ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-14245/15 от 29.09.2015 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07 - 45 / 5

29 сентября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2015г.

Полный текст решения изготовлен 29.09.2015г.

Арбитражный суд  Республики Башкортостан в составе

судьи  Искандарова У.С.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Шарафиевой О.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО "ЭнергоСтройМаш" (ИНН 0278150506, ОГРН 1080278006742)              

к ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Уфы  (ИНН 0278055556, ОГРН 1020203223040)

о признании недействительным ненормативного правового акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Каюмов В.В., дов. от 29.06.2015г.

от заинтересованного лица: Шевченко Е.Н., дов. № 1 от 12.01.2015г.

ООО "ЭнергоСтройМаш" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации  в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее – ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Уфы , Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения № 002 878 15 РВ 0000085 от 27.05.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В судебном заседании заявитель требования поддержал.

Управление требования не признает, в удовлетворении заявления  просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что Управлением в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, составлен акт от 27.04.2015г. № 002 878 15 АВ 0000085.

На основании указанного акта Управлением вынесено решение № 002 878 15 РВ 0000085 от 27.05.2015г. о привлечении ООО "ЭнергоСтройМаш" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Заявитель не согласился с вынесенным решением и просит признать его незаконным, ссылаясь на то, что условия труда на рабочем месте сотрудника не признаны вредными, опасными или тяжелыми, следовательно нет оснований для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелых условиях труда.

Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

ООО "ЭнергоСтройМаш" в силу ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.

В соответствии со ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 01.01.2013г. работодатели должны начислять страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелых условиях труда. Для начисления взносов должны соблюдаться два условия:

- работник занят на видах работ, перечисленных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) (с 01.01.2015г. – на видах работ, указанных в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», далее – Федеральный закон №400-ФЗ);

- условия труда на рабочем месте сотрудника признаны вредными, опасными или тяжелыми по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ).

При начислении страховых взносов по дополнительным тарифам объект обложения страховыми взносами определяется в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ, а база как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, указанных в ст. 9 указанного закона.

Частями 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона, установлены следующие размеры дополнительных тарифов страховых взносов на 2013 год:

- в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, перечень профессий, должностей по данным работам установлен в Списке № 1 – 4%;

- в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 2-18 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, перечень профессий, должностей по данным работам установлен в Списке № 2 – 2%.

Списки № 1 и № 2 утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки Управлением выявлены сотрудники, которые в течение 2013, 2014 годов были заняты на работах с вредными условиями труда, поименованные в подпункте 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Однако в нарушение требований ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ ООО "ЭнергоСтройМаш" в 2013-2014 годах не производились начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона 3 173-ФЗ.

Исходя из положений действующего трудового законодательства, вредными условиями труда являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда; работы с вредными условиями труда представляют собой производственные процессы и (или) виды работ, сопровождающиеся факторами, создающими угрозу для здоровья работников.

Выявленные сотрудники в соответствии со штатным расписанием и трудовыми договорами занимали должности: сварщик, мастер строительно-монтажных работ и производитель работ, электрогазосварщик, газорезчик.

Характер, объем и специфика трудовой деятельности сотрудников Общества, работающих в указанных должностях, свидетельствуют об их работе на вредных условиях труда.

Указанное также подтверждается проведенной в июне 2014 года в ООО "ЭнергоСтройМаш" специальной оценкой условий труда.

Согласно заключения эксперта № 33-ЗЭ по результатам специальной оценки условий труда от 20.06.2014г. в ООО "ЭнергоСтройМаш" имеется 13 рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (л.д.167).

Исчисление дополнительных тарифов страховых взносов в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ статьей 58.3 связано с выполнением сотрудниками работ с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.

Таким образом, суд пришел к выводу, что ООО "ЭнергоСтройМаш", должно было применять дополнительный тариф, установленный статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении выплат и вознаграждений сотрудникам с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.

При проведении проверки Пенсионный фонд установил, что начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ не производились.

Таким образом, Управление обоснованно доначислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за 2013-2014 год в размере 64 216,65 руб., а также соответствующие пени и штраф.

Довод заявителя о том, что условия труда на рабочем месте сотрудника в проверяемом периоде не признаны вредными, опасными или тяжелыми, поэтому нет оснований для начисления страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелый условиях, судом отклоняется, как не обоснованный, поскольку уплата дополнительных тарифов ставится в зависимость от того, занят ли работник на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда, а не от того признаны ли при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными, опасными или тяжелыми.

Кроме того, в соответствии со ст. с п. 5 и п. 7 "Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007г. № 569, и действующего с 01.09.2008г. до 01.09.2011г., сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться, не реже одного раза в пять лет, вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

   С 01.09.2011г. до 07.06.2014г. на основании п. 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (ред. от 12.12.2012) "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2011 N 20963) аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

Документ фактически утратил силу в связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, N 426-ФЗ, которыми с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.

Таким образом, до введения специальной оценки условий труда работодатели используют результаты аттестации рабочих мест.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение правомерно, соответствует требованиям действующего законодательства, является законными и обоснованными.

Таким образом, обжалуемый ненормативный акт (решение) ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Уфы  № 002 878 15 РВ 0000085 от 27.05.2015г. соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом вышеизложенного, требования ООО "ЭнергоСтройМаш" удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО "ЭнергоСтройМаш" о признании недействительным решения № 002 878 15 РВ 0000085 от 27.05.2015г. ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Уфы  отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 У.С.Искандаров