ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-1540/07 от 22.03.2007 АС Республики Башкортостан

арбитражный суд Республики Башкортостан

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (3472) 23-13-89, факс (3472) 22-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Уфа Дело № А07- 1540 / 07-А-ЧСЛ

30 марта 2007г.

Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2007г.

Полный текст решения изготовлен 30 марта 2007 г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С.Л., при ведении протокола судебного заседания лично,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО Торговый дом «Италбашкерамика»

  к Башкортостанской таможне

о признании недействительными требования Уфимского таможенного поста от 07.12.2006г. , решения Башкортостанской таможни № 02-50/001 от 12.01.2007г. и постановления № 10401000-577/2006 от 22.01.2007г.

при участии в заседании :

от заявителя – Васильев С.И. – финдиректор по дов от 09.01.2007.

от ответчика: Трубеева Е.Б. – представитель по дов от 09.03. 2007г.

Заявитель оспаривает указанные решение и требование таможенного органа, не согласившись с классификацией вввозимого товара «охлаждающая жидкость Антифриз «Аксела премиум» по иному коду Товарной Номенклатуры ВЭД.

Ответчик требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве, ссылаясь на неправильную классификацию Обществом вввозимого товара по кодам ТН ВЭД при таможенном оформлении и в связи с этим не полную уплату таможенных платежей.

Рассмотрев представленные документы и выслушав представителей сторон, суд

У С Т А Н О В И Л :

По контракту от 07.11.2006г. ООО ТД «Италбашкерамика» был ввезен из Германии товар - «охлаждающая жидкость Антифриз «Аксела премиум» . При оформлении документов Обществом в ГТД № 10401060/041206/0006362  заявитель указал код товара 3820 00 0000 как «антифриз» с уплатой таможенных платежей из расчета ставки таможенной пошлины 5%.

В соответствии с технической документацией производителя продукт «Аксела премиум антифриз » - представляет собой концентрированную охлаждающую жидкость зелено-синего цвета , в составе которой содержится этиленгликоль и ингибиторные присадки . Цель использования - в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания тракторов, сельскохозяйственных, строительных и других машин общего назначения.

Согласно акта взятия проб № 161 от 28.11.2006г. Уфимского таможенного поста Башкортостанской таможни образцы товара были направлены на экспертизу . Результаты исследования оформлены экспертным заключением № с-1902 от 07.12.2006г. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидимиологии в РБ », в котором указано : « Антифриз «Аксела премиум» предназначен для использования в двигателях тракторов, сельхозмашин , строительных и других машин общего назначения . По внешнему виду представляет собой жидкость синего цвета .

По результатам проведенного исследования образец « Антифриза «Аксела премиум» содержит в своем составе воду, этиленгликоль , ди(бутоксиэтил)адипинат, четвертичные аммонийные соли ( ингибиторы коррозии) , диоктилфталат. ( л.д. 16).

В процессе таможенного оформления товара на основании постановления от 05.12.2006г. главного гостаможенного инспектора ОТО и ТК № 1 Уфимского таможенного поста Башкортостанской таможни была проведена идентификационная экспертиза , результаты которой оформлены заключением эксперта Экспертно-криминалистической службы ЦЭКТУ Федеральной таможенной службы от 06.12.2006г. № 1-477/06 . ( л.д. 17-19).

Согласно данного заключения исследуемый товар представляет собой прозрачную жидкость голубого цвета с характерным запахом для этиленгликоля, хорошо смешивается с водой , что согласуется со справочной информацией на этиленгликоль. Полученный ИК-спектр имеет наибольшую сходимость со спектром этиленгликоля из библиотек спектров прибора. Проведенные исследования подтверждают , что исследуемый образец представляет собой продукт , изготовленный на основе этиленгликоля, имеет с составе присадки.

Вывод эксперта , что исследуемый товар «Антифриз «Аксела премиум» представляет собой концентрированную охлаждающую жидкость ( антифриз концентрат) с содержанием этиленгликоля около 96% и используемый для приготовления охлаждающей жидкости с концентрацией этиленгликоля 50%.

На основании данного заключения Обществу было направлено требование от 07.12.2006г. о необходимости скорректировать сведения по граам 31, 33 ( указав код ГНВЭД 2905 31 00) , 47,В и произвести перерасчет таможенных платежей.

Обществом была подана жалоба на указанное требование от 07.12.2006г. в Башкортостанскую таможню

Башкортостанская таможня по результатам проверки жалобы на требование от 07.12.2006г. должностного лица Уфимского таможенного поста Башкортостанской таможни о корректировке сведений о классификационном коде , ставок импортной пошлины и размеров , подлежащих уплате таможенных платежей приняла решение № 02-50/001 от 12.01.2007г. ( л.д. 10-12 ) , согласно которого в жалобе ООО ТД «Италбашкерамика» отказано . Требование Уфимского таможенного поста от 07.12.2006г. о необходимости провести корректировку сведений и произвести перерасчет таможенных платежей по ГТД №10401060/041206/0006362   признано правомерным.

