ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-13890/13 от 13.11.2013 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Уфа

14 ноября 2013 года Дело № А07-13890/2013

Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2013 года.

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакировой А.Т., рассмотрел дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «АЗС Медиа» (450071, г.Уфа, ул.Менделеева, д.197; ИНН 0276133329, ОГРН 1110280031960)

к Башкортостанской таможне (450076, г.Уфа, ул.Пушкина, д.86; ИНН 0274071518, ОГРН 1030203919140)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10401000-472/2013 от 18.07.2013 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Крупин В.В., представитель по доверенности от 07.08.2013 года;

от административного органа: Китаев В.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2013 года №04-03-14/00132; Шамигулова Л.Ф., представитель по доверенности от 17.10.2013 года №01-07-08/13068.

Общество с ограниченной ответственностью «АЗС Медиа» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Башкортостанской таможни от 18 июля 2013 года № 10401000-472/2013 о привлечении к административной ответственности по статье 16.12 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на то, что у общества отсутствует обязанность по предоставлению разрешительных документов.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме, также указал на малозначительность правонарушения.

Представители административного органа требования заявителя не признали и просят отказать в удовлетворении заявления, указывая, что оспариваемое постановление вынесено правомерно.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

11 апреля 2013 года на Башкортостанский таможенный пост (ЦЭД) Башкортостанской таможни была подана электронная декларация на товары №10401090/110413/0004664, согласно которой в адрес ООО «АЗС Медиа» по таможенной процедуре импорта помимо прочих поставлялся товар №2 –беспроводной роутер- 20 шт., вес нетто-29,20 кг, код ТН ВЭД 8517620009.

Декларантом ООО «АЗС Медиа» было дано гарантийное обязательство о предоставлении разрешения Роскомнадзора в течении 45 дней после выпуска товара то есть в срок до 27.05.2013 года.

Таможенный орган принял данное обществом гарантийное обязательство и 12.04.2013 произвел условный выпуск товара №2 по ДТ 10401090/110413/0004664, установив в гр. «С» товара № 2 вышеуказанной ДТ срок для предоставления Обществом разрешительных документов в 45 дней после выпуска товаров, то есть до 27.05.2013 года. Однако в установленный таможенным органом срок документы предоставлены не были.

27.05.2013 года на момент проведения таможенного контроля после выпуска товара данный документ предоставлен не был.

По результатам проведенного таможенного контроля, в отношении ООО «АЗС Медиа» составлен протокол об административном правонарушении от 04.06.2013 года № 10401000/471/2013 и вынесено постановление от 18.07.2013 года № 10401000-472/2013 о привлечении ООО «АЗС Медиа» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «АЗС Медиа» обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

В соответствии с пунктами 1 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного Союза (ТК ТС), одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений. Порядок вывоза данного товара (беспроводной роутер) определяется Положением "О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров", утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012г. № 134. В Российской Федерации, уполномоченным органом на выдачу разрешительных документов на ввоз радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Декларантом ООО «АЗС Медиа» было дано гарантийное обязательство о предоставлении разрешения Роскомнадзора в течении 45 дней после выпуска товара то есть в срок до 27.05.2013г.

Частью 8 статьи 208 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ установлено, что если отдельные документы, на основании которых заполнена декларация на товары, не могут быть представлены одновременно с декларацией на товары, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. Декларант представляет письменное обязательство о представлении документов в установленный срок. Порядок представления лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений и необходимых для выпуска товаров, установлен статьей 219 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст.219 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров.

Из содержания приведенных норм следует, что таможенное законодательство устанавливает предельный 45-дневный срок для представления недостающих документов. Конкретный срок может быть установлен в гарантийном обязательстве декларанта, а таможенный орган, утверждает временные пределы, за нарушение которых может наступить административная ответственность.

27.05.2013 года на момент проведения таможенного контроля после выпуска товара данный документ предоставлен не был.

Порядок вывоза данного товара (беспроводной роутер) определен Положением «О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров», утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012г. № 134. В Российской Федерации, уполномоченным органом на выдачу разрешительных документов на ввоз радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Выделение полосы радиочастот - разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и (или) ввоза в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками. В противном случае, указанное устройство будет создавать серьезные помехи для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации, в том числе для нужд Минобороны и др. и его ввоз запрещен (ФЗ от 07.07.2003 №7 «О связи»).

