ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-14148/12 от 10.12.2012 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г.Уфа Дело № А07-14148/2012

10 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уразаевой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450096, г.Уфа, ул.Комсомольская, 142, ИНН 0276110120, ОГРН 1070276005040)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (450008, г.Уфа, ул.Пушкина, 95)

третьи лица:

1. Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г.Уфа, пр. Октября, 120);

2. Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (450008, г.Уфа, ул.Пушкина, 95);

3. ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (450080, г.Уфа, ул. Ст. Злобина, 31/4);

4. Хабибуллин Д.Ф. (г.Уфа);

5. Галимов А.Р. (г.Уфа)

6. Плеханов Г.М. (г.Уфа)

7. ООО «Башкирские распределительные электрические сети» (450096, г.Уфа, ул.Комсомольская, 126);

8. Бадаева А.Р. (г.Уфа);

9. Латыпов Р.В. (г.Уфа);

10. Абдуллин И.Р. (г.Уфа)

о признании недействительными решения № 5/5384-1 и предписания № 5/5384-2 от 18.05.2012г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Каримова Л.С. по доверенности от 20.06.2012г., Дубинин О.Н. – директор по выписке из ЕГРЮЛ, удостоверению № 377 от 07.09.2010г.;

от ответчика: Шайхутдинов М.С. – ведущий специалист-эксперт по доверенности № 3 от 10.01.2012г.;

от третьих лиц:

1. Галеев А.А. – ведущий юрисконсульт юр. отдела по доверенности № 1/285-13 от 06.02.2012г.;

2. Юрьев Е.М. – ведущий специалист-эксперт по доверенности № 203-05 от 19.01.2012г. Смирнова Т.В. по доверенности № 2830-06 от 01.11.2012г.;

3. не явился, извещен надлежащим образом;

4. Хабибуллин Д.Ф. по паспорту;

5. Галимов А.Р. по паспорту;

6. не явился, извещен надлежащим образом;

7. не явился, извещен надлежащим образом;

8. не явился, извещен надлежащим образом; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

9. не явился, извещен надлежащим образом;

10. не явился, извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц (ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана», Плеханова Г.М., ООО «Башкирские распределительные электрические сети», Бадаевой А.Р., Латыпова Р.В., Абдуллина И.Р.), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Муниципальное унитарное предприятие «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее Предприятие) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление) о признании недействительными решения № 5/5384-1 от 18.05.2012г. и предписания № 5/5384-2 от 18.05.2012г.

Определениями суда от 13.09.2012г. и от 28.11.2012г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Хабибуллин Д.Ф., Галимов А.Р., Плеханов Г.М., Бадаева А.Р., Латыпов Р.В., Абдуллин И.Р., ООО «Башкирские распределительные электрические сети».

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что по результатам рассмотрения обращений граждан, осуществляющих индивидуальное жилое строительство в поселке Нагаево (г.Уфа, Октябрьский район) на действия МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлением вынесено решение от 18.05.2012г. № 5/5384-1, в соответствии с которым МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан признано нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управлением Предприятию выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 18.05.2012г. № 5-5384-2, в соответствии с которым Предприятию предписано:

1. в срок в течение месяца со дня получения предписания прекратить нарушение требований пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в препятствовании гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство в п.Нагаево в оформлении необходимых документов (технологическое присоединение), понуждению их к заключению договора на пользование электрической энергией с Исполнителем коммунальных услуг, что приводит (может привести) к нарушению конкуренции и ущемляет права и законные интересы гарантирующего поставщика – ООО "ЭСКБ": заключая договора на технологическое присоединение к электрическим сетям МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан статусом сетевой организации не обладает (в уполномоченном органе не утверждены тарифы на технологическое присоединение и на передачу электрической энергии), сумма в имеющихся в деле договорах подряда № 101-ТП от 31.03.2011г., № 213-ТП от 19.01.2012г. превышает 550 рублей, представленные в дело договора подряда не соответствуют типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 марта 2011 года № 129; МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключало с гражданами договора долевого инвестирования, условия которых противоречат законодательству Российской Федерации (в части проектирования и строительства объектов электроснабжения 0.4-10 кВт, объектов электроснабжения); пункты 1.3, 4.2, 2.2.5 договоров на пользование электрической энергией, противоречат законодательству Российской Федерации;

