ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-14038/14 от 08.10.2014 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

«16» октября 2014г. Дело №А07-14038/2014

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 16 октября 2014 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:

Ахметовой Г.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калмантаевой А.Т.,

рассмотрев дело по заявлению

администрации Орджоникидзевского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0277073249, ОГРН 1050204522378, 450064, г. Уфа, ул. Мира, 6)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (ИНН 0274098598, ОГРН 1040203908194, 450008, г. Уфа, ул. Пушкина, 95)

о признании незаконным представления от 20.06.2014г. № 68 и отменить его в полном объеме;

о признании незаконным акта проверки от 16.05.2014г. и отменить его в части установления нарушений бюджетного законодательства и иных нормативно правовых актов Администрацией Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а именно:

- неправомерного расходования денежных средств и материальных ресурсов на общую сумму 180 683 руб.;

- нарушения пунктов 6 «в», 15 «д», 17 и 18 Правил предоставления молодым семьям социальных на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 при включении в состав участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы молодой семьи Саяховых

при участии:

от заявителя: Лукманова А.А., доверенность от 02.07.2014г., предъявлено служебное удостоверение;

от ответчика: Закирова А.Х., доверенность от 25.07.2014г., предъявлено служебное удостоверение.

Администрации Орджоникидзевского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (далее – Управление, ответчик):

1) о признании незаконным представления от 20.06.2014г. №68 и отмене его в полном объеме;

2) о признании незаконным акта проверки от 16.05.2014г. и отмене его в части установления нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов администрацией Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а именно:

- неправомерного расходования денежных средств и материальных ресурсов на общую сумму 180 683 руб.;

- нарушения пунктов 6 «в», 15 «д», 17 и 18 Правил предоставления молодым семьям социальных на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050 при включении в состав участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы молодой семьи Саяховых.

Заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, просил признать незаконным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан от 20.06.2014г. №68, отказавшись от остальной части требований.

В части отказа от части заявленных требований определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2014г. (резолютивная часть от 08.10.2014г.) производство по делу прекращено.

В судебном заседании заявитель уточненное требование поддержал.

Ответчик уточненное требование признал.

Как следует из материалов дела, Управлением с 21 апреля 2014 года по 16 мая 2014 года проведена выездная проверка использования субсидий и субвенций на реализацию приоритетного национального проекта «Жилье» и федеральной целевой программы «Жилище» в Администрации за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года.

В результате проверки Управлением установлено следующее.

Нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения на общую сумму 180 683 рубля, а именно неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов на общую сумму 180 683 рубля, поскольку Администрацией Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в 2013 году участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы признана молодая семья - Саяхова Р.Р., представившая недостоверные сведения о доходах и соответственно не выполнившая одно из условий признания участницей подпрограммы - наличия у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Нарушены пунктов 6 «в», 15 «д», 17 и 18 «в» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования (приложение 3 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050).

По результатам проверки в адрес главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ направлено представление от 20.06.2014г. №68 с требованием рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению выявленных в ходе выездной проверки нарушений бюджетного законодательства РФ, а также устранению причин и условий совершения таких нарушений до 20 июля 2014 года, о результатах исполнения проинформировать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан до 20 июля 2014года. При этом указано, что неисполнение в установленный срок представления влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация Орджоникидзевского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан с указанным представлением не согласна, просит признать его незаконным. Указывает, что при включении молодой семьи Саяховых в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы для получения социальной выплаты были соблюдены все положения нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. Заявителем района были проверены сведения, содержащиеся в документах, представленных молодой семьей Саяховых в целях включения данной молодой семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Данная проверка была произведена в пределах имеющихся у заявителя полномочий, а именно было установлено, что представленные справки о доходах являются оригиналами и имеют «мокрую» печать работодателя. Проверить достоверность сведений о доходах, указанных в представленных Саяховыми справках о доходах иным способом, не представлялось возможным, поскольку на запросы Администрации, направляемые в налоговые органы, о предоставлении сведений о доходах полученных, физическим лицом, а так же о суммах налогов, уплаченных с полученных доходов, поступает отказ со ссылкой на подпункт 13 пункта 1 статьи 21 и статью 102 Налогового кодекса Российской федерации, поскольку данные сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим хранения и доступа и сообщается, что данная информация может быть предоставлена только собственником информации.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными (незаконными) является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 15 Правил предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050 (далее -Правила), для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 данных Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В целях данных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно п.17 указанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

Согласно п.18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

25.06.2012 года молодая семья Саяховых обратилась в Администрацию с заявлением о признании их молодой семьи имеющей достаточные доходы на оплату остаточной стоимости жилого помещения и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. К заявлению молодой семьей были приложены следующие документы:

- копии документов, удостоверяющих личность каждого члена молодой семьи;

- копия свидетельства о браке;

- постановление главы МО Орджоникидзевский район г. Уфы от 26.03.2004 г. № 648 о принятии Саяхова Р.Р. по категории «молодая семья» на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;

- справки о доходах за 2011 и 2012 годы по форме 2-НДФЛ от 08.06.2012 года №3, 4 в отношении Саяховой Л.М., от 14.06.2012 г. на Саяхова Р.Р.

В 10-дневный срок Администрацией были проверены сведения, содержащиеся в документах, представленных молодой семьей Саяховых в целях включения данной молодой семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.

Заявитель установил, что представленные справки о доходах являются оригиналами и имеют «мокрую» печать работодателя. Проверить достоверность сведений о доходах, указанных в представленных Саяховыми справках о доходах иным способом, заявителю не представлялось возможным, поскольку на его запросы налоговые органы не предоставляют сведения о доходах, полученных физическим лицом, а так же о суммах налогов, уплаченных с полученных доходов, ссылаясь на подпункт 13 пункта 1 статьи 21 и статью 102 Налогового кодекса Российской федерации.

На основании представленных семьей Саяховых сведений о доходах за 2011-2012 годы Администрацией была произведена оценка доходов данной молодой семьи, в целях признания её имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Чистый доход молодой семьи в размере 11999,24 руб. превысил размер ежемесячного платежа по ипотечному жилищному кредиту 9083,59 руб., в связи с чем, распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района от 03.07.2012 г. № 733-р молодая семья Саяховых была признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем для молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы для получения социальной выплаты.

Таким образом, при включении молодой семьи Саяховых в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы для получения социальной выплаты были соблюдены все положения нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.

Кроме того, в представлении от 20.06.2014 года № 68 неверно отражены обстоятельства, указанные в качестве основания для вынесения представления, а именно:

- в п.1 содержания нарушения указывается, что молодая семья Саяховых была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в 2013 году. Однако данная семья была включена в состав участников Подпрограммы в 2012 году, что подтверждается распоряжением главы Администрации района от 03.07.2012 г. № 733-р.

- в качестве документов, подтверждающих нарушение, указаны сведения о доходах физических лиц за 2013 год (формы 2-НДФЛ, письмо от 06.05.2014г. за №11-10/04429 МИФНС №31 по РБ, объяснение начальника отдела Лукмановой А.А.. Однако сведения о доходах физических лиц за 2013 год не могли послужить основанием для включения молодой семьи Саяховых в состав участников Подпрограммы, поскольку данная семья была включена в состав участников подпрограммы в июле 2012 года.

Ответчик в судебном заседании признал требования в части признания незаконным представления от 20.06.2014г. №68.

Согласно ч.3 ст.70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование Администрации Орджоникидзевского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0277073249, ОГРН 1050204522378, 450064, г. Уфа, ул. Мира, 6) удовлетворить.

Признать незаконным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан от 20.06.2014г. № 68.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru.

Судья Г.Ф. Ахметова