В соответствии с решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2013 года №378 (приложение 8 «классификатор основных видов документов, используемых при таможенном декларировании) ввоз радиоэлектронных средств на таможенную территорию таможенного союза осуществляется путем представления следующих видов документов для таможенных органов:

1) Заключение (разрешительный документ) на ввоз радиоэлектронных средств и ВЧУ, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, выданное уполномоченным органом государств-членов Таможенного союза в области связи (код вида документа -01041)

Форма заключения утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 №45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и методических указаниях по его заполнению».

Согласно распоряжению Правительства РФ от 23.09.2010 №1567-р федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешительных документов для ввоза радиоэлектронных средств и ВЧУ включенных в раздел 2.16 Единого перечня являются Роскомнадзор, Минобороны России и Федеральная служба охраны.

В соответствии с письмом Роскомнадзора от 01.03.2012 №01-ИО-04670 полномочия по выдаче разрешительных документов для территориальных подразделений Роскомнадзора или каким-либо другим органам не передавались.

В соответствии с Положением «О порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров» (Решение коллегии ЕЭК №134 пункт 7) для оформления лицензии в уполномоченный орган заявителем представляются документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 Соглашения, а также дополнительно информация о наличии решения Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот для ввоза РЭС и (или) ВЧУ либо заключение о соответствии технических характеристик ввозимых РЭС и (или) ВЧУ, выдаваемое организациями радиочастотной службы, в случаях, определенных соответствующими решениями Государственной комиссии по радиочастотам (для ввоза на территорию Российской Федерации).

Товар «беспроводной роутер MVDS Х-1» является оконечной (абонентской) аппаратурой передающей, включающей в себя приемное устройство, малого радиуса действия стандарта IEEE 802.11a, работающей в полосах радиочастот 802.11а: 5.170 - 5.835Ггц (подтверждается официальным техническим паспортом завода изготовителя Silex technology inc Япония) подпадает под требования раздела 2.16 Единого перечня лицензируемых товаров (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» по техническим характеристикам не является исключением. Кроме того в Положении о порядке ввоза радиоэлектронных средств (п.4) оговорены случаи исключения не представления разрешительного документа и в Приложении №1 «перечень радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза осуществляется без оформления лицензии или заключения (разрешительного документа) товар «беспроводной роутер MVDS Х-1» товар как исключение не поименован.

Частью 3 Статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

Факт непредставления разрешительных документов подтверждается материалами дела, которые зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 04.06.2013 года №1040100-472/2013.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом вина заявителя в данном случае выражается в том, что он при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей мог выявить факт непредставления разрешения, предпринять своевременные меры по устранению, но не сделал этого.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для заявителя препятствиями.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения, выразившегося в непредставлении разрешительных документов, материалами дела подтверждается, между тем оспариваемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом Кодекс не устанавливает каких-либо ограничений для применения названной нормы материального права, оставляя право ее применения на усмотрение соответствующих органа, должностного лица, суда.

В том числе Кодекс не предусматривает ограничений для применения судом нормы статьи 2.9 КоАП РФ к составам, имеющим формальную конструкцию.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.11.2003 года № 349-О, из содержания ст. 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.

Сам по себе факт непредставления разрешительных документов не свидетельствует о наличии существенной угрозы государственным интересам, данное обстоятельство подлежит выяснению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.

Кроме того, административным органом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, наступлении негативных последствий.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, в соответствии со ст. 71 АПК РФ и положениями Европейской конвенции от 20.03.1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 20.11.2008 №60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», а также, учитывая совершение административного правонарушения без прямого умысла, отсутствие неблагоприятных последствий, суд считает указанное правонарушение малозначительным с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий. Основанием для признания правонарушения малозначительным в данном случае являются следующие обстоятельства: отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, ущерба государственным интересам, отсутствие существенного вреда интересам общества и государства.

Цель административного наказания в силу положений ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ст. 2.9 Кодекса состоит в виде предупреждения совершения новых правонарушений.

Объявлением устного замечания задача законодательства об административных правонарушениях - предупреждение совершения таких правонарушений лицом, в отношении которого установлены состав правонарушения и вина - является достигнутой (статья 1.2 Кодекса).

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Учитывая требования п.3 ст.4.1, ст.4.2, ст.2.9 КоАП РФ, а также исходя из положений Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интереса и конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда РФ № 11-П от 15.07.1999 года и № 14-П от 12.05.1998 года, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, постановление о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АЗС Медиа» к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «АЗС Медиа» (ИНН 0276133329, ОГРН 1110280031960) удовлетворить.

Постановление Башкортостанской таможни (ИНН 0274071518, ОГРН 1030203919140) от 18 июля 2013 года по делу об административном правонарушении № 10401000-472/2013 о назначении административного штрафа по статье 16.12 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.

Судья Р.К.Кутлин