ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-14053/16 от 11.07.2017 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-14053/16

18 июля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2017 года

Полный текст решения изготовлен 18.07.2017 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Азаматова А. Д.,  

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Салиховой З.З.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании решения и действия (бездействия) должностных лиц незаконными,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 14.07.2015;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 25.07.2016,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании незаконными решения и действий (бездействия) по включению в конкурсную документацию открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории 2 6666977_729826 городского округа г. Уфа лотов № 61, 66, 85, а также по невыдаче предпринимателю ФИО1 маршрутных карт и свидетельств по маршрутам № 272, 267, 298, а также об обязании управления исключить из раздела 2 конкурсной документации лоты № 61, 66, 85 и выдать предпринимателю ФИО1 маршрутные карты и свидетельства на маршруты № 272, 298, 267.

В последующем заявитель отказался от заявленных требований в части признания незаконными решения и действий (бездействия) по факту невыдачи маршрутных карт и свидетельства по маршруту № 298 сроком на пять лет и обязания управления выдать маршрутные карты и свидетельство на маршрут № 298 сроком на пять лет.

Также заявитель уточнил исковые требования в остальной части, просил признать незаконными решение и действия (бездействие) должностных лиц управления по факту невключения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Уфа, утвержденный приказом управления от 31.08.2016 № 34, маршрутов № 272 и 267, и невыдачи предпринимателю маршрутных карт и свидетельств по маршрутам № 272 и 267 сроком на 5 лет, а также обязать управление включить в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Уфа маршруты № 272 и 267 и выдать предпринимателю маршрутные карты и свидетельства на маршруты № 272 и 267 сроком на 5 лет.

Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2016 в удовлетворении требований о признании незаконными решений, действий (бездействий) управления транспорта и связи администрации городского округа г. Уфа по факту невключения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Уфа, утвержденный приказом управления транспорта и связи администрации городского округа г. Уфа от 31.08.2016 № 34 маршрутов № 272, 267 и невыдачи предпринимателю ФИО1 маршрутных карт и свидетельств по маршрутам № 272, 267, сроком на 5 лет, отказано.

В удовлетворении требований предпринимателю ФИО1 об обязании управления транспорта и связи администрации городского округа г. Уфа включить в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Уфа маршруты № 272, 267 отказано.

В удовлетворении требований предпринимателю ФИО1 об обязании управления транспорта и связи администрации городского округа г. Уфа выдать маршрутные карты и свидетельства по маршрутам № 272, 267, сроком на 5 лет, отказано.

В остальной части требований производство по делу прекращено.      

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 марта 2017 года решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2016 по делу № А07-14053/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 по тому же делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. В постановлении кассационной инстанции указано о необходимости исследования Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г.Уфа, в котором указаны маршруты №№267, 272(т.1 л.д. 100—147).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель  Управления   по заявленным требованиям возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

предприниматель ФИО1 на основании паспортов маршрутов и удостоверений допуска от 15.03.2013 № 079, от 12.03.2014 № 089, 090 осуществлял организацию пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан:

- «Уфимский док – СТЦ «Мега-Уфа»; № 267 «Колхозный рынок – поселок Старые Турбаслы» № 298;

 - «Уфимский док – Торгово-сервисный комплекс «Пушкинский» № 272.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 220- ФЗ предприниматель ФИО1 11.08.2015 представил сведения о маршрутах № 298, 267, 272 в муниципальное унитарное предприятие «Уфагортранс», полагая, что именно на это лицо возложена обязанность по ведению реестров маршрутов регулярных перевозок в г. Уфе.

На официальном сайте администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан 11.01.2016 размещен Реестр маршрутов регулярных перевозок на территории городского округа г. Уфа по результатам конкурса 2013 года (конкурс проведен администрацией городского округа г. Уфа 15.03.2013, что подтверждено протоколом заседания конкурсной комиссии от 15.03.2013 № 1, утвержденным постановлением администрации городского округа г. Уфа от 25.03.2013 №1077).

Указанный Реестр был скорректирован в июле 2016 года в части увеличения количества транспортных средств на отдельных маршрутах.

