450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-12685/2020
12 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2021.
Полный текст решения изготовлен 12.03.2021.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Хабибуллиной Ю.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Катковой А.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450077, <...>)
к Южно-Уральскому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450080, <...>)
о признании недействительным предписания № 59-В/ЛИ от 02.03.2020
при участии: согласно протоколу судебного заседания
Общество с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" (далее заявитель, общество, ООО «Башнефть-Добыча») обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан к Южно-Уральскому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее ответчик, Росприроднадзор, управление) с заявлением о признании недействительными предписания от 02.03.2020 № 59-В/ЛИ.
ООО «Башнефть-Добыча» представило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Росприроднадзор требования не признал по мотивам указанным в отзыве.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы сторон, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>.
В результате внеплановой документарной проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан в период с 17.06.2019 по 12.07.2019 на основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан О ФИО1 о проведении проверки от 07 июня 2019 года № 412-П, было установлено, что ООО «Башнефть-Добыча» обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства осуществляет свою деятельность с их нарушением. Результаты проверки отражены в акте проверки №195-В от 12.07.2019.
По результатам рассмотрения акта проверки от 12.07.2019 Росприроднадзором 12.07.2019 года ООО «Башнефть-Добыча» выдано предписание №195-В/ДИ (№195-В/ДИ-1) от 12.07.2019 об устранении нарушений природоохранного законодательства, выявленного в результате проведения проверки со сроком исполнения 01.02.2020.
Пункт I предписания №195-В/ДИ от 12.07.2019 (№195-В/ДИ-1) предписывал ООО «Башнефть-Добыча» обеспечить осуществление мероприятий по охране водных объектов, а именно произвести очистку водного объекта реки Манеска Уфимского района Республики Башкортостан, загрязненных нефтесодержащей жидкостью в результате отказа нефтепровода от скважины №543 до АГЗУ №519 УЦЦНГ-1 НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча», в том числе в части не превышения нормативов предельно допустимых концентраций нефти и нефтепродуктов в водном объекте.
На основании приказа о проведении проверки от 20.01.2020 № 52-П в отношении ООО «Башнефть-Добыча» Южно-Уральским Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 03.02.2020 по 02.03.2020 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения пункта I предписания № 195-В/ДИ от 12.07.2019 (№ 195-В/ДИ-1) со сроком исполнения до 01.02.2020.
Результаты проверки отражены в акт проверки №59-В от 02.03.2020.
По результатам проверки выдано предписание от 02.03.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований №59-В/ЛИ со сроком исполнения до 06.07.2020.
Обществу в качестве меры по устранению выявленного нарушения предписано в срок до 06.07.2020 обеспечить осуществление мероприятий по охране водных объектов, а именно произвести очистку водного объект реки Манеска Уфимского района РБ загрязненных нефтесодержащей жидкостью в результате отказа нефтепровода от скважины № 543 до АГЗУ № 519 УЦДНГ-1 НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча», в том числе в части не превышения нормативов предельно допустимых концентраций нефти и нефтепродуктов в водном объекте.
Полагая, что указанное предписание не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, ООО «Башнефть-Добыча» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как указывает в обоснование заявленных требований ООО «Башнефть-Добыча» для локализации и оперативного устранения негативных последствий от разлива нефтесодержащей жидкости разработало и утвердило план мероприятий по ликвидации последствий происшествия в результате отказа нефтепровода от скважины № 543 до АГЗУ № 519 Сергеевского нефтяного месторождения НГДУ «Уфанефть» и попадания НСЖ в реку Манеска и проводило в течение 8 суток соответствующие мероприятия определение мест приема нефтесодержащей жидкости для утилизации, сбор и вывоз нефтесодержащей жидкости, очистка береговой линии механическим способом (экскаватором) с двух сторон, завоз соломы, обработка акватории сорбентом, вывоз замазученного сорбента и загрязненных материалов. Таким образом, Общество, действуя добровольно, совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), в том числе сбор (откачку) и вывоз замазученного грунта с береговой полосы водного объекта, завоз сорбента, вывоз замазученного сорбента и загрязненных материалов, очистке береговой линии механическим способом. Проведение Обществом вышеуказанных мероприятий не оспаривается Управлением и было установлено при проведении внеплановой документарной проверки.
