АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа
29 июля 2009 Дело № А07-12331/2009
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Аспанова А.Р., при ведении протокола судебного заседания лично, рассмотрел дело по заявлению
ООО "Лесозаготовительная компания "Башлеспром", г.Белорецк
к Государственному учреждению "Белорецкое лесничество", г.Белорецек
об отмене постановления № 1-ИА от 02.06.2009г. о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.03.2009г.
от ответчика: ФИО2 по доверенности № 1 от 01.06.2009г.
В судебном заседании от 28.07.2009 объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 29.07.2009 до 11 часов 15 минут.
Общество с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания «Башлеспром» (далее по тексту – общество, ООО ЛЗК «Башлеспром») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела по Белорецкому лесничеству Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее по тексту – административный орган, Белорецкое лесничество) № 1-ИА от 02.06.2009г. о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Административный орган требования не признал.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения № 4 от 22.05.2009г. Отделом по Белорецкому Лесничеству Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в период с 25.05.2009г. по 28.05.2009г. проведена внеплановая проверка соблюдения лесного законодательства арендатором ООО ЛЗК «Башлеспром».
В ходе проверки административным органом установлено, что Обществом в конце 2008г. произведена заготовка древесины в квартале № 100 Сосновского участкового лесничества ГУ Белорецкое лесничесвто в делянках №№ 1, 2, 3, 4 не произведена полная очистка мест рубок одновременно с заготовкой, весеннюю доочистку (сбор порубочных остатков в кучи и сжигание в не пожароопасный период), допущена завизирная захламленность порубочными остатками, а часть их сжигалась за визиром делянок, часть порубочных остатков сложена под кронами около стволов растущих деревьев и при сжигании допущено повреждение растущих деревьев не до степени прекращения роста, в делянке №1 порубочные остатки сжигались без окарауливания, в сухую ветреную погоду в связи с чем на визирной линии делянки возник беглый визирный пожар, который распространился за границу делянки на площади около 0,10 га, оставленные на пожароопасный сезон в делянках порубочные остатки не опаханы по периметру.
По результатам проверки Белорецким лесничеством составлен протокол об административном правонарушении от 27.05.2009 N 5ИЗ, вынесено постановление № 1-ИА от 02.06.2009 г. о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением о назначении административного наказания, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением о признании его незаконным и отмене.
Инициированный заявителем спор разрешен судом в соответствии с требованиями, установленными пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в силу которой при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Согласно статье 54 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом Российской Федерации должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека. При этом ведение лесного хозяйства должно обеспечивать сохранение и усиление полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека.
Факт сжигания порубочных остатков повреждения без соответствующего контроля Обществом не оспаривается, что позволяет суду сделать вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Между тем, исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Суду также следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Из представленных материалов судом не усматривается допущение административным органом процессуальных нарушений.
Вина ответчика подтверждается: актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими материалами по делу. Протокол по делу об административном правонарушении составлен заявителем в соответствии с полномочиями установленными ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ и ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
Вместе с тем, в соответствии со ст.2.9.КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения указанной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, малозначительность применяется ко всем составам административных правонарушений, предусмотренных в особенной части КоАП РФ с учетом оценки конкретных обстоятельств судом.
Учитывая требования ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также исходя из положений Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интереса и конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15.07.1999г. и № 14-П от 12.05.1998г., учитывая отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о существенной угрозе общественным отношениям, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает возможным освободить ответчика от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием согласно ст.2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 202, 205, 206, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования ООО «Лесозаготовительная компания «Башлеспром» - удовлетворить.
Постановление от 02.06.2009 года № 1-ИА о назначении административного наказания, вынесенное Отделом по Белорецкому лесничеству Министерства лесного хозяйства РБ о привлечении ООО «ЛКЗ Башлеспром» к административной ответственности по ст.8.32 КоАП РФ - отменить.
Объявить ООО "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" устное замечание в порядке статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней после принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья А.Р. Аспанов