Предпринимателю ФИО1 в числе иных лиц, получивших право на осуществление перевозок по итогам конкурса 2013 года, выданы карты маршрутов только на маршрут № 298, так как только в отношении этого маршрута им было получено право осуществления перевозок по результатам конкурса.

Карты маршрутов и свидетельства в отношении маршрутов № 267, 272 предпринимателю ФИО1 не выданы.

На официальном сайте администрации городского округа г. Уфа управлением (являющимся в соответствии с решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2016 № 58/2 и № 58/3 уполномоченным органом городского округа г. Уфа на осуществление функций на организацию транспортного обслуживания населения) 04.05.2016 размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления автомобильных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа г. Уфа.

На конкурс выставлено 86 лотов с маршрутами маршрутной сети, включая: лот № 66 – по маршруту № 272; лот № 61 – по маршруту № 267.

Во исполнение предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан, приказом управления от 12.07.2016 № 27 указанный открытый конкурс отменен.

Маршруты № 272, 267 в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Уфа (в редакции приказа управления от 31.08.2016 №34) не включены.

Предприниматель ФИО1, полагая незаконными невключение указанных маршрутов в Реестр муниципальных маршрутов, а также невыдачу ему карт маршрутов и свидетельств по этим маршрутам, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В соответствии с п. 4 ст. 6 , ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения) органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Статьей 7 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2008 г. № 77-з «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам.

Таким образом, федеральным и республиканским законодательством организация транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам отнесена к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

При этом, согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов и его утверждение с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, включая легковое такси (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112), устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.

Таким образом, порядок согласования и утверждения маршрута в рамках законодательно установленной компетенции органа местного самоуправления устанавливается органом местного самоуправления самостоятельно, в том числе посредством принятия муниципальными образования нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 15 Устава города Уфа представительным органом власти города Уфы, наделенным законодательными полномочиями, является Совет.

В рамках законодательно предоставленных Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан полномочий, представительным органом городского округа город Уфа Республики Башкортостан был установлен порядок установления и согласования муниципальных маршрутов.

Так, в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами - решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2016 № 58/2 «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» и от 26.02.2016 № 58/3 «О внесении изменений в Положение об Управлении транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» Управление определено уполномоченным органом местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Права и обязанности уполномоченного органа определены Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ) и названными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьями 11, 12, 25 Федерального закона № 220-ФЗ Управление формирует Реестр маршрутов с учетом местных особенностей организации транспортного обеспечения населения.

В переходный период действия Федерального закона № 220-ФЗ (с 14.07.2015 по 14.07.2016) Управлением реализованы предусмотренные ст. 39 закона мероприятия.

Во исполнение требований ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ Управлением, на основании сведений, представленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые после дня официального опубликования Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, был сформирован и опубликован 11.01.2016 на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Реестр маршрутов (первая базовая редакция).

В Реестр маршрутов, согласно частям 1, 2 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ, были включены существующие, установленные муниципальными правовыми актами маршруты.

Таким муниципальным правовым актом, содержащим перечень существовавших на территории городского округа муниципальных маршрутов стало постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25.03.2013 № 1077 «Об утверждении протокола № 1 заседания городской конкурсной комиссии по проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на городских автобусных регулярных маршрутах общего пользования от 15.03.2013 года».

Приложение № 5 к протоколу № 1 заседания конкурсной комиссии от 15.03.2013 - Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признанных победителями конкурса на право обслуживания        городских  автобусных маршрутов, утвержденное постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25.03.2013 № 1077, представляет собой перечень маршрутов и перечень перевозчиков, которым в 2013 году выданы Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан правоустанавливающие документы: удостоверения допуска и маршрутные карты со сроком действия до 16.03.2016.

В качестве одного из доводов рассматриваемого заявления ИП ФИО1 является его несогласие с формированием Реестра маршрутов городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании результатов предыдущего городского конкурса 2013 года.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2016 по делу № А07- 4062/2016 установлено, что Реестр маршрутов городского округа город Уфа Республики Башкортостан по результатам конкурса 2013, опубликованный 11.01.2016, сформирован в соответствии с требованиями Федерального закона № 220-ФЗ.

