ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-13169/17 от 10.08.2017 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-13169/2017

17 августа 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2017 г.

Полный текст решения изготовлен 17.08.2017 г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Архиереева Н.В., при ведении протокола секретарем Садыковым А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «УЮТНЫЙ ДОМ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ООО «БАШРТС» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 681 801 руб. 34 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, доверенность от 22.03.2017 г.

от ответчика – ФИО2, доверенность от 31.12.2016 г.

ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «УЮТНЫЙ ДОМ» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО «БАШРТС» о взыскании 681 801 руб. 34 коп.

Представитель ответчика просил приостановить судебное разбирательство или отложить судебное разбирательство. Судом данные ходатайства отклонены.

Судом исследованы документы.

Проверив материалы и обстоятельства дела, выслушав представителей истца суд

УСТАНОВИЛ:

По договору № 420046/ГВС от 01.10.2013 г. ответчик, осуществляющий горячее водоснабжение, обязуется поставить истцу (абоненту) горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 (п. 8).

ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «УЮТНЫЙ ДОМ» является управляющей организацией и договор водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией – ООО «БАШРТС» заключен обществом в целях оказания коммунальных услуг населению.

За поставленную горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения за февраль 2014 г. ООО «БАШРТС» выставило ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «УЮТНЫЙ ДОМ» счета-фактуры на оплату № 1_00004149 от 28.02.2014 г., № 1_00005337 от 31.03.2014 г., № 1_00007766 от 30.04.2014 г., № 1_00008234 от 31.05.2014 г., № 1_000010884 от 30.06.2014 г., № 1_00012857 от 31.07.2014 г., № 1_00015379 от 30.09.2014 г., № 1_00015936 от 31.10.2014 г., № 1_00017019 от 30.11.2014 г., № 1_00017947 от 31.12.2014 г., № 1_00000458 от 31.01.2015 г., № 1_00000458 от 28.02.2015 г..

Истец, заявляя о применении ответчиком необоснованно завышенного коэффициента на подогрев куб.м. горячей воды, обратился к последнему с претензией № 98 от 21.02.17.

ООО «БАШРТС» в ответе на претензию обосновало методику расчетов, требования не исполнило.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, истец обратился в суд сданным иском.

Оценив заявленные исковые требования и доводы участников судебного процесса с учетом норм законодательства, суд пришел к следующим выводам.

ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «УЮТНЫЙ ДОМ» является управляющей организацией и договор водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией – ООО «БАШРТС» заключен обществом в целях оказания коммунальных услуг населению.

Виды деятельности по оказанию коммунальных услуг населению, а также в сфере водоснабжения относятся к регулируемым видам деятельности в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В п.п. 4 и 5 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения. Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).

Согласно п. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции, действовавшей в 2013 г.), тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации» Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 г. утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В п. 12 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» предусмотрено, что регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Из положений указанных нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг при осуществлении деятельности по водоснабжению следует, что в спорный период времени подлежали применению при расчетах за услуги по горячему водоснабжению двухкомпонентные тарифы с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В п. 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406, было предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

При этом согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (ред. от 27.08.2012 г., с изм. от 19.03.2013 г.), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

Таким образом, в спорный период вступили в действие с 01.01.2013 г. положения Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» об установлении двухкомпонентных тарифов в сфере горячего водоснабжения, однако, отсутствовал иной нормативный акт, кроме Методических рекомендаций № 47, регулировавший порядок расчета такого существенного показателя, как количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды.

Величина объема необходимой тепловой энергии для приготовления одного куб.м. горячей воды является существенным условием и важным показателем в расчетах, влияющим на общую цену горячей воды и стоимость оказываемых коммунальных услуг в сфере горячего водоснабжения.

Фактически разногласия сторон возникли в сфере определения и порядка применения данного показателя в расчетах, исходя из анализа которых следует, что ООО «БашРТС» применил при расчете платежей подвухкомпонентному тарифу за февраль 2014 – февраль 2015 года показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды, в размере - 0,0677 Гкал/куб.м.

Со своей стороны управляющая организация в спорный период времени получала от населения оплату за коммунальные услуги в сфере горячего водоснабжения по тарифам, установленным Госкомитетом РБ исходя из определенного по утвержденной формуле показателя количества тепловой энергии для подогрева 1куб.м воды равного – 0,0568 Гкал/куб.м.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация при выставлении платежных документов на оплату горячего водоснабжения, хотя и применяла тарифы, утвержденные Госкомитетом РБ по тарифам по двум компонентам, однако величину количества / объема тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды применяла в расчетах более завышенную по сравнению с данным показателем, установленным Госкомитетом РБ по тарифам при расчете и утверждении тарифов на указанный период времени.

В результате чего в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией и между управляющей организацией и конечными потребителями, хотя и производимым по одним и тем же установленным тарифам, возникает разница в связи с применением ООО «БашРТС» иного показателя объема тепловой энергии для приготовления куб.м горячей воды, чем объем тепловой энергии на подогрев куб.м. воды, определенный Госкомитетом РБ по тарифам при расчетах тарифов.

