АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-11614/2009
16 июля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 16 июля 2009 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сафиуллиной Р. Н. при ведении протокола судебного заседания судьей лично рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Проминвест»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РБ
об отмене постановления от 26.05.2009г. № 01-09-07/223 (80-09/79)
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности №7/д от 12.01.2009г.,
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности №1 от 10.02.2009г.
В судебном заседании 13.07.2009 г. в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 14.07.2009 г. 15 час. 00 мин., о чем было сделано публичное информационное сообщение на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет. После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе, при участии тех же представителей по делу.
Общество с ограниченной ответственностью «Проминвест» (далее по тексту – ООО «Проминвест», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной служба Финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (далее - Управление) № 01-09-07/223(80-09/79) от 26.05.2009 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.
Ответчик требования не признал, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, на основании удостоверения от 06.04.09г. № 125 на поручение проведения проверки, в соответствии со ст.ст.22 и 23 Федерального Закона от 10.12.03г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п.п.4.4 и 4.5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.04г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», п.5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.04г. № 278 должностным лицом Управления проведена проверка ООО «Проминвест» на предмет соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в период с 25.12.07г. по 18.11.08г., в ходе которой установлено следующее.
В ходе проверки административным органом установлен факт несоблюдения заявителем предусмотренного п.2.4 Положения Центробанка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций"срока предоставления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк паспорта сделки.
Результаты проверки отражены в акте от 20.04.2009 N 01-09-05/14.
По факту совершенного обществом нарушения Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 20.04.2009г. № 01-09-07/223 (80-09/79), на основании которого было вынесено постановление № 01-09-07/223(80-09/79) от 26.05.2009 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения административного органа незаконным.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то обстоятельство, что справка о подтверждающих документах не имеет статуса формы учета или формы отчетности, ответственность за нарушение сроков предоставления которых установлена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, а также на процессуальные нарушения, допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Инициированный заявителем спор разрешен судом в соответствии с требованиями установленными пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в силу которой при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 указанного Закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно положениям ст. 23 Закона N 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля (в том числе уполномоченные банки) вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкции N 117-И) и Положением N 258-П от 01.06.2004.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (п. 10 ч. 4 ст. 23), которая абзацем вторым п. 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
Центральным банком РФ 10.12.2007 издано Указание N 1950-У "О формах учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание), согласно п.п. 1.1, 1.2, 1.3 которого к формам учета и отчетности по валютным операциям для резидентов отнесены:
- справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции N 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к Инструкции N 117-И;
- справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции N 117-И и в пункте 2.6 Положения N 258-П, составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению N 258-П;
- справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.
Названное Указание опубликовано 16.01.2008 в "Вестнике Банка России" N 1 и вступило в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, то есть 27.01.2008.
Таким образом, поскольку перечисленные документы отнесены вышеуказанным нормативным актом к формам учета и отчетности по валютным операциям с 27.01.2008, то с указанной даты несоблюдение установленных порядка или сроков представления перечисленных форм учета и отчетности по валютным операциям образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Пунктом 2.2 Положения №258-П от 01.06.2004 предусмотрено представление резидентом в банк ПС подтверждающих документов одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:
15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;
15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;
15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Судом установлено и материалами дела подтверждается заключение 25 декабря 2007 года между Обществом (Продавец) и «Ранерс Холдинг ЛТД» (Покупатель, Виргинские острова, Британские) контракта №01-08 на поставку нефтепродуктов производства Нефтеперерабатывающих заводов Уфимской группы в г.Уфе (бензин автомобильный А-76, бензин Аи-92, дизельное топливо летнее, топочный мазут 100, жидкие продукты пиролиза, далее - товар) общей стоимостью 250 000 000,00 долл.США.
Согласно п.8.1 контракта Покупатель осуществляет оплату банковским переводом 100 % стоимости товара в течение 20 банковских дней после даты получения по факсу копии счета-проформы и ГТД. Датой платежа считается дата списания денежных средств со счета Покупателя (п.8.3).
В соответствии с п. 12.1 контракта в редакции Приложения № 1/1 от 29.12.07г. переход права собственности и рисков от Продавца к Покупателю происходит при условии поставки:
ФСА - при отгрузке ж/д транспортом на дату погрузки товара в в/цистерну на станции отправления и оформления ж/д накладных с календарным штампом отправления, при отгрузке трубопроводным транспортом - на дату прокачки товара на ЛПДС «Черкассы» и оформления соответствующего акта приема-передачи;
- ФОБ - на дату пересечения товаром соединительного фланца судна на речном причале и оформления речной квитанции;
- ДАФ - на дату пересечения товаром таможенной границы России и соответствующей отметкой в ж/д накладных на российской станции погранперехода;
- ДДУ - на дату прибытия товара на конечный трубопроводный пункт системы ОАО «АК «Транснефтепродукт» и оформления соответствующего акта;
- СРТ - на дату выдачи морского коносамента в порту отгрузки товара.
Дополнительным соглашением № 1 от 15.08.08г. к контракту внесены следующие изменения: Покупатель осуществляет оплату банковским переводом 100 % стоимости товара в течение 20 банковских дней после даты получения по факсу копии счета-проформы и полной ГТД.
Дополнительным соглашением № 2 от 30.12.08г. срок действия контракта продлен до 31.12.09г.
15 января 2008 года в ОАО АКБ «Пробизнесбанк» г.Уфа, оформлен паспорт сделки (ПС) № 08010003/2412/0000/1/0, переоформленный 28.02.08г. согласно дополнительного соглашения № 1 от 15.08.08г. и 15.01.09г. согласно дополнительного соглашения № 2 от 30.12.08г.