В соответствии с предоставленными Федеральным законом № 220-ФЗ полномочиями (ст. 11, 12, 25, 26) Управлением была продолжена работа по формированию Реестра маршрутов, в соответствии с процедурой установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2016 № 58/2 и постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14.03.2016 № 294 «О межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории ГО г. Уфа РБ».

В апреле 2016 года Управлением был объявлен открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам. Объявлению конкурса предшествовали мероприятия: межведомственная городская комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – МВК) на своем заседании, состоявшемуся 18.03.2016 рассмотрела маршруты, которые планировалось включить в Реестр маршрутов и выставить на конкурс.

В приложении № 2 к протоколу МВК № 1 от 18.03.2016 г. в качестве новых, рекомендуемых к выставлению на конкурс, были определены маршруты № 267 ДК УМПО-пос. Старые Турбаслы и № 272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский».

Приказом Управления от 12.04.2016 № 11 утверждён Реестр маршрутов в новой (второй) редакции. По установленным данным Реестром маршрутам 13.04.2016 приказом Управления № 12 был объявлен городской конкурс, а 15.04.2016 приказом Управления № 14 конкурс был отменён.

После отмены конкурса, 28.04.2016 вновь собралась МВК для проработки маршрутной сети города.

МВК рекомендовала изменить схему маршрута № 267 ДК УМПО-пос. Старые Турбаслы, установив маршрут с конечными остановками Колхозный рынок-пос. Старые Турбаслы (протокол МВК от 28.04.2016 № 2).

Рекомендации МВК были учтены Управлением при работе над Реестром маршрутов, который был вновь доработан.

Приказом Управления от 04.05.2016 № 19 «О внесении изменений в приказ Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12 апреля 2016 г. № 11 «Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО г. Уфа РБ» утвержден Реестр маршрутов в новой (третьей) редакции.

На основании данного Реестра маршрутов вновь объявлен приказом Управления от 04.05.2016 № 20 городской конкурс, который был отменен 12.07.2016 приказом Управления № 27 в соответствии с предписанием УФАС по РБ.

Приказом Управления от 07.07.2016 № 24 «Об отмене приказов Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12 апреля 2016 года № 11 «Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО г. Уфа РБ» и от 4 мая 2016 года № 19 «О внесении изменений в приказ Управления транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа РБ от 12 апреля 2016 года № 11 «Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО г. Уфа РБ» уполномоченный орган местного самоуправления отказался от редакций Реестра маршрутов, подготовленных для проведения конкурса, т.е. Реестров, содержащих новые маршруты.

Приказом Управления от 07.07.2016 № 24 был осуществлен возврат к базовому варианту Реестра маршрутов, первоначально опубликованному 11.01.2016.

В Реестре маршрутов (в редакции приказа Управления от 07.07.2016) маршруты за номерами 267 и 272 отсутствуют.

В силу того, что маршруты № 272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский» и № 267 Колхозный рынок-пос. Старые Турбаслы были впервые установлены Управлением 12.04.2016 и 04.05.2016 (дата изменения конечного остановочного пункта) соответственно, путем включения их в Реестр маршрутов (согласно ст. 12 Федерального закона № 220-ФЗ) и перевозчик по ним не был определен, у Управления не возникла обязанность, предусмотренная ч.3 ст.12 Федерального закона № 220-ФЗ о предварительном оповещении перевозчика об отмене маршрута.

Таким образом, новые маршруты за номерами 272 и 267 были созданы в апреле и мае 2016 года и были выставлены на городской конкурс.

Приказом Управления от 07.07.2016 оба маршрута были отменены. Действия Управления по формированию Реестра маршрутов в данный период были обусловлены необходимостью оптимизации маршрутной сети города, данный процесс сопровождался проведением многочисленных консультаций с перевозчиками, органами власти, обследованием пассажиропотока и дорожных условий на маршрутах, заседаниями МВК, на которых детально рассматривался каждый маршрут и определялась целесообразность его создания.

