АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа
25 октября 2010 г. Дело № А07-11799/2010
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2010г.
Решение суда в полном объеме изготовлено 25 октября 2010г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сакаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Сакаевой Л.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Интеграл»
к Территориальному управлению в Республике Башкортостан Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
о признании незаконными акта и действий Территориального управления по Республике Башкортостан Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности № 167-У от 27.05.2010, паспорт.
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 24.09.2010г., паспорт.
ОАО «Интеграл» обратилось в Арбитражный суд РБ к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Республике Башкортостан с заявлением о признании незаконными акта встречной проверки № 58-в-10 от 29 марта 2010 года и действий Территориального управления по Республике Башкортостан Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по проведению встречной проверки в ОАО «ИНТЕГРАЛ» по факту выполнения общественных работ на основании договорных отношений с ГУ «Центр занятости населения города Нефтекамска».
Заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просит признать незаконными действия Территориального Управления по РБ Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора по проведению встречной проверки в ОАО «ИНТЕГРАЛ» по факту выполнения общественных работ на основании договорных отношений с ГУ «Центр занятости населения города Нефтекамска» и признать недействительным акт встречной проверки № 58-в-10 от 29 марта 2010 года.
Уточнение судом принято.
Территориальное управление в Республике Башкортостан Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ТУ Росфиннадзора) с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве по делу и дополнениях к отзыву.
Заявитель и ответчик в судебном заседании поддержали свои требования и возражения.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Между Государственным учреждением «Центр занятости населения г. Нефтекамска» («Центр») и ОАО «ИНТЕГРАЛ» («Работодатель») заключен договор № 80/1/РУ от 30.10.2009г. о совместной деятельности по организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения.
Согласно названного договора Работодатель обязался организовать временные рабочие места для выполнения подсобных работ в строительстве, обеспечить участие в общественных работах работников, находящихся под риском увольнения, заключив с ними трудовой договор, организовать 200 рабочих мест сроком с 02.11.2009г. по 18.12.2009г., начислять и выплачивать работникам, находящимся под риском увольнения, заработную плату за участие в общественных работах в сумме 4979,5 руб. (из расчета минимального размера оплаты труда). Производить начисления на ФОТ.
Центр обязался перечислять Работодателю на выплату заработной платы и начислений на оплату труда участникам общественных работ на расчетный счет Работодателя ежемесячно в течение 5 дней после получения документов, подтверждающих выполнение обязательств по договору.
Центром занятости перечислено ОАО «ИНТЕГРАЛ» на организацию общественных работ 2281810 руб. средств субсидий из федерального бюджета.
Согласно приказа Территориального управления Росфиннадзора в РБ от 08.02.2010г. №58п была назначена проверка Государственного учреждения «Центр занятости населения г. Нефтекамск» по теме «проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектом Российской Федерации.
С 26 февраля 2010г. Территориальным управлением в Республике Башкортостан Федеральной службы финансово-бюджетного надзора была проведена встречная проверка целевого использования субсидий, выделенных из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в г. Нефтекамске Республики Башкортостан и 29 марта 2010г. был составлен акт встречной проверки № 58-в-10.
ОАО «Интеграл» считает, что проверка была проведена с нарушением норм действующего законодательства, вынесенный по результатам проверки ненормативный акт считает недействительным, а действия лиц, осуществлявших проверку, незаконными, ссылаясь на следующие основания.
Указывает, что при проведении встречной проверки работниками Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан в нарушение ст. 66, 67, 88 Административного регламента не было предоставлено удостоверение и приказ о проведении проверки, данных, подтверждающих, что указанные документы предъявлялись при проведении проверки в материалах, не имеется.
Ссылается на то, что при проведении проверки ОАО «ИНТЕГРАЛ» не было ознакомлено с решением о включении в проверку сотрудников Управления по налоговым преступлениям МВД по РБ, не определен круг их полномочий. Заявитель считает, что сотрудники Управления по налоговым преступлениям МВД по РБ действовали от своего имени, не имея оснований для вызова работников ОАО «ИНТЕГРАЛ» с целью получения письменных показаний. Считает, что письменные показания, полученные в результате действий сотрудников Управления по налоговым преступлениям МВД по РБ, не могут быть приобщены к материалам встречной проверки и являться доказательствами проведения проверки, т.к. получены, по мнению заявителя, с грубым нарушением действующего административного законодательства РФ.