2. в течение месяца со дня получения данного предписания совершить следующие действия:

2.1. прекратить совершение действий, обязывающих граждан, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство в п.Нагаево (проживающих в поселке Нагаево) на заключение договоров на пользование электрической энергией исключительно с МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан как Исполнителем коммунальных услуг;

2.2. до получения Предприятием статуса сетевой организации прекратить заключение с гражданами, осуществляющими индивидуальное жилищное строительство в п.Нагаево (проживающих в поселке Нагаево) договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям;

2.3. прекратить заключение договоров долевого инвестирования в части возложения на граждан, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство в п.Нагаево (проживающих в поселке Нагаево) обязанности по оплате проектирования и строительства объектов электроснабжения 0.4-10 кВт, объектов электроснабжения как противоречащей законодательству Российской Федерации;

2.4. исключить из всех договоров на пользование электрической энергией, заключенных между МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан с гражданами, осуществляющими индивидуальное жилищное строительство в п.Нагаево (проживающих в поселке Нагаево) условия, что стоимость услуг по передаче электрической энергии и содержанию ЛЭП составляет 0,27 руб. кВт/час.

МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан с вынесенными решением и предписанием не согласилось и обжаловало их в судебном порядке.

Управление считает оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными по доводам, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву (т.2 л.д.53-55, т.8 л.д.2-10).

Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно представленному отзыву считает заявленные требования основанными и подлежащими удовлетворению (т.4 л.д.30-32, т.6 л.д.107-109).

Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам представлен отзыв, из которого следует, что для МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в уполномоченном государственном органе не утверждены тарифы на технологическое присоединение и на услуги по передаче электрической энергии. Жители п.Нагаево, присоединенные к электрическим сетям МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являются опосредованно присоединенными к электрическим сетям ООО «БашРЭС». Считает, что в данном случае должен быть заключен трехсторонний договор о присоединении между собственником электрических сетей (Предприятие), потребителем (жители п.Нагаево) и сетевой организацией (т.4, л.д. 19-21).

ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее ООО «ЭСКБ») представлен отзыв по делу и дополнение к отзыву (т.2 л.д.1-2, т.4 л.д.33, т.6 л.д.113).

Хабибуллин Д.Ф. считает оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в письменных пояснениях (т.4 л.д. 34-36, т.6 л.д.99-106, т.8 л.д.17-31).

ООО «БашРЭС» считает оспариваемое решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам, изложенным в отзыве (т.4 л.д.22-28).

Плеханов Г.М. считает оспариваемое решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве (т.6, л.д.150-152).

Оценив представленные документы и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 Федеральный закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

В соответствии с пунктами 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).

В соответствии со ст.5 Федерального закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта как не соответствующих требованиям п.3, 10 ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства:

- наличие у субъекта доминирующего положения на хозяйственном рынке;

- наличие действий по навязыванию;

- доказательства невыгодности навязываемых условий договора или неотносимости данных условий к предмету договора (экономически и технологически необоснованные требования, не предусмотренные законом);

- возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, приведенным в п.13 Постановления от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам при рассмотрении дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, выражающимися в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, надлежит учитывать следующее.

Условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Федерального закона № 135-ФЗ.

Вместе с тем при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов.

Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Пункт 4 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ определяет товарный рынок, как сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статья 5 Федерального закона № 135-ФЗ устанавливает, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии со ст.ст.3, 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче электрической энергии относится к естественно-монопольным видам деятельности, что в свою очередь, исключает обязанность антимонопольного органа проводить анализ доминирующего положения хозяйствующего субъекта и дополнительно определять географические и продуктовые границы товарного рынка.