31.08.2016 приказом Управления № 34 внесены изменения технического характера в Реестр маршрутов: название тринадцатого столбца Реестра изложено в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 220-ФЗ.

01.08.2016 состоялось очередное заседание МВК, на котором было принято решение рекомендовать Управлению внести изменения в Реестр маршрутов: установить новые маршруты, отменить невостребованные, ввести новые остановки общественного транспорта.

В соответствии с протоколом МВК от 01.08.2016 № 4 издан приказ Управления от 22.09.2016  № 38 «О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО г. Уфа РБ», которым установлены новые маршруты, в том числе муниципальный маршрут № 272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский».

Информация об установлении маршрутов от 22.09.2016 размещена на официальном сайте Администрации ГО г. Уфа РБ ufacity.info/transport.

По установленным новым маршрутам приказом Управления от 28.09.2016 № 39 был объявлен открытый конкурс, который был аннулирован 06.03.2017 во исполнение предписания УФАС по РБ.

31.03.2017 состоялось заседание МВК (протокол № 1 от 31.03.2017)

на котором принято решение рекомендовать Управлению изменить схемы движения отдельных маршрутов, изменить количество транспортных средств, обслуживающих отдельные маршруты и др.

Управлением, на основании вышеназванного протокола МВК, был издан приказ от 17.04.2017 № 9 «О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО г. Уфа РБ», который размещен на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по адресу ufacity.info/transport (действующая редакция Реестра маршрутов).

В Реестре маршрутов закреплен муниципальный маршрут №272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский», установленный приказом Управления от 22.09.2016 г. № 38, маршрут № 267 Колхозный рынок-пос. Старые Турбаслы в нём отсутствует, согласно приказу Управления от 07.07.2016 № 24.

Доводы заявителя о том, что:

- маршруты № 267 ДК УМПО - <...> Уфимский ДОК-Телецентр, были созданы 15.08.2013 и 12.04.2016 соответственно, и существовали в транспортной сети согласно решению Администрации ГО г. Уфа РБ;

- непроведение по маршрутам № 272 и 267 конкурсных процедур, с момента их установления, либо их утверждение соответствующим постановлением является нарушениями и упущениями со стороны ответчика,

а не предпринимателя ФИО1, поскольку у предпринимателя отсутствуют правовые полномочия обязать Управление транспорта и связи Администрации провести конкурс, либо отменить установленные маршруты;

- ИП ФИО1 осуществлял и продолжает осуществлять свою деятельность по перевозкам по маршруту № 272 Уфимский ДОК-Телецентр на основании выданных ему Администрацией паспорта маршрута, разработанной МУП «Уфагортранс» схемы маршрута, удостоверения допуска № 090, а по маршруту № 267 ДК УМПО - пос. Старые Турбаслы - на основании выданных Администрацией ГО г. Уфа РБ паспорта маршрута, схемы маршрута, карты маршрута, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Так, в период проведения Управлением конкурсов (объявленных в мае и сентябре 2016 года и отмененных по предписаниям УФАС по РБ) маршруты № 267 Колхозный рынок-пос. Старые Турбаслы, № 272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский» неоднократно рассматривались на заседаниях УФАС по РБ по жалобам, поданным в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», маршрут № 272 был также предметом судебных разбирательств.

В рамках рассмотрения Комиссией УФАС по РБ жалобы № 267-18.1/16 по жалобе ИП ФИО4 были рассмотрены все маршруты, выставленные на конкурс, объявленный Управлением 04.05.2016, в том числе маршруты № 267 (лот № 61) и № 272 (лот №66).

Решением Комиссии УФАС по РБ от 20.06.2016 № 267-18.1/16 маршруты № 267 и 272 были признаны новыми и правомерно выставленными на конкурс.

ИП ФИО1 также обжаловал в УФАС по РБ выставление на городской конкурс, объявленный 04.05.2016, лотов 61 и 66 (маршруты 267 и 272).

Решением Комиссии УФАС по РБ от 07.07.2016 № 293-18.1/16 установлено, что маршруты за номерами 272, 267, выставленные на конкурс, являются новыми.