Считает, что в ходе проверки допущены нарушения ст. 104 Административного регламента.
Указывает, что проверяющий орган не учел того обстоятельства, что ни одна из сторон договора не обращалась в суд с исковыми требованиями по поводу исполнения условий договора, решение которого является доказательством по делу.
Указывает, что по результатам проведенной проверки фактов нарушения бюджетного законодательства не обнаружено, поэтому, по мнению заявителя, Территориальным органом Росфиннадзора не вынесено предписание об устранении нарушений, предусмотренных в рамках КоАП РФ.
Указывает, что им было подано заявление о признании недействительным ненормативного правового акта и признании незаконными действий ТУ Росфиннадзора по РБ в связи с тем, что встречная проверка проведена с нарушением ст. 67-68, 79, 87, 103, 104, 114-121 Административного регламента. По результатам проведенной проверки в порядке определенном главой 28 КоАП РФ не был составлен протокол и не принято решение о расторжении договора о совместной деятельности и возврате перечисленных ОАО «ИНТЕГРАЛ» денежных средств. Вместо этого копия материалов проверки была направлена в правоохранительные органы для проведения дополнительной проверки в рамках уголовного законодательства. Правоохранительные органы (прокуратура по г. Нефтекамску) в свою очередь возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупных размерах). О возбуждении уголовного дела Прокуратура по г. Нефтекамску разместила информации. На официальном сайте. Данные действия, по мнению заявителя, создали существенные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Указывает, что после проверки и публикаций в Интернете произошли события, негативно сказавшиеся на экономической деятельности ОАО «ИНТЕРГАЛ», а именно трое дольщиков обратились с заявлениями о расторжении договоров долевого участия в строительстве жилых домов в г. Нефтекамске и возврате ранее внесенных денежных средств, что приведет к значительным убыткам для предприятия. Основаниями обращений этих дольщиков послужили публикации и сообщения в Интернете на официальном сайте Прокуратуры РБ и на телевидении по факту возбуждения уголовного дела.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на следующие основания.
Считает, что действия должностных лиц ТУ Росфиннадзора по проведению встречной проверки в ОАО «ИНТЕГРАЛ» совершены правомерно, в пределах предоставленных им прав и полномочий.
По мнению ТУ ни действия его работников по проведению встречной проверки в ОАО «ИНТЕГРАЛ», ни составление акта № 58-в от 29 марта 2010г. по итогам этой встречной проверки сами по себе не налагают на ОАО «ИНТЕГРАЛ» каких-либо обязанностей, не создают иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указывает, что встречной проверкой выявлены нарушения деятельности ОАО «ИНТЕГРАЛ» условий договора о совместной деятельности по организации общественных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения, что не влечет ответственности в соответствии с административным законодательством РФ.
В части непредъявления директору ОАО «ИНТЕГРАЛ» приказа о проведении встречной проверки и удостоверения, на основании которого она проводилась, ТУ Росфиннадзора по РБ отклоняет доводы заявителя, ссылаясь на то, что Регламентом не предусмотрена обязанность ревизоров Росфиннадзора предъявлять руководителю проверяемой организации приказ о проведении ревизии (проверки, встречной проверки) и порядок предъявления удостоверения. Указывает, что обязанность по предъявлению руководителю проверяемой организации удостоверения на проведение встречной проверки была исполнена.
Ответчик не согласен с доводами заявителя о том, что выводы акта встречной проверки основаны на материалах, полученных правоохранительными органами. Указывает, что все объяснения опрошенных работников ОАО «ИНТЕГРАЛ» даны на имя руководителя ревизионной группы ТУ Росфиннадзора по РБ. Считает, что получение объяснений указанных лиц никак не затрагивает права и законные интересы ОАО «ИНТЕГРАЛ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указывает, что актом ревизии установлены факты неисполнения ОАО «ИНТЕГРАЛ» условий договора о совместной деятельности по организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения от 30 ноября 2009г. № 80/1ру, заключенному с Центром занятости населения, который в соответствии с этим договором производил перечисление в ОАО «ИНТЕГРАЛ» денежных средств на организацию общественных работ за счет бюджетных средств, в т.ч. средств субсидий из федерального бюджета.