Общество не согласилось с принятыми актами Башкортостанской таможни и обжаловало их в судебном порядке.

В обоснование заявленных требований Общество указывает на необоснованную классификацию товара «этиленгликоль» по коду ТН ВЭД 2905 31 0000, ссылаясь на то, что данный товар не подпадает под описание «этиленгликоль», данное в справочной литературе и пояснениях к позиции 2905 ТН ВЭД.

Ответчик в обоснование принятых решений по классификации товара по коду 2905 31 00 ТН ВЭД ссылается на выводы , изложенные в заключении эксперта , что данный продукт содержит 96 % этиленгликоля и соответственно ,по мнению таможенного органа, должен быть классифицирован как «этиленгликоль».

Изучив представленные сторонами документы, оценив доводы сторон, основные правила интерпретации товаров по кодам ТН ВЭД, представленные экспертные заключения Федеральной таможенной службы, суд считает требования заявителя обоснованными , исходя из следующего:

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 123 Таможенного Кодекса РФ (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247 и 391 данного Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В соответствии со статьей 40 ТК РФ таможенные органы уполномочены классифицировать товары по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществлять классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными.

Однако с учетом положений названной статьи не исключается вероятность принятия таможенными органами необоснованных решений о классификации товаров, нарушающих права участников таможенных правоотношений и, как следствие, право заинтересованных лиц на судебную проверку обоснованности таких решений и их соответствия определенным фактическим обстоятельствам применительно к статьям 4, 29, 198 АПК РФ.

В силу Постановления Правительства РФ от 30.11.2001 № 830 правовое значение при квалификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) применяется для мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятой в международной практике системы классификации товаров.

В основу ТН ВЭД положена международная система классификации -Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Основные правила интерпретации ТН ВЭД содержатся Таможенном тарифе , утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718.

Согласно 1 правила для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное .

Разногласия сторон возникли в части классификации товара в товарной позиции :

Заявитель относит товар к позиции – 3820 00 « Антифризы и жидкости готовые антиобледенительные» при этом ссылается на правила 2 «б» , 3 «а» Основных Правил Интерпретации ТН ВЭД . Согласно 3 предложения правила 2 «б» классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3 ,т.е. в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

Ответчик считает , что товар подлежит классификации по позиции 2905 31 00 -«Этиленгликоль ( этандиол)». При этом в обоснование своей позиции ссылается на Правило 2 «б» - любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества.

Суд находит довод таможенного органа о применении правила 2б ( предложения 1, 2) ошибочным , основанным на неправильном толковании нормы законодательства , поскольку указанным правилом также предусмотрено , что классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3 , согласно которого предусмотрено , что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

Согласно утвержденных ГОСТ 28084-89 данный стандарт распространяется на охлаждающие низкозамерзающие жидкости , предназначенные для охлаждения двигателей внутреннего сгорания , к которым относятся водные растворы этиленгликоля с массовой долей воды до 30% с антикоррозийными , антивспенивающими , стабилизирующими и красящими добавками. К одному из видов охлаждающих жидкостей (ОЖ-К) относятся концентраты с массовой долей воды не более 5% .

Как следует из экспертного заключения № с-1902 от 07.12.2006г. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидимиологии в РБ Антифриз «Аксела премиум» по внешнему виду представляет собой жидкость синего цвета с резким запахом и содержит в своем составе воду, этиленгликоль , ди(бутоксиэтил)адипинат, четвертичные аммонийные соли ( ингибиторы коррозии) , диоктилфталат. (л.д. 16). Аналогичный вывод следует и из заключения эксперта экспертно-криминалистической службы РФ - регионального филиала ЦЭКТУ г. Уфы от 06.12.2006г. № 1-477/06 , что указанная жидкость ( антифриз концентрат) изготовлена на основе этиленгликоля с концентрацией 94-96% и содержанием воды и присадок ( л.д. 18-19). Более того из содержания данного заключения следует , что при спектрографическом исследовании была установлена лишь наибольшая сходность со спектром этиленгликоля . Однако , данное заключение не идентифицирует указанный товар с этиленгликолем.