Выставление на конкурс, объявленный Управлением 28.09.2016 маршрута № 272 (лот № 11) обжаловала в УФАС по РБ Региональная общественная организация «Союз автопредпринимателей РБ».

Решением Комиссии УФАС по РБ по данной жалобе (решение от 15.11.2016 № 483- 18.1/16) определено, что маршрут №       272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский» является новым, установленным приказом Управления от 22.09.2016 № 38, на основании протокола МВК от 01.08.2016.

Региональная общественная организация «Союз автопредпринимателей РБ» обжаловала в Арбитражный суд Республики Башкортостан решение УФАС по РБ по жалобе № 483-18.1/16 от 15.11.2016 не согласившись с выводом антимонопольного органа, что определенные в конкурсной документации маршруты регулярных перевозок являются новыми (дело №А07- 28704/2016). Решением суда от 14.04.2017 г. по делу № А07-28704/2016 установлено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок № 272 является новым и правомерно выставлялся на конкурс.

Правовым основанием для признания антимонопольным органом и судом муниципального маршрута №        272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский» новым послужило законодательное определение понятия «маршрут регулярных перевозок».

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. В соответствии с п. 2 ст.12 Федерального закона № 220-ФЗ, муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным со дня включения сведений о данном маршруте в Реестр маршрутов.

Следовательно, маршрут регулярных перевозок будет являться новым со дня включения сведений о данном маршруте в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок и если будут изменены: путь следования, начальный остановочный пункт, промежуточные остановочные пункты или конечный остановочный пункт.

Данный вывод содержится в решении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2017 г. по делу № А07-28704/2016 (стр.8). Судом установлено, что маршрут № 272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский» имеет новую схему маршрута.

По обращениям ИП ФИО1, поступившим в 2013-2014 годах в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан о включении автобусного маршрута № 272 Уфимский ДОК-Телецентр в Реестр городских автобусных маршрутов, данный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии (МВК), состоявшемся 12.03.2014.

Комиссия (МВК) решила (протокол №1 от 12.03.2014):

- утвердить новый регулярный автобусный маршрут по схеме движения Уфимский ДОК-Телецентр с присвоением порядкового номера 272 и временно закрепить права обслуживания за индивидуальным предпринимателем ФИО1 сроком на три месяца;

- отделу транспорта Администрации согласовать и утвердить схему движения;

- МУП «Уфагортранс» ГО г. Уфа РБ внести соответствующие изменения в паспорт и расписание маршрута;

- просить городскую комиссию по проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок включить маршрут № 272  Уфимский ДОК-Телецентр в перечень маршрутов, выставляемых на очередной конкурс.

В период проведения данного заседания МВК, её деятельность регулировалась постановлением Администрации от 27.05.2009 № 2513 «О межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Положение о МВК).

Пункты 4 и 5 Положения о МВК предусматривали право Комиссии открывать временные маршруты сроком до трёх месяцев для изучения востребованности маршрута по пассажиропотоку с определением на него перевозчика на этот период.

Данная норма была внесена в Положение о МВК постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ от 05.04.2013№ 1429 «О внесении дополнения в постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ от 27.05.2009 г. № 2513 «О межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории ГО г. Уфа РБ».

Таким образом, МВК, в рамках компетенции, установленной постановлениями Администрации ГО г. Уфа РБ №2513 и № 1429, создала временный, сроком на три месяца городской маршрут для изучения востребованности маршрута по пассажиропотоку и на три месяца определила на него перевозчика - ИП ФИО1

МУП «Уфагортранс» ГО г. Уфа РБ в письме от 23.05.2014 № 1-1/384 проинформировало Администрацию ГО г. Уфа РБ (отдел транспорта) о том, что во исполнение протокола МВК № 1 от 12.03.2014, «согласно заявке, поданной оператором ИП ФИО1, подготовлены, утверждены и выданы на руки схема движения маршрута, паспорт и расписание движения для маршрута № 272 «Уфимский ДОК-Телецентр».

Так как, согласно протоколу МВК № 1 от 12.03.2014 маршрут был создан на три месяца, то и выданные предприятием ИП ФИО1, согласно вышеназванному письму, утвержденная схема движения по маршруту, паспорт и расписание движения также имеют ограниченный срок действия - 3 месяца.