Полагает, что возбуждение уголовного дела в отношении работников ОАО «ИНТЕГРАЛ» по фактам, установленным встречной проверкой, а также размещение Прокуратурой РБ на своем официальном сайте в сети «Интернет» информации о данном уголовном деле, не является актом, решением или действием Управления или его работников.
Считает, что действия Управления при проведении встречной проверки ОАО «ИНТЕГРАЛ» соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы ОАО «ИНТЕГРАЛ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на ОАО «ИНТЕГРАЛ» какие-либо обязанности, не создают ОАО «ИНТЕГРАЛ» иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004г. № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 5 названного Положения Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности - осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций (п. 5.1.).
В соответствии с п. 5.14. Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий (п. 5.14.1), проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка) (п. 5.14.2), направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3.).
Аналогичные указанным выше компетенция, полномочия и права территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан предусмотрены Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 11.05.2005г. № 89 и Положением о Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан, утв. Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.06.2006г. № 62.
При таких обстоятельствах, поскольку ОАО «ИНТЕГРАЛ» от Центра занятости населения г. Нефтекамска были денежные средства из федерального бюджета, проведение Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан встречной проверки ОАО «ИНТЕГРАЛ», в рамках плановой проверки целевого использования субсидий, выделенных из федерального бюджета Государственному учреждению «Центр занятости населения г. Нефткамска» соответствует нормам Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Положению о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Положению о Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан.
Порядок проведения ревизий и проверок Россфиннадзора и его территориальных управлений установлен Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 04.09.2007г. № 75н.
Согласно п. 66 названного Административного Регламента ревизия (проверка) назначается руководителем территориального органа - если она проводится работниками территориального органа.
Решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом, в котором указывается наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).
На основании решения о назначении ревизии (проверки) оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки). В удостоверении на проведение ревизии (проверки) указывается: наименование органа, назначившего ревизию (проверку), наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).
В соответствии с п. 88 Административного Регламента в ходе ревизии (проверки) может проводиться встречная проверка. Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
Встречная проверка назначается руководителем Росфиннадзора (территориального органа) по письменному представлению руководителя ревизионной группы в порядке, установленном в пунктах 66 и 67 настоящего Регламента.
Из материалов дела следует, что проверка использования субсидий, выделенных из федерального бюджета Государственному учреждению «Центр занятости населения г. Нефтекамск Республики Башкортостан» на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан на 2009г. была назначена Приказом Территориального управления Росфиннадзора по РБ от 12.02.2010г. № 58-п, проведена на основании удостоверения № 58 от 17.02.2010г. Встречная проверка в ОАО «ИНТЕГРАЛ» назначена приказом ТУ № 58-п/в от 25.02.2010г., проведена на основании удостоверения № 58-в от 26.02.2010г., выданного начальнику отдела ФИО3 и старшему контролеру-ревизору ФИО4
Таким образом, действия должностных лиц ТУ по проведению встречной проверки в ОАО «ИНТЕГРАЛ» совершены правомерно, в пределах предоставленных им прав и полномочий.
Доводы ОАО «ИНТЕГРАЛ» о нарушении п. 66, 67, 88 Административного регламента в части не предоставления удостоверения и приказ о проведении проверки, судом отклоняются.
Пунктом 79 Административного регламента предусмотрено, что 79 руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки).
Вместе с тем, данным Регламентом конкретно не регламентирован порядок предъявления этого удостоверения.