Границами товарного рынка в данном случае являются границы принадлежащих Предприятию электрических сетей, внутри которых осуществляется сфера обращения товара – услуг по передаче электрической энергии.

Согласно акту приема-передачи от 15.04.2010г., составленного между Администрацией г.Уфы и МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, последнему переданы в хозяйственное ведение объекты электроснабжения (согласно списку) на территории коттеджной застройки в районе п.Нагаево Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, оценочной стоимостью 2 620 060 руб.

В соответствии с постановлением Администрации г.Уфы № 58 от 17.01.2008г. Предприятию разрешено разработать проект электрической сети напряжением 10 кВ и 0.4 кВ с целью электроснабжения застройки кварталов 1-14, 23-28 в районе поселка Нагаево Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

При этом из п.1.1 договора об осуществлении технологического присоединения № 4-1447 от 16.07.2009г., заключенного между ООО «БашРЭС» и МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, следует, что Предприятие ранее осуществило технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств к сетям сетевой организации в надлежащем порядке и обязалось организовать энергоснабжение жилых домов.

Из технических условий № 146/1-089-1641-380/СИП от 01.07.2009г., выданных МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, следует, что Предприятие обязалось установить трансформаторные подстанции для понижения напряжения с 10 кВ до 0.4 кВ и осуществить строительство воздушных линий ВЛ-10-0.4 кВ для электроснабжения жилых домов в кварталах № 7-13, 28 г.Уфа, Октябрьский район.

Согласно протоколу общего собрания собственников и арендаторов земельных участков под индивидуальное жилищное строительство жилого массива в районе поселка Нагаево Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан от 27.08.2010г. Предприятие уполномочено осуществлять оказание коммунальных услуг и сбор оплаты за коммунальные услуги – исполнителя коммунальной услуги согласно ст.161 ЖК РФ.

Согласно п.1.1 договора на электроснабжение № 13805 от 01.08.2010г., заключенного между МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ООО «ЭСКБ», гарантирующий поставщик осуществляет продажу (поставку) электрической энергии (мощности) Исполнителю коммунальных услуг (Предприятию) в точках поставки, определенные настоящим договорам, приобретающему электрическую энергию (мощность) для целей оказания собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения.

Поскольку передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

При этом отсутствие в Уставе заявителя указания на то, что основным видом деятельности или одним из видов деятельности является оказание услуг по энергоснабжению, не может свидетельствовать об осуществлении или неосуществлении такой деятельности.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Предприятие занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в кварталах № 1-14, 23-28 поселка Нагаево по отношению к лицам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство в поселке Нагаево и проживающим в поселке Нагаево.

Согласно ст.26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с п.4 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В соответствии с абз.8 п.71 постановления Правительства РФ от 26.02.2004г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей. При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011г. № 129 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» утверждена форма типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

В силу пунктов 4 и 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя услуг по передаче электрической энергии, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Предприятие статусом сетевой организации не обладает, Предприятию не утверждены тарифы на технологическое присоединение и на передачу электрической энергии.

Вместе с тем, Предприятием заключаются договоры подряда на осуществление присоединения к электрической сети.

Согласно п.1.1 договора подряда № 213-ТП от 19.01.2012г., заключенного между гражданином Садыковым Р.Р. (заказчик) и Предприятием (подрядчик), Предприятие (подрядчик) обязуется выполнить в соответствии с условиями договора технологическое присоединение к электрической сети постройки, находящейся на участке 128 квартала 13, п.Нагаево, а заказчик обязуется принять и оплатить эту работу.

Пунктом 1.3 указанного договора предусмотрено, что работу подрядчик выполняет из своих материалов, на своем оборудовании и своими инструментами в соответствии с Расчетной ведомостью.

