ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-14137/20 от 15.12.2020 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                   

22 декабря  2020 г.                                                           Дело № А07-14137/2020

Резолютивная часть  решения  объявлена 15 декабря  2020 года

Решение  изготовлено в полном объеме 22 декабря  2020 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Полтавец Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бикчуриным Е.А., рассмотрев в судебном заседании  заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Уфы (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450077, <...>) к ИП НГУЕН ТИЕН ДЫК (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения – 450106, <...>)  о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в  сумме 25000руб.

при участии в судебном заседании:

без участия в судебном заседании лиц, участвующих в рассмотрении дела,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Уфы (далее – Заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с ИП НГУЕН ТИЕН ДЫК  финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды январь 2019г., февраль 2019г., март 2019г. и за 2018г. в  сумме 25000 руб.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на 1 застрахованное лицо за отчетный период январь  2019 представлены по телекоммуникационным каналам связи 13.05.2019,  на 1 застрахованное лицо за отчетный период февраль   2019 представлены по телекоммуникационным каналам связи 13.05.2019,  на 4 застрахованных лиц за отчетный период март  2019 представлены по телекоммуникационным каналам связи 13.05.2019, по форме СЗВ-СТАЖ   на 44 застрахованных лица за отчетный период  2018г. представлены по телекоммуникационным каналам связи 11.09.2019, то есть с нарушением установленного законом срока.

Управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.07.2019 №002s18190019085, 31.07.19г. №002s18190019086, 31.07.19г. №002s18190019087, 21.10.19г. №002s18190024748.

Управлением  ПФР вынесены Решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.08.2019 №002s19190020964,  от 28.08.2019 №002s19190020965, от 28.08.2019 №002s19190020966, от 19.11.2019 №002s19190026294  в общей сумме 25000 руб.

Ответчику направлены требования от 18.09.2019  №002s01190027081, от 18.09.2019  №002s01190027082,  от 18.09.2019  №002s01190027083,  от 10.12.2019  №002s01190032477 об уплате финансовых санкций со сроком исполнения до 08.10.2019г. и до 30.12.19г.

Определением Арбитражного суда РБ от 26.03.20г. по делу № А07-4196/2020  отменен судебный приказ о взыскании с ИП НГУЕН ТИЕН ДЫК 25000руб.   

От Управления  поступило  ходатайство  о рассмотрении заявления в его отсутствие.

Ходатайство судом рассмотрено, удовлетворено, заявление рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ

От ответчика отзыва, мотивированной позиции по заявленным требованиям не поступило.   

Суд, исследовав и оценив представленные материалы дела и доводы сторон, считает заявленные требования  подлежащими удовлетворению частично  по следующим основаниям.

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.

Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).

В абзаце 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета размера взыскиваемой суммы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При этом, статья 15 Закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.

Вступившая в силу с 18.02.2017 "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в абзаце 2 пункта 39 предусматривает, что финансовые санкции не применяются в случае, когда страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения (то есть, по предложению органа ПФР, вносит уточнения (исправления) в ранее представленные им сведения о конкретных застрахованных лицах).

Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в установленный срок, а также в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, суд приходит к выводу об отсутствии вины ответчика в нарушении требований Закона N 27-ФЗ, ст. 15 которого позволяет страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (без указания сроков, в течение которых может быть реализовано данное право).

Из представленных документов усматривается, что ответчик самостоятельно выявил ошибку в неверно представленных сведениях и предпринял меры к ее устранению, путем направления "дополняющей" формы в Пенсионный фонд РФ за периоды январь 2019г., февраль 2019г., март 2019г.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

При этом, доказательств обнаружения ошибок и направления пенсионным фондом уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 23 ноября 2016 г. N 1058п,  в материалы дела не представлено.

Таким образом, оснований для назначения ответчику финансовой санкции, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление сведений по форме СЗВ-М "дополняющей" за январь 2019г., февраль 2019г., март 2019г. . по форме СЗВ-М, у пенсионного фонда не имелось.

В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.

Само по себе представление дополняющих сведений страхователем, без обнаружения ошибок пенсионным фондом, не является основанием для привлечения к ответственности.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения  заявленных требований в данной  части.    

Вместе с  тем, сведения о застрахованных лицах по форме  СЗВ-СТАЖ   на 44 застрахованных лица за отчетный период  2018г. представлены по телекоммуникационным каналам связи 11.09.2019, то есть с нарушением установленного законом срока.

 В силу пункта 2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом  работающем у него застрахованном лице  указанные в данном  пункте сведения.

Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Акт № №002s18190024748 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксировано нарушение требований пункта 2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, составлен  21.10.19г.

19.11.2019 принято решение заинтересованного лица №002s191900026294  о применении финансовых санкций к страхователю за указанное нарушение, которым  ответчик   привлечен к ответственности  по ст. 17 названного Федерального закона в виде штрафа в размере 22 000 руб.

10.12.2019  выставлено  требование N 002S01190032477 с предложением страхователю уплатить вышеуказанную сумму штрафных санкций в срок до 30.12.2019, которое ответчиком   в добровольном порядке не исполнено.

Штраф за непредставление формы СЗВ-СТАЖ в установленный срок составляет 500 рублей за каждого работника, о котором не сообщены сведения (часть 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ). Вышеуказанное означает, что любое опоздание с отчетностью может повлечь для страхователя серьезные санкции.

Заявитель представил за отчетный период - 2018 год отчет по форме СЗВ-СТАЖ 11.09.2019.

Факт несвоевременной подачи отчетности по форме СЗВ-СТАЖ нарушил право на обязательное пенсионное страхование, назначение и перерасчет трудовой пенсии в полном объеме, гарантированной гражданам статьей 39 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.

При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Управлением Пенсионного фонда соблюден порядок взыскания, срок обращения с заявлением не нарушен.

Мотивированных возражений ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные  требования в указанной   части подлежащими удовлетворению.   

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Уфы удовлетворить частично.

Взыскать с ИП НГУЕН ТИЕН ДЫК (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения – 450106, <...>)  в  доход  бюджета  Пенсионного  фонда Российской  Федерации сумму штрафа в размере 22000 рублей.

В  остальной  части  заявленных  требований  отказать.

Взыскать с ИП НГУЕН ТИЕН ДЫК государственную пошлину  в доход  федерального  бюджета  в  размере 1760  рублей.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия, если не подана апелляционная жалоба согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его  в  полном  объеме)  через  Арбитражный  суд  Республики Башкортостан.                                 

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                  Ю.В. Полтавец