Из объяснения старшего контролера-ревизора ФИО4 следует, что в приемной генерального директора ОАО «ИНТЕГРАЛ», по адресу <...>, удостоверение на проведение проверки с приложенной программой было передано секретарю приемной для представления генеральному директору. Секретарь приемной занесла эти документы в кабинет генерального директора, а через некоторое время секретарь приемной вынесла удостоверение с программой к которым был приложен листок бумаги, с указанием направить контролера-ревизора к главному бухгалтеру ФИО5 Контролер-ревизор спустилась в кабинет главного бухгалтера, объяснила цель проверки, затем ее в кабинете главного бухгалтера представили заместителю генерального директора по социальным вопросам ФИО6 Документы о выполнении общественных работ не были представлены по мотиву направления документов в г. Нефтекамск для представления на проверку начальнику Северного территориального отдела ТУ ФС ФБН в РБ ФИО3
Доказательств, опровергающих эти обстоятельства заявителем (ОАО «ИНТЕГРАЛ») не представлено.
Из материалов дела следует, что документы, касающиеся выполнения общественных работ работниками ОАО «ИНТЕГРАЛ», оплаченных ГУ «Центр занятости г. Нефтекамска» были представлены ОАО «ИНТЕГРАЛ» руководителю проверки ФИО7 в г. Нефтекамск после предъявления удостоверения о проведении встречной проверки. На основании документов, полученных от проверяемой организации (ОАО «ИНТЕГРАЛ») был составлен акт встречной проверки, подписанный генеральным директором ОАО «ИНТЕГРАЛ» ФИО8
Таким образом, из совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе проведения встречной проверки проверяющими не были допущены нарушения пунктов 66, 67, 79, 88 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 5.14.1. Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, п. 5.14.1. Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора проверяющие в ходе проверки имеют право получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.
Пунктом 87 Административного регламента предусмотрено, что руководитель ревизионной группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий.
Пунктом 4 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утв. Приказом Минфина РФ от 11.07.2005г. № 89н, территориальное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 4 Положения о Территориальном Управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан, утвержденного Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.06.2006г. № 62, Территориальное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Между Территориальным управлением Росфиннадзора в РБ и Министерством внутренних дел Республики Башкортостан заключено Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Республики Башкортостан и Территориальным управлением Росфиннадзора в РБ, согласно п. 3.4. которого предусмотрено оказание органами МВД содействия и помощи в ходе проведения ревизий и проверок, в том числе по вопросам организации встречных проверок, предоставления необходимой документации и ответственных лиц проверяемой организации в рамках действующего законодательства, содействовать в получении и получать информацию, необходимую для выполнения задач Управления., при необходимости обеспечивать безопасность работникам Управления при осуществлении или своих полномочий.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает необоснованными доводы ОАО «ИНТЕГРАЛ» о неправомерности участия в проверке сотрудников Управления по налоговым преступлениям МВД по РБ.
Также суд считает необоснованными доводы заявителя о невозможности приобщения к материалам встречной проверки письменных показаний, полученных в результате действий сотрудников Управления по налоговым преступлениям МВД по РБ.
Как следует из представленных доказательств, указанные объяснения были даны руководителю ревизионной группы в рамках проводимой проверки.
Заявителем не представлены доказательства, что указанные объяснения даны работниками ОАО «ИНТЕГРАЛ» только сотрудникам МВД и вне рамок проводимой встречной проверки.
Таким образом, у суда не имеется оснований для вывода о незаконности действий Территориального Управления по РБ Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора по проведению встречной проверки в ОАО «ИНТЕГРАЛ».
Согласно ч. 1 ст. 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 « основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, … государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд соответствующим требованием».
Таким образом, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными действиями своих прав и законных интересов.
В обоснование того, что оспариваемые действия ТУ Россифннадзора в РБ нарушают права и законные интересы ОАО «ИНТЕГРАЛ» в сфере предпринимательской деятельности, заявитель ссылается следующие основания.
Указывает, что копия материалов проверки была направлена в правоохранительные органы для проведения дополнительной проверки в рамках уголовного законодательства, было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, совершенном в особо крупных размерах. О возбуждении уголовного дела Прокуратура по г. Нефтекамску разместила информацию на официальном сайте Прокуратуры РБ. После проверки и публикаций в Интернете трое дольщиков обратились с заявлениями о расторжении договоров долевого участия в строительстве жилых домов в г. Нефтекамске и возврате ранее внесенных денежных средств, что приведет к значительным убыткам для предприятия.