Согласно п.3.1 договора стоимость и расходы по выполнению работ определяются согласно Расчетной стоимости.

Расчетная стоимость подключения абонента Садыкова Р.Р. составляет 2 475 руб.

Согласно договору подряда № 01-ТП от 31.03.2011г. на осуществление присоединения к электрической сети расчетная стоимость подключения оставляет 4 816,60 руб.

Управлением установлено, что представленные договоры подряда № 213-ТП от 19.01.2012г., № 01-ТП от 31.03.2011г. не соответствуют типовой форме договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.03.2011г. № 129.

Таким образом, Предприятие, не обладая статусом сетевой организации, заключало договоры подряда на осуществление присоединения к электрической сети, и получало плату за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере, превышающем 550 руб.

Кроме того, Предприятием с гражданами заключены договоры долевого инвестирования в строительство: № 337-и от 23.03.2011г. на сумму 272 500 руб., № 381-и от 02.06.2011г. на сумму 272 500 руб., № 479-и от 30.01.2012г. на сумму 272 500 руб., № 469-и от 05.12.2011г. на сумму 240 000 руб., № 439-и от 10.10.2011г. на сумму 272 300 руб., № 474-и от 13.01.2012г. на сумму 243 500 руб., предметом которых является совместное участие Сторон в инвестировании строительства Объекта.

Графиком платежей от 19.07.2011г. к договору долевого инвестирования в строительство № 337-и от 23.03.2011г. предусмотрено: 1 этап – электроснабжение 0.4-10 кВт, сумма 59 000 руб.

Объектом долевого инвестирования является проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры (магистральные и уличные коммуникации инженерного обеспечения, в том числе, электроснабжение, газ, дороги) на территории, предназначенной для застройки квартала № 38 коттеджного поселка в районе н.п.Нагаево Октябрьского района городского округа город Уфа РБ.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку) вкладываются в инвестиционный проект, обосновывающий экономическую целесообразность, объем и сроки осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектную документацию, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

В силу ст.6 указанного Федерального закона инвесторы имеют равные права на:

- самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

- владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.

Таким образом, по инвестиционному договору одна сторона (инвестор) обязуется передать инвестиции, а другая сторона (застройщик) обязуется за соответствующее вознаграждение осуществить их вложение на основе инвестиционного проекта (бизнес-плана) с целью строительства объекта недвижимости и последующей передачи его в собственность инвестору в срок, определенный договором.

Между тем, в договорах инвестирования в строительство в нарушение требований ст.432 ГК РФ не определен объект строительства, который будет передан инвестору после окончания строительства.

Согласно пунктам 2.3, 3.1.2 договоров долевого инвестирования Предприятие после ввода объекта в эксплуатацию передает его эксплуатирующей организации.

Таким образом, гражданин, заключив с Предприятием договор долевого инвестирования, после завершения строительства объекта электроснабжения, получает только право на присоединение к электрическим сетям, то есть под видом договора долевого инвестирования Предприятие фактически установило плату за присоединение к своим сетям.

В соответствии с ч.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно ч.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 сетевые организации- организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Согласно п.17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с ч.2 с т.23.2 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно п.32 постановления Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.

Таким образом, договоры долевого инвестирования в строительство противоречат положениям ст.421 ГК РФ, а также вышеназванным нормативно-правовым актам.

Кроме того, Предприятием с гражданами заключены договоры на пользование электрической энергией № 111-11 от 30.10.2010г., № 215-5 от 19.06.2011г., № 306-7 от 07.09.2011г., предметом которых является поставка Предприятием (Исполнителем коммунальных услуг) за счет принадлежащей ему трансформаторной подстанции квартала 5 в поселке Нагаево и участка ЛЭП 10 кВ, а также внутриквартальных ЛЭП 0,4 кВ, а также покупка Потребителем (гражданами) электрической энергии для бытового потребления по тарифам и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

В соответствии с 1.2 договора Исполнитель коммунальных услуг также оказывает Потребителю услуги по передаче электрической энергии и содержанию ЛЭП, которая складывается из: потерь электроэнергии на трансформаторной подстанции (ее работе); потерь электроэнергии на внутриквартальных линиях электропередач; содержания обслуживающего персонала; расходные материалы по обеспечению работы ТП и линии электропередач.