В рамках проверки в период с 03.02.2020 по 02.03.2020 с целью контроля исполнения пункта I предписания № 195-В/ДИ от 12.07.2019 ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» была взята проба воды в месте отказа нефтепровода, в которой концентрация нефтепродуктов составила приблизительное значение 0,053 ±0,013 мг/дм3.
Как указывает заявитель, с учетом погрешности измерений содержание нефтепродуктов фактическое значение содержания нефтепродуктов в пробе воды № 1 может быть равным 0,04 мг/дм3, то есть быть в пределах ПДК по содержанию нефтепродуктов в воде рыбохозяйственного значения, установленного Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 г. № 552 в размере 0,05 мг/дм3, что не было принято во внимание административным органом. Более того, отбор проб воды был так же произведен аккредитованной лабораторией ООО «Башнефть-Петротест» и его результат показал отсутствие превышение ПДК по нефтепродуктам в месте отказа нефтепровода. Кроме того, Общество указывает на то, что из содержания оспариваемого предписания не ясно, какие конкретно действия или мероприятия необходимо осуществить Обществу с целью его исполнения.
Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если данный ненормативный акт не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10.01 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон №7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды).
В силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды под контролем в области охраны окружающей среды (экологический контроль) понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Статьей 6 Закона №7-ФЗ установлено, что региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения № 400).
В соответствии с п. 1 Положения о Южно-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 №493 Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление), является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Республики Башкортостан и Оренбургской области.
В соответствии с п. 4.1 Положения от 27.08.2019 №493, Управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
В ходе проверки выявлены нарушения в области использования и охраны водных объектов. Таким образом, в данном случае, Управление действовало в пределах предоставленных полномочий, проверяя требования в области использования и охраны водных объектов.
Исходя из вышеизложенного, предмет внеплановой выездной проверки соответствовал полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В силу пункта 5 статьи 65 Закона №7-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ, Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Федерального закона № 294-ФЗ, которой установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Подпунктом пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ч. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки установлены в ст. 46 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 которой определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация таких объектов должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.ч. 4, 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Как следует из материалов дела, в результате внеплановой документарной проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан в период с 17.06.2019 по 12.07.2019 на основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2 о проведении проверки от 07 июня 2019 года № 412-П, было установлено, что ООО «Башнефть-Добыча» обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства осуществляет свою деятельность с их нарушением. Результаты проверки отражены в акте проверки №195-В от 12.07.2019.
По результатам рассмотрения акта проверки от 12.07.2019 Росприроднадзором 12.07.2019 года ООО «Башнефть-Добыча» выдано предписание №195-В/ДИ (№195-В/ДИ-1) от 12.07.2019 об устранении нарушений природоохранного законодательства, выявленного в результате проведения проверки со сроком исполнения 01.02.2020.
Как указывает Росприроднадзор, предписание в установленном порядке Обществом не обжаловалось, приостановлено не было, вступило в законную силу.
Пункт I предписания №195-В/ДИ от 12.07.2019 (№195-В/ДИ-1) предписывал ООО «Башнефть-Добыча» обеспечить осуществление мероприятий по охране водных объектов, а именно произвести очистку водного объекта реки Манеска Уфимского района Республики Башкортостан, загрязненных нефтесодержащей жидкостью в результате отказа нефтепровода от скважины №543 до АГЗУ №519 УЦЦНГ-1 НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча», в том числе в части не превышения нормативов предельно допустимых концентраций нефти и нефтепродуктов в водном объекте.
На основании приказа о проведении проверки от 20.01.2020 № 52-П в отношении ООО «Башнефть-Добыча» Южно-Уральским Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 03.02.2020 по 02.03.2020 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения пункта I предписания № 195-В/ДИ от 12.07.2019 (№ 195-В/ДИ-1) со сроком исполнения до 01.02.2020.
Результаты проверки отражены в акте проверки №59-В от 02.03.2020, в котором указано следующее.
ООО «Башнефть-Добыча» представлен отчет о выполнении пункта 1 предписания №195-В/ДИ-1 от 12.07.2019 (вх. №1058 от 06.02.2020). К отчету приложен протокол испытаний № ВП.1-285 от 25.09.2019, согласно которому содержание нефтепродуктов в р. Манеска в месте отказа от 24.03.2019 на НВЛ скв.№543-АГЗУ№519 УЦДНГ №1 НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча» составило 0,04 мг/дм3.