Данная разница в стоимости тепловой энергии, необходимой для приготовления отпущенного объема горячей воды, составила согласно расчетам истца за период февраль 2014 – февраль 2015 сумму –681 801 руб. 34 коп.

При правовой оценке доводов сторон о том, является или нет данная разница в платежах за горячую воду неосновательным обогащением ресурсоснабжающей организации, суд исходит из следующих положений нормативных актов.

Согласно вышеприведенным нормам жилищного законодательства, регулирующего правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг, плата за коммунальные ресурсы рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных ресурсов с учетом показаний приборов учета или при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при этом управляющая организация, получая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за необходимые ресурсы, в том числе по договорам горячего водоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.157 и ч.6.2 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правительством Российской Федерации порядок установления и определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев куб.м. холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению был введен согласно Постановлению от 14.02.2015 г. № 129, внесшим соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.12.2013 г. № 855 «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую обществом «БашРТС» потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан установлен тариф на горячую воду, поставляемую населению г. Уфа в период с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г.: компонент на тепловую энергию – 1075,88 руб./Гкал, включая НДС, компонент на холодную воду (теплоноситель) – 12,98 руб./куб.м, включая НДС.

С учетом отсутствия на объектах общества УК «Уютный дом» приборов учета, позволяющих определять объем тепловой энергии, потребленной для производства горячей воды, между сторонами возникли разногласия относительно величины подлежащего применению при расчете платы за горячую воду в закрытых системах теплоснабжения показателя (норматива) тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб.м горячей воды.

Согласно Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 47, в частности, п. 58 данных Указаний определяет формулу расчета такого показателя как количество тепла, необходимое для приготовления 1 куб.м горячей воды: Qт/э = c * p * (tгвс - t хвс) * (1 + K№), где c – 0,000001 Гкал/кг * 1 °C, p – 983,24 кг/куб.м (плотность воды при температуре, равной tгвс и среднему по году давлению воды в трубопроводе), tгвс – 60 °C (средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения), tхвс – 9,8 °C (средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения).

В соответствии с приведенной формулой (0,000001 * 983,24 * (60 - 9,8) * (1 + 0,15) данный показатель в спорном периоде составляет 0,05676 Гкал/куб.м (с точностью до 0,00001) или 0,0568 Гкал/куб.м (с точностью до 0,0001). Именно эта величина применялась Комитетом по тарифам при расчетах тарифов на горячее водоснабжение и определении результирующей величины тарифа в предшествующий спорному расчетный период: 12,98 руб./куб.м (компонент на холодную воду) + 1075,88 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию) * 0,0568 Гкал / куб. м = 74,08 руб./куб.м, а также при утверждении тарифов на 2014 г.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что применение при определении потребленного количества тепловой энергии, иной (большей) величины тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды, чем было заложено в тарифном регулировании, привело к неосновательному обогащению общества «БашРТС» за счет общества УК «Уютный дом» (ст.ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем пришел к выводу о правомерности заявленных обществом УК «Уютный дом» требований.

Определение экономически обоснованной цены услуг (тарифа), в том числе отдельных показателей, заложенных в тариф, производится по установленным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в действующем периоде регулирования. То обстоятельство, что величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал/куб.м не была утверждена регулирующим органом в установленном законом порядке именно в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, не влечет вывода о невозможности ее применения в расчетах.

Спорный показатель рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации и учтен при формировании тарифов. При выявлении необходимости утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях проведения расчетов за услугу горячего водоснабжения, ресурсоснабжающая организация, либо управляющие компании вправе инициировать процесс определения такого норматива и утверждения его в установленном порядке.

При этом теплоснабжающая организация как профессиональный участник рынка при формировании данного норматива получает возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию, в том числе по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения и т.п. в целях исчисления данного показателя в соответствии с фактическими затратами, а потребитель в конечном итоге – право оплачивать услуги в том порядке, который предусмотрен законодательством и нормативными актами. Иной подход нарушает баланс интересов на рынке оказания энергетических услуг, противоречит общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере ценообразования, водоснабжения и водоотведения.

Показатель расхода тепловой энергии на производство 1 куб.м горячей воды (Гкал) является технической категорией, его величина зависит только от технологии производства (получения) горячей воды, экономические значения в данном случае не имеют влияния на его величину.

С момента расчета Комитетом по тарифам показателя расхода тепловой энергии на производство 1 куб.м горячей воды в размере 0,0568 Гкал./куб.м до января 2014 г. изменений технологии производства горячей воды не произошло.

Доказательств обратного общество «БашРТС» в материалы дела не представило.

С учетом вышеизложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о необоснованности предъявления требований и ходатайство о приостановлении рассмотрения дела до разрешения другого, имеющего значения для данного дела судом отклонены за необоснованностью.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст.ст. 333.21-333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п.п. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «УЮТНЫЙ ДОМ» удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ООО «БАШРТС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «УЮТНЫЙ ДОМ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) сумму неосновательного обогащения в размере 681 801 руб. 34 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 16 636 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «УЮТНЫЙ ДОМ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 364 руб.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья Н.В. Архиереев