АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 09.04.2010г.
Полный текст решения изготовлен 09.04.2010г.
09 апреля 2010г. Дело № А07-126/2010
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе
судьи Искандарова У.С.
при ведении протокола судебного заседания судьей Искандаровым У.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального учреждения «Янаульское телевидение и радио Республики Башкортостан»
к Межрайонной ИФНС России №34 по Республике Башкортостан
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, директор, ФИО2, доверенность от 25.01.2010г., ФИО3, доверенность от 25.01.2010г.
от налогового органа: ФИО4, доверенность от 13.01.2010г., ФИО5, доверенность от 09.02.2010г.
Муниципальное учреждение «Янаульское телевидение и радио Республики Башкортостан» (далее Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной ИФНС России №34 по Республике Башкортостан о признании недействительным решения №33 от 24.06.2009г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения УФНС России по РБ №639/16 от 28.09.2009г.).
Заявитель требования поддержал в полном объеме.
Налоговый орган требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы, суд установил:
Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Муниципального учреждения «Янаульское телевидение и радио Республики Башкортостан» по вопросам соблюдения налогового законодательства – правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006г. по 31.12.2008г., по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за период с 01.01.2006г. по 28.02.2009г., по результатам которой составлен акт №37/11-40/00439 ДСП от 28 мая 2009г. и вынесено решение №33 от 24 июня 2009г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно решения, учреждению доначислено налогов в общей сумме 254 779 руб., пени – 54 032,95 руб., штрафных санкций – 40 694,00 руб.
Не согласившись с данным решением, МУ «Янаульское телевидение и радио РБ» обжаловало его в Управление ФНС России по РБ, решением по жалобе от 28.09.2009 года №639/16 жалоба заявителя признана частично обоснованной. По данному решению УФНС России по РБ частично удовлетворены: по ЕСН в сумме налога 38 355 руб., пени – 3 063 руб., по НДФЛ в сумме налога 7 752 руб., штрафных санкций – 1 550,04 руб.
Учреждение не согласно с решением налогового органа в части доначисления налога на прибыль, в связи с неверным определением расходов, связанных с производством и реализацией услуг, доначисления налога на имущество, а также начисленные на суммы налогов пени и штраф.
Выслушав сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
По налогу на прибыль.
Как следует из оспариваемого решения, налоговый орган доначислил Учреждению налог на прибыль за 2006 год в размере 56 260 руб., за 2007г. в размере 87 725 руб., за 2008г. в размере 56 335 руб.
Налоговым органом установлено, что в нарушение ст. 321.1 Налогового кодекса РФ учреждением, уменьшены доходы полученные от предпринимательской деятельности на сумму расходов, которые произведены для ведения как бюджетной, так и предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
МУ «Янаульское телевидение и радио РБ», согласно материалам дела, является бюджетным учреждением в соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и осуществляет свою деятельность за счет бюджетных ассигнований и доходов, полученных от предпринимательской деятельности (оказание платных телевизионных и радио услуг).
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями предусмотрены статьей 321.1 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. В целях главы 25 НК РФ, иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база по налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.
Пунктом 2 ст. 321.1 НК РФ установлено, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ, если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
В соответствии с п. 4 ст. 321.1 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся: суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта; расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансовое обеспечение данных расходов не предусмотрено бюджетными ассигнованиями, выделенному бюджетному учреждению.
Исчисляя удельный вес доходов от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов, налоговый орган доходы от предпринимательской деятельности делит на доходы от предпринимательской деятельности, плюсуя финансирование из бюджета. Такой же подход должен быть и при исчислении суммы расходов, уменьшающей налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Следовательно, сумма расходов, подлежащая распределению, должна быть определена в процентах от общей суммы расходов, оплачиваемых как из бюджета, так и из средств, полученных от предпринимательской деятельности.
Однако налоговый орган, исчислил сумму расходов, подлежащую распределению для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, без учета средств целевого финансирования.
Таким образом, на основании представленных первичных бухгалтерских документов судом установлено, что налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2006 год составляет: 862 947,00 – 766 446,22 = 96 500,78 руб.
Сумма налога на прибыль 96 500, 78 х 24% = 23 160 руб. Согласно налоговой декларации за 2006 год, сумма исчисленного налога составляет 0 руб. А по данным решения – 56 260,00 руб.
Учреждением занижена сумма налога на прибыль в сумме 23 160 руб. Доначисление налога на прибыль в сумме 33 100 руб. произведено не правомерно.
За 2007г. налогооблагаемая база составляет: 1 358 010 – 1 318 870,24 = 39 139,76 руб.