С целью проверки исполнения пункта 1 предписания №195-В/ДИ-1 от 20.07.2019 инспекторами Южно-Уральского межрегионального управления 10 февраля 2020 года, совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в присутствии представителя ООО «Башнефть-Добыча» ФИО3 по доверенности № БНД/33/20 от 11.12.2019 осуществлен отбор проб природной воды из р. Манеска на территории Уфимского района близ д. Дмитриевка в месте разлива нефтесодержащей жидкости от скважины № 543 до АГЗУ № 519 УЦДНГ-1 НГДУ «Уфанефть» (протокол отбора № 03/52-П/ЛИ от 10.02.2020, акт отбора № 4 от 10.02.2020).
Содержание нефтепродуктов в пробах природной воды, отобранных 10.02.2020 года отражены в таблице № 1 (протокол результатов анализов № 4/Б-ВД от 02.03.2020)
Таблица № 1
Точка отбора | Определяемая характеристика | концентрация | Единица измерения | Кратность превышения ПДК рыбхоз* |
№ 1 - р. Манеска, место отказа нефтепровода (координаты места отбора: С.Ш. 54°47'58", В.Д. 55°47ТЗ") | Нефтепродукты | 0,053 | мг/дм3 | 1,06 |
№ 2 - р. Манеска, 500 м ниже места отказа нефтепровода (координаты места отбора: С.Ш. 54°48'05", В.Д. 55°47'45") | Нефтепродукты | 0,046 | мг/дм3 | - |
* - на основании приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 № 552 ПДК рыбхоз водных объектов для нефтепродуктов составляет 0,05 мг/дм3.
Анализ представленных в таблице данных показывает превышение нормативов предельно допустимых концентраций в водном объекте (р. Манеска) нефтепродуктов в месте разлива нефтесодержащей жидкости от скважины № 543 до АГЗУ № 519 УЦДНГ-1 НГДУ «Уфанефть» в 1,06 раза. Следовательно, ООО «Башнефть-Добыча» не обеспечило осуществление мероприятий по охране водных объектов, а именно не проведена в полном объеме очистка водного объекта реки Манеска Уфимского района Республики Башкортостан, загрязненного нефтесодержащей жидкостью в результате отказа нефтепровода от скважины №543 до АГЗУ №519 УЦДНГ-1 НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча», что привело к превышению нормативов предельно допустимых концентраций нефти и нефтепродуктов в водном объекте в 1,06 раза.
Таким образом, пункт 1 предписания №195-В/ДИ-1 от 20.07.2019 не исполнено ООО «Башнефть-Добыча» в полном объеме в установленный срок до 01.02.2020, что является нарушением ч. 2 ст. 25 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
По результатам проверки выдано оспариваемое предписание от 02.03.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований №59-В/ЛИ со сроком исполнения до 06.07.2020.
Оспаривая предписание заявитель ссылается на то, что с учетом погрешности измерений содержание нефтепродуктов фактическое значение содержания нефтепродуктов в пробе воды № 1 может быть равным 0,04 мг/дм3, то есть быть в пределах ПДК по содержанию нефтепродуктов в воде рыбохозяйственного значения, установленного Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 г. № 552 в размере 0,05 мг/дм3, что не было принято во внимание административным органом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее - постановление № 484) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по категориям водных объектов рыбохозяйственого значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по нормируемым веществам (приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 (далее - приказ № 552)).
Так, согласно приказу Минсельхоза от 13.12.20196 № 552 предельно допустимая концентрация нефтепродуктов составляет 0,05 мг/дм3.
Как следует из представленных Росприроднадзором материалов проверки и указано выше, в ходе проведения проверки инспекторами Южно-Уральского межрегионального управления 10 февраля 2020 года, совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в присутствии представителя ООО «Башнефть-Добыча» ФИО3 осуществлен отбор проб природной воды из р. Манеска на территории Уфимского района близ д. Дмитриевка в месте разлива нефтесодержащей жидкости от скважины № 543 до АГЗУ № 519 УЦДНГ-1 НГДУ «Уфанефть», о чем представлены протокол отбора проб и обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды № 03/52-П/ЛИ от 10.02.2020, акт отбора проб воды № 4 от 10.02.2020. По результатам составлен протокол № 4/Б-вд от 02.03.2020 результатов исследований (испытаний), измерений проб природной воды.