Согласно п.1.3 договора аккумулированные денежные средства от сборов за поставленную Потребителю электроэнергию тратятся на цели, обеспечивающие исполнение договорных обязательств Исполнителя коммунальных услуг с энергоснабжающей организацией – ООО "ЭСКБ". Оплата Потребителя за услуги по передаче электрической энергии и содержанию ЛЭП учитываются Исполнителем коммунальных услуг на отдельном счете.

В соответствии с п.4.2 договора стоимость услуг по передаче электрической энергии и содержанию ЛЭП определяется как произведение количества фактически потребленной энергии на размер стоимости данных услуг, утвержденной Исполнителем коммунальных услуг в соответствии с п.2.2.5 настоящего договора, которая составляет 0,27 руб. за кВт/час.

Пунктом 2.2.5 договора предусмотрено, что Исполнитель коммунальных услуг вправе устанавливать стоимость услуги по передаче электрической энергии и содержанию ЛЭП в соответствии с действующими тарифами, утвержденными на основании действующего законодательства и подзаконным нормативных актов.

В подтверждение взимания платы за услуги по передаче электрической энергии и содержанию ЛЭП в размере 0,27 руб. за кВт/час в материалы дела представлена квитанция от 13.04.2012г.

В соответствии с п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

В данном случае Предприятию тариф на услуги по передаче электрической энергии не установлен.

Кроме того, согласно ст.6 Федерального закона от 26.03.2003г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Таким образом, пункты 1.3, 4.2, 2.2.5 договоров на пользование электрической энергией противоречат действующему законодательству.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган правомерно признал МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан нарушившим требования пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдал соответствующее предписание об устранении выявленных нарушений.

Нарушение норм антимонопольного законодательства выразилось в препятствовании гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство в п.Нагаево в оформлении необходимых документов (технологическое присоединение), понуждению их к заключению договора на пользование электрической энергией с Исполнителем коммунальных услуг, что приводит (может привести) к нарушению конкуренции и ущемляет права и законные интересы гарантирующего поставщика – ООО "ЭСКБ".

Заключая договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям, МУП Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан статусом сетевой организации не обладает, в уполномоченном органе тарифы на технологическое присоединение и на передачу электрической энергии Предприятию не утверждены; сумма в договорах подряда № 101-ТП от 31.03.2011г. и № 213-ТП от 19.01.2012г. превышает 550 руб.; представленные договоры подряда не соответствуют типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.03.2011г.№ 129; договоры долевого инвестирования противоречат законодательству Российской Федерации (в части проектирования и строительства объектов электроснабжения 0.4-10 кВт, объектов электроснабжения); пункты 1.3, 4.2, 2.2.5 договоров на пользование электрической энергией противоречат действующему законодательству.

Остальные доводы заявителя основаны на неверном толковании норм права.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Государственная пошлина в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 НК РФ возлагается на заявителя.

В соответствии с п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.1998г. № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» требования о признании недействительными решения антимонопольного органа и выданного на его основе предписания, не являются самостоятельными и оплачиваются госпошлиной как единое требование.

Поскольку Предприятием при подаче заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 4 000 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Муниципального унитарного предприятия «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276110120, ОГРН 1070276005040) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202) о признании недействительными решения № 5/5384-1 от 18.05.2012г. и предписания № 5/5384-2 от 18.05.2012г. – отказать.

Муниципальному унитарному предприятию «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 2 000 руб., уплаченной по платежному поручению № 431 от 31.07.2012г.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С.А.Боброва