Временный маршрут № 272 Уфимский ДОК-Телецентр, который был создан в 2014 году протоколом МВК, имел иную схему движения, отличающуюся от схемы движения, установленной в 2016 г. приказом Управления от 22.09.2016 г. № 38. Маршрут № 272 Уфимский ДОК - Телецентр отличался от нового маршрута № 272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский» конечным остановочным пунктом (Телецентр, вместо ТСК «Пушкинский») и промежуточными остановочными пунктами (остановочные пункты, расположенные на Проспекте Октября г. Уфы в схеме нового маршрута расположены на улицах Российской и Комсомольской г. Уфы).

Таким образом, заявитель, получив в 2014 году на три месяца право на осуществление перевозок по организованному МВК маршруту № 272 предлагает закрепить за ним иной новый маршрут с тем же порядковым номером, но с иной схемой движения. При этом, заявитель, подававший заявки на участие во всех несостоявшихся городских конкурсах был осведомлен о том, что выставляемый на конкурс маршрут является иным и не идентичен маршруту № 272 Уфимский ДОК - Телецентр 2014 года.

В 2014 году Прокуратурой г. Уфы РБ внесено представление в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере транспортного обслуживания населения (исх. № 31 Д-2014/489 от 09.06.2014) в связи с открытием временного маршрута № 272 и закреплением его за ИП ФИО1, на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.04.2013 г. № 1429 и протокола МВК от 12.03.2014.

Во исполнение представления, постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 09.02.2015 № 318, вышеназванное постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.04.2013 №1429, позволявшее МВК создавать временные маршруты, было признано утратившим силу.

Установление и закрепление за ИП ФИО1 временного городского маршрута № 272 Уфимский ДОК-Телецентр было предметом рассмотрения Комиссии УФАС по РБ в рамках дела № А-116/15-14.

Решением Комиссии УФАС по РБ по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 06.11.2014 установлено, что решением МВК 12.03.2014 утвержден сроком на 3 месяца и закреплен без проведения конкурсных процедур за ИП ФИО1 маршрут № 272 Уфимский ДОК-Телецентр.

Данным решением Комиссии УФАС по РБ Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан признана «нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления ИП ФИО1 преимущественных условий при организации транспортного обслуживания г. Уфы РБ, выразившихся в предоставлении указанному хозяйствующему субъекту временного права на обслуживание городского регулярного маршрута № 272 Уфимский ДОК-Телецентр...». Выдано предписание.

Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан данное решение УФАС по РБ и предписание были обжалованы в Арбитражный суд Республики Башкортостан (дело № А07- 1891/2015), решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2015 в удовлетворении требований Администрации ГО г. Уфа РБ отказано, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

После вступления в силу вышеназванных судебных актов и предписания УФАС по РБ, вопрос о целесообразности создания постоянного городского маршрута № 272 Уфимский ДОК-Телецентр был рассмотрен 31.07.2015 на заседании МВК, которая поручила изучить пассажиропоток на маршруте в сентябре-октябре 2015 г.

Выписка из протокола МВК от 31.07.2015 письмом Управления была направлена ИП ФИО1 05.11.2015 (исх. № 87-03-641 от 05.11.2015), заявитель был вновь проинформирован о том, что маршрута № 272 Уфимский ДОК-Телецентр в перечне маршрутов города не существует.

Таким образом, городской маршрут регулярных перевозок № 272 «Уфимский ДОК-Телецентр» был создан МВК 12.03.2014 и просуществовал до 13.06.2014 на установленных муниципальными правовыми актами основаниях.

С 09.02.2015 практика создания временных маршрутов Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан была прекращена, в соответствии с постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 09.02.2015 № 318.

Продолжая осуществлять пассажирские перевозки (с 13.06.2014) по маршруту № 272 «Уфимский ДОК-Телецентр», заявитель нарушал требования к осуществлению пассажирских перевозок, закрепленные муниципальными нормативными правовыми актами (решением Совета ГО г. Уфа РБ от 27.04.2006 г. № 10/24), а после вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ - нарушает требования действующего законодательства и муниципальных правовых актов (решения Совета ГО г. Уфа РБ от 26.02.2016 № 58/2 «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории ГО г. Уфа РБ»).