В данном протоколе № 4/Б-вд от 02.03.2020 отражены следующие результаты исследований (испытаний), измерений
№ п/п | Наименование пробы | т.о.1 | т.о. 2 | Единица измерения | Методика измерений |
код пробы | № 3/Б-1 | № 3/Б-2 | |||
определяемая характеристика | Концентрация, погрешность | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Нефтепродукты | 0,053±0,019 | 0,046±0,016 | мг/дм3 | ПНД Ф 14.1:2:4.128-98 |
В пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" дано понятие методике (методе) измерений - это совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.
Согласно ГОСТ Р 8.563-2009 «ГСИ. Методики (методы) измерений»: методика измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений установленными показателями точности.
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 27384-2002 «Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств» нормы характеристик погрешности измерений; нормы погрешности измерений: характеристики погрешности измерений, задаваемые в качестве требуемых или допускаемых. В качестве норм погрешности измерений приняты границы допускаемого интервала (нижняя и верхняя), в которых погрешность измерений находится с вероятностью P = 0,95.
Согласно п. 3.2 ГОСТ 27384-2002 приписанная характеристика погрешности измерений: характеристика погрешности измерений, приписываемая любому результату совокупности измерений, полученному при соблюдении требований стандартизованной или аттестованной методики. В качестве приписанной характеристики погрешности измерений приняты границы интервала (нижняя и верхняя), в которых погрешность измерений находится с вероятностью P = 0,95.
Методика выполнения измерений - это совокупность условий, операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью (п. 3.3 ГОСТ 27384-2002).
Согласно п. 4.2 ГОСТ 27384-2002 «Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств» приписанные значения характеристик погрешности результатов измерений показателей состава и свойств вод, получаемых с применением методик, соответствующих требованиям ГОСТ 8.010, не должны превышать норм погрешности измерений, приведенных в данном стандарте. При выполнении этого условия для принятия решений по оценке превышения установленных нормативов качества вод (например ПДК) к рассмотрению принимают результаты измерений без учета значений приписанных характеристик погрешности измерений.
В соответствии с п. 3.8 ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества»: при принятии административных решений по оценке превышения результатов определения содержания контролируемого показателя по отношению к гигиеническому нормативу качества питьевой воды к рассмотрению принимают результаты определения содержания контролируемого показателя без учета значений характеристики погрешности. При этом погрешность определения должна соответствовать установленным нормам.
Таким образом, неправомерно изменять результат определения концентрации загрязняющего вещества на величину погрешности измерения (неопределенности).
Ссылка заявителя на отбор проб воды, произведенный аккредитованной лабораторией ООО "Башнефть-ПЕТРОТЕСТ", результат которого показал отсутствие превышения ПДК по нефтепродуктам в месте отказа нефтепровода, судом отклоняется в силу следующего.
В материалы дела заявителем представлен Акт отбора проб от 10.02.2020 с указанием, что отбор проб произведен параллельно со специалистами филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ФИО4, ФИО5 Между тем подписи указанных лиц в представленном Акте отсутствуют. Представленный Росприроднадзором Акт № 4 отбора проб от 10.02.2020 не содержит указание на то, что проводится параллельный отбор проб. Доказательств своевременного направления полученных результатов исследования параллельной пробы, отраженных в протоколе испытаний № ВП.1-26 от 11.02.2020 Обществом не представлено.
Доводы заявителя о том, что обжалуемое предписание не обладает признаками правовой определенности, так как не содержит указаний на конкретные мероприятия, которые ему необходимо обеспечить для устранения выявленных нарушений по очистке водного объекта реки Манеска Уфимского района РБ загрязненного нефтесодержащей жидкостью в результате отказа нефтепровода от скважины № 543 до АГЗУ № 519 УЦДНГ-1 НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча», в том числе в части не превышения нормативов предельно допустимых концентраций нефти и нефтепродуктов в водном объекте и нарушает права и законные интересы заявителя, подлежат отклонению судом.
Управление при вынесении обжалуемого предписания не имело права предписывать нарушителю конкретный способ устранения выявленного нарушения (указывать перечень и последовательность действий), поскольку ООО "Башнефть-Добыча" как субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения выданного предписания.
Наличие же в предписании конкретного комплекса мероприятий по очистке водного объекта, могло бы повлиять на права и законные интересы заявителя, которому адресовано предписание, и нарушить его права как субъекта предпринимательской деятельности.
Общество должно самостоятельно определять наиболее эффективный способ устранения выявленного нарушения.
С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями закона и соответственно правовых оснований для признания его недействительным (незаконным) не имеется.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Ю.Р. Хабибуллина