Сумма налога на прибыль 39 139,76 х 24% = 9 394 руб. Согласно налоговой декларации за 2007 год, сумма исчисленного налога составляет 14 726 руб. А по данным решения – 102 451,00 руб. Доначисление налога на прибыль в сумме 87 725 руб. произведено не правомерно.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2008 год составляет: 1 567 733,00 – 1 479 978,64 = 87 754,36 руб.
Сумма налога на прибыль 87 754,36 х 24% = 21 061 руб. Согласно налоговой декларации за 2008 год, сумма исчисленного налога составляет 28 138 руб. А по данным проверки 84 473,00 руб. Доначисление налога на прибыль в сумме 56 335 руб. произведено не правомерно.
По налогу на имущество.
Как следует из решения налогового органа, налоговой проверкой установлено искажение данных бухгалтерского учета по основным средствам и занижение налоговой базы по налогу на имущество учреждения за 2006г. на сумму 93 026 руб., что явилось основанием для доначисления налога на имущество в сумме 2 047 руб.
Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признаются движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При определении налоговой базы, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ, имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Налогоплательщиком в налоговой декларации по налогу на имущество за 2006г. указана среднегодовая стоимость имущества в размере 2 234 613 руб., в том числе среднегодовая стоимость необлагаемого имущества – 1 908 814 руб., налоговая база составила 325 799 руб. Налог на имущество за 2006г. исчислен в сумме 7 168 руб. (2 234 613 руб. – 1 908 814 руб.) х 2,2%).
Из решения налогового органа следует, что налоговая база за 2006г. составила 418 825 руб. Занижение налоговой базы в сумме 93 026 руб. произошло в результате искажения данных бухгалтерского учета по основным средствам от предпринимательской деятельности.
Согласно п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ в решении излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на соответствующий государственный орган возложена обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия актов, решений государственным органом. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, также возлагается на налоговый орган (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вмененная Учреждению решением налогового органа обязанность по уплате налога на имущество за 2006г. в сумме 2 046 руб. определена без ссылок на документы первичного бухгалтерского учета, иные доказательства, подтверждающие наличие факта правонарушения. Налоговый орган ограничился формальной констатацией факта расхождения данных, отраженных в бухгалтерском учете с данными, установленными «в ходе проверки», при этом не объясняя как это выявлено, не ссылаясь ни на какие документы и иные сведения, которые бы подтверждали данные выводы, не объясняя способы совершения указанного налогового нарушения, не выявляя наличие или отсутствие вины налогоплательщика. В решении налогового органа не изложены обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, несоблюдение указанных требований закона является нарушением порядка производства по делу о налоговом правонарушении и влечет отмену решения налогового органа, согласно п. 14 ст. 101 Кодекса.
Из представленных первичных бухгалтерских документов, а именно: инвентарной описи основных средств, ведомости переоценки основных средств, ведомости по основным средствам, инвентарных карточек по учету основных средств в бюджетных учреждениях видно, что остаточная стоимость имущества за 2006г. составляет 27 303 668,22 руб., остаточная стоимость льготируемого имущества составляет 23 139 009,38 руб., остаточная стоимость облагаемого налогом имущества составляет 4 164 658,84 руб. Среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества составляет 4 164 658,84/13 = 320 358,37 руб. Налог на имущество подлежащий уплате в бюджет составляет 320 358,37 х 2,2% = 7 047,88 руб.
Налогоплательщиком исчислен и уплачен налог на имущество в сумме 7 168 руб. Таким образом, доначисление налога на имущество в размере 2 046 руб. налоговым органом произведено не правомерно.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Муниципального учреждения «Янаульское телевидение и радио Республики Башкортостан» удовлетворить.
Признать недействительным решение №33 от 24.06.2009 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое Межрайонной инспекцией ФНС России №34 по Республике Башкортостан (в редакции Решения УФНС № 639/16 от 28.09.2009 года) в отношении Муниципального учреждения «Янаульское телевидение и радио Республики Башкортостан» в части доначисления:
налога на прибыль
- за 2006 год в размере 33 100 руб.
- за 2007 год – в размере 87 725 руб.
- за 2008 год – в размере 56 335 руб.
налога на имущество за 2006 год - 2 046 руб., а также начисленные на эти суммы пени и штраф.
Взыскать с Межрайонной инспекцией ФНС России №34 по Республике Башкортостан в пользу Муниципального учреждения «Янаульское телевидение и радио Республики Башкортостан» судебные расходы в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья У.С.Искандаров