В рамках заключенного контракта в адрес Покупателя отгружен товар на сумму 5 174 873,99 долл.США, оформленный по грузовым таможенным декларациям (ГТД) №№: -10401020/030408/0000966- 253 744,39 долл.США;
- 10401020/050408/0000984- 63 488,70 долл.США;
- 10207010/070408/0000394- 1 297 727,46 долл.США;
- 10401020/080408/0001006 - 31 913,44 долл.США;
- 10006031/200508/0001856-2 557 800,00 долл.США;
- 10006031/200508/0001857- 970 200,00 долл.США;
Справка о подтверждающих документах по выше указанным ГТД на нефтепродукты ООО «Проминвест» представлена в уполномоченный банк -03.07.08г.
Таким образом, в нарушение требования п. 2.4 Положения
от 01.06.04г. № 258-П. справки о подтверждающих документах , подлежащие представлению в уполномоченный банк по ГТД №№10401020/030408/0000966,10401020/050408/0000984,0207010/070408/0000394,10401020/080408/0001006 не позднее15.05.08г., а по ГТД №№10006031/200508/0001856, 10006031/200508/0001857 не позднее 15.06.08г. были представлены в форме единой справки только 03.07.08г., т.е. с нарушением установленныхсроков по ГТД №№ 10401020/030408/0000966,10401020/050408/0000984,0207010/070408/0000394,10401020/080408/0001006 на 49 календарных дней, по ГТД №№ 10006031/200508/0001856,10006031/200508/0001857- на 18 календарных дней.
При таких обстоятельствах вывод Управления о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Между тем, исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Письмом № 01-09-06/33 от 10.04.09г. Общество в лице законного представителя был приглашено на 14 час.00 мин 15.04.09г. для составления в его присутствии протокола об административном правонарушении. Несмотря на надлежащее извещение, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением, в назначенное время законный представитель Общества не явился, каких либо заявлений или ходатайств не представил, в связи с чем проверка была продлена, а составление протокола отложено на более позднюю дату.
Письмом № 01-09-06/38 от 15.04.09г., полученным обществом 17.04.2009г., последнее было повторно уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении, назначенном на 14 час.00 мин 20.04.09г., а также извещено о его правах и обязанностях лиц в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 20.04.2009 г.был составлен в присутствии представителя ООО «Проминвест» ФИО1, действующего по доверенности № 9/д от 20.04.09г. От подписи протокола об административном правонарушении указанный представитель, о чем сделана соответствующая запись в протоколе. Копию протокола представитель ФИО1 получил на руки 20.04.09г.
Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 30.04.09г., о чем Общество было уведомлено определением от 21.04.09г. (исх.№ 01-09-07/231 от 21.04.08г.). В назначенное время законный представитель на рассмотрение не явился. В связи с отсутствием доказательств надлежащего уведомления общества о времени и месте рассмотрения дела, месте рассмотрения дела, на основании п.7в ст.29.7 КоАП РФ, разбирательство было отложено на 26.05.09г. (определение от 30.04.09г., исх..№№ 01-09-07/331 направлено по почте). Определение было получено ООО «Проминвест» посредством почтовой связи - 14.05.09г., а также факсом - 14.05.09г. в 15час.20мин., что подтверждается подписью секретаря Саитовой Р.Р. на факсовом уведомлении.
26 мая 2009г. на рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель ООО «Проминвест» не явился, каких либо ходатайств или заявлений от него не поступило. Дело было рассмотрено в отсутствии законного представителя ООО «Проминвест». Постановление о назначении административного наказания было направлено ООО «Проминвест» по почте (исх.№ 01-09-07/408 от 28.05.09г.).
Изложенное свидетельствует об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
При этом суд находит необоснованными доводы заявителя о допущенных со стороны Управления нарушениях срока составления протокола об административном правонарушении.
Проверка соблюдения обществом требований валютного законодательства РФ при осуществлении расчётов с нерезидентами проводилась Управлением с 06.04.2009г. по 20.04.2009г., по результатам которой 20.04.2009 г.был составлен протокол об административном правонарушении. № 01-09-07/223 (80-09/79). Сведения Росфиннадзора(исх.№43-05-00-10/1952 от 02.10.08г.) и материалы, поступившие из ОАО АКБ «Пробизнесбанк»(исх.№9-4-8943 от 18.11.08г.), явились лишь информационным поводом для проведения соответствующих проверочных мероприятий, в ходе которых и были установлены вмененные обществу нарушения.
Довод Заявителя о том, что оспариваемое решение принято Управлением с превышением полномочий суд также находит несостоятельным.
В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.04г. № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственной функции органа валютного контроля.
В силу ст. 23.60 КоАП РФ органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, а должностные органов и агентов валютного контроля правомочны на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, на основании п.80, ст.28.3 КоАП РФ.
Не принимается судом и довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п. 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В рассматриваемом случае объектом административного правонарушения, совершенного Обществом являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
Поскольку в силу Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной валютной политики, обеспечении устойчивости валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, охраняемые правоотношения по своему характеру исключают малозначительность деяния.
При изложенных фактических обстоятельствах и указаниях законодателя, основания для признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной служба Финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (далее - Управление) №01-09-07/223(80-09/79) от 26.05.2009 г. отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ООО «Проминвест» об отмене Постановления №01-09-07/223(80-09/79) о назначении административного наказания в отношении ООО «Проминвест» в сумме 40 тыс. руб. на основаниич.6 ст.15.25 КоАП РФ – отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Р. Н. Сафиуллина