По маршруту № 267 ДК УМПО - пос. Старые Турбаслы судом установлено следующее.

В 2013 году МВК на заседании, состоявшемся 24.07.2013 решила (протокол от 24.07.2013 г. № 3):

- утвердить маршрут № 267 ДК УМПО-пос. Старые Турбаслы с временным закреплением права обслуживания за МП ФИО1 сроком на 3 месяца,

-  утвердить схему движения по маршруту, внести изменения в паспорт

и расписание движения.

           МВК, принимая данное решение об открытии временного маршрута, действовала в рамках полномочий, определенных постановлением Администрации от 27.05.2009 № 2513 «О межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (в ред. постановления Администрации ГО г. Уфа РБ от 05.04.2013 № 1429 «О внесении дополнения в постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ от 27.05.2009 г. № 2513 «О межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории ГО г. Уфа РБ»).

Таким образом, МВК создала временный, сроком на три месяца (с 24.07.2013 по 25.10.2013) городской маршрут № 267 ДК УМПО-пос. Старые Турбаслы для изучения востребованности маршрута по пассажиропотоку и на три месяца определила на него перевозчика - ИП ФИО1

Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан на данный период согласовала схему движения по маршруту, а МУП «Уфагортранс» - составило паспорт и расписание движения по маршруту.

После 25.10.2013 ИП ФИО1 не имел правовых оснований осуществлять перевозки по маршруту, т.к. маршрут в этот период перестал действовать и не был установлен в качестве постоянного.

Уполномоченный орган местного самоуправления вернулся к данному маршруту в 2016 году. На заседании МВК 18.03.2016 маршрут № 267 ДК УМПО-пос. Старые Турбаслы был рекомендован к установлению, включению в Реестр маршрутов и выставлению на конкурс.

Приказом Управления от 12.04.2016 маршрут был установлен со схемой ДК УМПО - пос. Старые Турбаслы, приказом Управления от 04.05.2016 г. установлен со схемой Колхозный рынок-пос. Старые Турбаслы, приказом Управления от 07.07.2016 маршрут № 267 был отменен.

В действующем в настоящий период Реестре маршрутов (в ред. приказа Управления от 17.04.2017 № 9), транспортное сообщение с пос. Старые Турбаслы (Турбаслы) созданы обеспечивать два муниципальных маршрута: № 9 Северный автовокзал-пос. Турбаслы и № 293 Старые Турбаслы-ул. Нежинская-Колхозный рынок.

Уполномоченным органом местного самоуправления неоднократно, с 2014 года проводилось обследование маршрутов № 267 и № 272 с предлагаемыми ИП ФИО1 схемами движения. МВК - общественный межведомственный орган, определяющий целесообразность открытия маршрутов, в 2014 - 2015 г.г. не пришел к выводу о необходимости установления Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан данных маршрутов в качестве постоянных.

С учетом рекомендаций МВК (протокол от 01.08.2016 № 4) в Реестре маршрутов с 22.09.2016 установлен только новый маршрут № 272 Уфимский ДОК-ТСК «Пушкинский» со схемой движения, востребованной населением города.

На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат. В части отказа заявителя от требований производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями  167-170,151  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании решений, действий(бездействий) Управления транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>) по факту невключения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа, утвержденный приказом Управления транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа РБ от 31.08.2016 №34 маршрутов №№272, 267 и невыдачи ИП ФИО1 маршрутных карт и свидетельств по маршрутам  №№272, 267, сроком на 5 лет незаконными отказать.

В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании Управления транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>) включить в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа маршруты №№272, 267 отказать.

В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании Управления транспорта и связи Администрации ГО г. Уфа РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>) выдать ИП ФИО1 маршрутные карты и свидетельства по маршрутам  №№272, 267, сроком на 5 лет отказать.

В остальной части требований производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                 А.Д. Азаматов