В соответствии с пояснением к товарной позиции «Этиленгликоль( этандиол) » следует , что к данному составу относится прозрачная бесцветная жидкость без запаха сладкого вкуса , применяемая для производства синтетических волокн, растворителей с массовой долей основного вещества 99,9% , допустимая доля примесей 0,1 % ( вода, кислота, железо)

Довод таможенного органа о том , что данный продукт «охлаждающая жидкость Антифриз «Аксела премиум» не является готовой к использованию жидкостью в связи с чем не может быть отнесен к данной позиции , суд считает несостоятельным , т.к. основан на неверном толковании нормы права . Указанная позиция ТН ВЭД объединяет в своем составе антифризы и жидкости готовые антиобледенительные , т.е. в данном случае союз «и» носит соединительный характер , перечисление однородных товаров : жидкости готовые антиобледенительные и антифризы ( в состав которых входят и концентраты).

Кроме того, указанный довод также противоречит письму ГТК России от 22.01.2004г. № 01-06/2180 «О разъяснениях по классификации отдельных товаров» в п. 39 которого разъяснено , что концентрат антиобледенительной жидкости , состоящий из синтетического этилового спирта, поверхностно-активного вещества, метилэтилкетона, красителя, воды и предназначенный для размораживания переднего стекла автотранспортного средства, классифицируется в подсубпозиции 3820 00 000 0 ТН ВЭД России.

Таким образом, суд , оценив в рамках ст. 71 АПК РФ документы, представленные заявителем по делу и таможенным органом, а также с учетом нормативно-технической документации на товар (ГОСТ) и заключений экспертизы, а также принимая во внимание химические и технологические характеристики товара, его назначение и потребительские свойства, приходит к выводу, что таможенный орган не доказал обоснованность оспариваемых требования и решения о классификации товара по позиции ТН ВЭД 2905 31 00 и о доначислении таможенных платежей в сумме 13 389,52 руб.

С учетом изложенного , суд считает , что оспариваемые ненормативные акты нарушают права заявителя, так как неосновательно увеличивают его обязательства перед бюджетом, а потому требования заявителя о признании данных ненормативных актов недействительными подлежат удовлетворению.

- по вопросу признания недействительным постановления Башкортостанской таможни № 10401000-577/2006 от 22.01.2007г. о привлечении к административной ответственности

Как следует из представленных документов, 07.12.2006г. Обществу было направлено извещение о необходимости явки 08.12.2006г. на Уфимский таможенный пост для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО ТД «Италбашкерамика»

08.12.2006г. Башкортостанской таможней в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ст. 16.2 КоАП РФ в связи с тем , что при оформлении таможенной декларации были заявлены недостоверные сведения , что повлекло занижение таможенных платежей.

На основании указанного протокола , отклонив представленные объяснения директора общества Субханкулова А.К. , было принято постановление по делу об административной правонарушении № 10401000-577/2006 от 22.01.2007г. о привлечении ООО ТД «Италбашкерамика» к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 6694, 76 руб.

Общество не согласилось с данным постановлением Башкортостанской таможни и обжаловало его в судебном порядке согласно данного заявления , поскольку считает , что требования являются взаимосвязанными.

Рассмотрев требования заявителя в указанной части , суд находит их подлежащими удовлетворению , исходя из следующего :

В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах , если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты налогов или для их занижения , влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ½ до двухкратной суммы неуплаченных таможенных пошлин.

В соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных Кодексом ( ст.ст. 183, 184, 391 ТК РФ).

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Из материалов дела следует , что в качестве недостоверных сведений Обществу вменяется указание неправильной позиции Товарной номенклатуры ВЭД , что привело к занижению уплаты таможенных платежей.

Исходя из вышеизложенной позиции мотивировочной части решения следует , что обстоятельство «недостоверность указанных сведений» отсутствует , поскольку Общество в соответствии с требованиями ТН ВЭД правомерно заявило ввозимый товар по позиции 3820 00 000 , при которой ставка таможенной пошлины составляет 5 % . Указанная сумма уплачена в бюджет.

Поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения , предусмотренная ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ , оснований для привлечения Общества к административной ответственности у таможенного органа не имелось, в связи с чем постановление Башкортостанской таможни о привлечении ООО ТД «Италбашкерамика» подлежит признанию недействительным.

С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Госпошлина подлежит возврату заявителю согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования ООО «Италбашкерамика» удовлетворить.

Признать недействительными требование Уфимского таможенного поста от 07.12.2006г. , решение Башкортостанской таможни № 02-50/001 от 12.01.2007г. и постановление Башкортостанской таможни № 10401000-577/2006 от 22.01.2007г.

ООО Торговый дом «Италбашкерамика» выдать справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном АПК РФ в месячный срок с момента принятия решения в апелляционную инстанцию согласно ст.ст.257-260 АПК РФ и в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию ФАС Уральского округа согласно ст.ст.273-277 АПК РФ.

Судья С.Л. Чернышова