено.
Таким образом, по мнению суда, ничто не препятствовало ответчику надлежащим образом в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона «О рекламе» исполнить свою обязанность рассмотреть вопрос до истечения двух месяцев решение о выдаче либо об отказе разрешения на установку рекламных конструкций, указанных в заявлениях №23 от 21.04.2008г., №2 от 04.02.2008г., №34 от 16.05.2008г., №35 от 16.05.2008г. или об отказе в выдаче разрешения ООО "Местная реклама".
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации, выразившееся в непринятии и ненаправлении Обществу решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, противоречит законодательству (части 14 статьи 19 Закона о рекламе), а также нарушает право заявителя на получение названного решения.
В соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд при вынесении решения о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконными должен определить способ устранения допущенного нарушения.
В рассматриваемом случае суд вправе обязать органы местного самоуправления выдать разрешение на размещение рекламных конструкций только в том случае, если заявителю было отказано в выдаче названного разрешения и отказ был признан судом незаконным.
Поскольку Администрация не отказывала Обществу в выдаче разрешения, а оставила без ответа его заявления, основания для ее обязания выдать такое разрешение отсутствуют.
При заявленном предмете и основаниях спора суд считает адекватным способом обязать уполномоченный орган принять и выдать заявителю решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, указанных в заявлениях №23 от 21.04.2008г., №2 от 04.02.2008г., №34 от 16.05.2008г., №35 от 16.05.2008г.
В части заявленных требований об обязании Администрацию городского округа город Уфа заключить с заявителем договоры на эксплуатацию рекламных мест , по адресам указанным в заявлении суд отклоняет по следующим основаниям. В обоснование заявленных требований заявитель не сослался и не привел в ходе судебного разбирательства нормы законодательства, обязывающие ответчика заключить вышеназванный договор вне торгов, на основании судебного акта.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно п. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Таким образом, по смыслу вышеназванных норм у суда нет правовых оснований для принятия решения об обязании Администрации заключить договор на установку рекламных мест.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
При обращении в суд с рассматриваемым требованием ООО "Местная реклама" понесло судебные расходы в виде уплаты 4000 руб. государственной пошлины по чеку-ордеру от 03.07.2013г., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования ООО "Местная реклама" (450074, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ОГРН <***>; ИНН <***>; 450098, <...>), выразившееся в непринятии и не направлении ООО «Оберон» решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, указанных в заявлениях №23 от 21.04.2008г., №2 от 04.02.2008г., №34 от 16.05.2008г., №35 от 16.05.2008г.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ОГРН <***>; ИНН <***>; 450098, <...>) принять и направить ООО "Местная реклама" решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, указанных в заявлениях №23 от 21.04.2008г., №2 от 04.02.2008г., №34 от 16.05.2008г., №35 от 16.05.2008г.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ОГРН <***>; ИНН <***>; 450098, <...>) в пользу ООО "Местная реклама" (450074, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по госпошлине в размере 4000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья Р.Н.Сафиуллина
____________________________
Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет по веб-адресу: http//www.ufa.arbitr.ru/