Проверив обоснованность доводов заявителя и исследовав представленные доказательства, арбитражный суд считает, что не имеется оснований для вывода о незаконности действий Территориального управления Россфиннадзора в РБ и нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 03.03.1998г. № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы прокуратуры Российской Федерации о выявленных правонарушениях в сфере экономики.
При таких обстоятельствах, действия Территориального управления Россфиннадзора в РБ по направлению материалов проверки в правоохранительные органы соответствует законодательству.
Возбуждение уголовного дела в отношении работников ОАО «ИНТЕГРАЛ» по фактам, установленным встречной проверкой, а также размещение Прокуратурой РБ на своем официальном сайте в сети «Интернет» информации о данном уголовном деле, не является актом, решением или действием ТУ Россфиннадзора в РБ или действиями работников ТУ.
Таким образом, у арбитражного суда не имеется оснований для вывода о незаконности действий Территориального Управления по РБ Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора по проведению встречной проверки в ОАО «ИНТЕГРАЛ» по факту выполнения общественных работ на основании договорных отношений с ГУ «Центр занятости населения города Нефтекамска» и о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов ОАО «ИНТЕГРАЛ» в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Действия Территориального Управления по РБ Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора в Республике Башкортостан по проведению встречной проверки в ОАО «ИНТЕГРАЛ» по факту выполнения общественных работ на основании договорных отношений с ГУ «Центр занятости населения города Нефтекамска» соответствуют нормам ст. 268 Бюджетного кодекса РФ, Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004г. № 278, Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 11.05.2005г. № 89, Положения о Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан, утв. Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.06.2006г. № 62, Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 04.09.2007г. № 75н и не нарушают права и законные интересы ОАО «ИНТЕГРАЛ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Встречная проверка ОАО «ИНТЕГРАЛ» проведена Территориальным Управлением Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора в Республике Башкортостан в пределах предоставленных прав и полномочий, нарушений процедуры проведения проверки не установлено.
Оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части не имеется.
В части признания недействительным акт встречной проверки № 58-в-10 от 29 марта 2010 года производство делу подлежит прекращению, исходя из следующих оснований.
В силу ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.
Согласно ч. 3 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных актов недействительными, решений действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд установили, что оспариваемый акт встречной проверки № 58-в-10 от 29 марта 2010 года непосредственно не направлен на возникновение, изменение или прекращение прав и (или) обязанностей общества, в нем содержится лишь изложение фактических обстоятельств, выявленных в результате проведения встречной проверки подтверждающих документов о выполнении общественных работ работниками ОАО «ИНТЕГРАЛ», оплаченных ГУ Центр занятости населения г. Нефтекамска за 2009г., акт подписан руководителем ревизионной группы (начальником отдела Территориального управления), который в силу Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Положения о Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан, и Административного регламента не наделен властно-распорядительными полномочиями.
Реализация материалов проверки согласно п. п. 113, 115, 120, 121 Административного регламента проводится руководителем территориального органа, который вправе принимать ненормативные правовые акты властно-распорядительного характера (предписания и представления), обязательные к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами).
При таких обстоятельствах, поскольку акт проверки № 58-в-10 от 29 марта 2010 года не относится к ненормативным правовым актам, оспариваемым в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в данном случае требования заявителя не подлежат удовлетворению, государственная пошлина по делу возмещению не подлежит, относится на заявителя.
Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Интеграл» к Территориальному Управлению по РБ Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора о признании незаконными действий Территориального Управления по РБ Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора по проведению встречной проверки в ОАО «ИНТЕГРАЛ» по факту выполнения общественных работ на основании договорных отношений с ГУ «Центр занятости населения города Нефтекамска» отказать.
В части требований Открытого акционерного общества «Интеграл» о признании недействительным акта встречной проверки Территориального Управления по РБ Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора от 29 марта 2010 года № 58-в-10 производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Л.А. Сакаева