ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07 - 23 / 5
30 сентября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2015г.
Полный текст решения изготовлен 30.09.2015г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе
судьи Искандарова У.С.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Шарафиевой О.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО ТЭК "Поволжье-Транс" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными действия по применению предельно допустимых нагрузок и акта №3458 от 12.04.2015г. о превышении транспортным средством установленных ограничении по массе и (или) нагрузке на ось
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – директор, выписка из ЕГРЮЛ, ФИО2, дов. № 12 от 20.08.2015г.
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом.
ООО ТЭК "Поволжье-Транс" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее – Учреждение, заинтересованное лицо) о признании незаконными: действий по применению в отношении автопоезда предельно допустимых нагрузок на каждую ось транспортного средства; акта № 3458 от 12.04.2015г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Заинтересованное лицо, согласно представленного отзыва и дополнений к нему, требования не признает, в удовлетворении просит отказать.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.
12 апреля 2015 года при проведении весового контроля (СПВК № 1) автодороги Уфа-Инзер-Белорецк 67 км транспортного средства: атомашины Скания, государственный регистрационный номер <***> с полуприцепом SP345 PR, государственный регистрационный номер АТ9023 16, принадлежащего ООО ТЭК "Поволжье-Транс", ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан составлен акт от 12.04.2015г. № 3458 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В ходе взвешивания установлено превышение допустимой осевой нагрузки по каждой из пяти осей транспортного средства. Превышений по полной массе транспортного средства не установлено.
Акт от 12.04.2015г. № 3458 содержит сумму ущерба 333 177 руб., реквизиты уплаты данного ущерба.
Не согласившись с действиями заинтересованного лица по проведению весового контроля транспортного средства на стационарном пункте весового контроля (СПВК № 1), действиями по составлению акта и фиксации в нем факта превышения транспортным средством установленных ограничений, ООО ТЭК "Поволжье-Транс" обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании указанных действий и акта незаконными.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с положениями статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется, в том числе, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи. Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов». В соответствии с пунктом 2 названных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счёт возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Кроме того, приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125 утвержден «Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств», в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
На основании п. 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4 данного Порядка при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется: взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Исследовав и оценив содержание акта от 12.04.2015г. № 3458 в порядке ст. ст. 65, 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый акт лишь фиксирует результаты взвешивания транспортного средства и не возлагает на заявителя обязанности совершить определенные действия, не устанавливает круг этих действий, не создает для указанных лиц иных препятствий для осуществления ими предпринимательской и иной экономической деятельности, соответственно, указанный акт и содержащиеся в нем результаты взвешивания транспортного средства не могут быть обжалованы в арбитражном суде в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.
Пунктом 7 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организация пунктов весового и габаритного контроля.
Таким образом, полномочия по осуществлению весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения принадлежат исполнительным органам государственной власти, на автомобильных дорогах муниципального значения - местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования). Также полномочия по организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств может выполнять бюджетное учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации их полномочий в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан создано в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 14.09.2012г. № 1185-р.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения о разделе полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжёловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27.11.2012 учреждение наделено следующими полномочиями: проводить измерения нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства; определять транспортные средства, нагрузка на ось которых превышает значения, определённые нормами нагрузок и полной массы транспортных средств, установленные соответствующими дорожными знаками, включая временные ограничения допустимых нагрузок, введённые в установленном законом порядке; осуществлять расчёт стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством; взимать плату за провоз тяжёловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством; осуществлять взыскание стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в результате провоза тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в претензионном и судебном порядке.
Оценив условия данного соглашения, суд пришел к выводу, что оспариваемые действия по проведению весового контроля, фиксации фактов превышения нагрузки на оси транспортного средства и составлению акта совершены уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
Таким образом, учреждение уполномочено на проведение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений Республики Башкортостан весовых и габаритных параметров транспортных средств, фиксацию фактов превышения нагрузки на оси транспортного средства и составление акта.
Доказательств обратного заявителем в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Доводы заявителя по настоящему делу по сути направлены на установление недостоверности сведений о превышении нагрузки на оси транспортного средства, указанных в акте № 3458 от 12.04.2015г.
По данному вопросу суд считает необходимым отметить, что упомянутый акт лишь выполняет функцию документа, фиксирующего нагрузку на оси транспортного средства, по общей массе автотранспортного средства, но не порождает правовые последствия для заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Данный акт может быть использован в качестве доказательства при предъявлении иска о возмещении вреда, причинённого автомобильным дорогам, где он подлежит оценке наряду с иными доказательствами, в том числе, в части достоверности содержащихся в нём сведений относительно превышения нагрузки на оси транспортного средства и правильности определения размера вреда, причинённого автомобильной дороге.
Таким образом, между лицами, участвующими в деле, возник спор о превышении нагрузки на оси транспортного средства и правильности определения размера ущерба, который подлежит рассмотрению в рамках искового производства при рассмотрении спора о взыскании ущерба, причиненного автомобильной дороге.
Таким образом, заявителем не представлено документально подтвержденных доказательств незаконности действий заинтересованного лица, а также нарушения его прав обжалуемыми действиями.
На основании изложенного, требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.
Заявитель также просит признать незаконным акт № 3458 от 12.04.2015г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Между тем, акт № 3458 от 12.04.2015г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, в котором отражены результаты проверки, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, так как по своему содержанию не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, влекущих юридические последствия, следовательно, не затрагивает его права и законные интересы.
По своей правовой природе результаты, отраженные в акте проверки и сам акт, является процессуальным документом, фиксирующим результаты проверки. Обжалование таких документов действующим процессуальным законодательством не предусмотрено. Данные результаты и акт проверки не является окончательным документом проверки, поэтому не могут быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
Таким образом, как уже указывалось выше, дело в указанной части не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу в части требований о признании недействительным акта № 3458 от 12.04.2015г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя. В части прекращения производства по делу государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 150, 151, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО ТЭК "Поволжье-Транс" о признании незаконными действия по применению предельно допустимых нагрузок отказать.
В части признания недействительным акта №3458 от 12.04.2015г. о превышении транспортным средством установленных ограничении по массе и (или) нагрузке на ось производство по делу прекратить.
ООО ТЭК "Поволжье-Транс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 3 000 рублей уплаченной по платежному поручению №462 от 11.08.2015г.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья У.С.Искандаров