450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-1589/22
21 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.02.2022
Полный текст решения изготовлен 21.02.2022
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Бахтияровой Х.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной А.Ф., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность № 3 от 10.01.2022.
от ответчика – ФИО2, доверенность от 02.11.2019, ФИО3, доверенность № 1401/22 от 14.01.2022.
Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов" (далее – ответчик, ООО «ИСХЗК») о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1. КоАП РФ.
После перерыва в предварительном судебном заседании установлено, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения заявления документы.
Определением о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначению предварительного судебного заседания сторонам разъяснена возможность завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания арбитражного суда первой инстанции и рассмотрения дела по существу в тот же день в случае их неявки в предварительное судебное заседание и непредставления возражений против рассмотрения дела в их отсутствие (п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года №65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Стороны против перехода к рассмотрению дела в судебном заседании не возражают.
В соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ и п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству» суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, ответчика, арбитражный суд установил, что на основании решения № 1359-П от 17.11.2021 Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 22.11.2021 по 03.12.2021 проводилась плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственность «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов» на предмет соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, в нарушение подпункта «б» пункта 3 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. №2290, у ООО "ИСХЗК" отсутствуют специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения заявленных работ (транспортирование ТКО и отходов I класса опасности, отходов в таре) и соответствующих установленным требованиям.
Административным органом по результатам проверки составлен акт проверки №401-В от 03.12.2021.
29.12.2021 в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении №138-О/МР по признакам состава правонарушения предусмотренного по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании ст.23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ИСХЗК» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектами правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ являются индивидуальные предприниматели, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом требований, которые установлены Федеральным законом N 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2).
Согласно подпункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регламентируется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. №2290, для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности требуется наличие у лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" №89-ФЗ от 24.06.1998, транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
В соответствии с пп.1 п.3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензиата должны быть в наличии помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технические средства, оборудования и технической документации, принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании, соответствующие установленным требованиям и необходимые для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Организация транспортирования отходов осуществляется при условии наличия на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов (часть 2 статьи 16 ФЗ-89).
Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (часть 3 статьи 16 ФЗ-89).
В пункте 1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (далее - Правила N 2200)) установлено, что настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Согласно пункту 3 Правил N 2200 перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
В Приложениях к Соглашению установлены образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства. При перевозке опасного груза транспортное средство должно маркироваться знаками опасности (информационные табло соответствующие определенным классам опасности): 2 знака по бокам и 1 знак сзади транспортного средства(пп. 5.3.1.4.1, глава 5.3 ДОПОГ)
ООО" ИСХЗК " осуществляет лицензируемый вид деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности на основании выданной лицензии 02 № 00641, Приказом № 00641-П от 03.05.2018 г. согласно списку приложения к лицензии.
Адрес места осуществления лицензируемой деятельности ООО "ИСХЗК" согласно действующей лицензии: 453203, Республика Башкортостан, <...> берег,6.
В ходе проверки 22.11.2021 по вышеуказанному адресу административным органом произведен визуальный осмотр транспортных средств ООО "ИСХЗК", предназначенных для осуществления лицензионной деятельности (протокол осмотра №03/1359-ВЛ от 22.11.2021). В ходе визуального осмотра установлено следующее.
Для транспортирования отходов у ООО "Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов" в собственности имеются следующие транспортные средства.
1) Автомобиль МАЗ 650В9-8420-000 (самосвал), 2014 г.в., цвет красный, государственный регистрационный знак <***>, оборудован пологом.
2) Автомобиль МАЗ 6430В9-1420-0110 (седельный тягач), 2014 г.в., цвет белый, государственный регистрационный знак <***>
3) Прицеп самосвальный свидетельство ОГ006116; 1990г.в. цвет зеленый, государственный регистрационный знак ВМ7668 (ПТС ВВ №282342), оборудован пологом.
Вышеуказанные автотранспортные средства находятся в рабочем исправном состоянии, в соответствии с пунктом 60.1 "Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. №7, постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. №76 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ), представленные транспортные средства оборудованы по бокам и сзади знаками размерами 250х250 мм (пункты 5.2.2.2.2, 5.2.1.8.3, 5.3.1.4.1 и 5.3.1.7.1 ДОПОГ).
Вместе с тем, OOO «ИСХЗК» не представило специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства для транспортирования ТКО, отходов I класса опасности, отходов в таре, жидких отходов:
47110101521 | лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства | I | Транспортирование |
47192000521 | отходы термометров ртутных | I | Транспортирование |
40615001313 | отходы минеральных масел трансмиссионных | III | Транспортирование |
41320001313 | отходы синтетических и полусинтетических масел индустриальных | III | Транспортирование |
41340001313 | отходы синтетических масел компрессорных | III | Транспортирование |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) | IV | Транспортирование |
Административный орган указывает на то, что в нарушение подпункта «б» пункта 3 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. №2290, у OOO «ИСХЗК»отсутствует специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения лицензируемого вида работ (транспортирование ТКО, отходов I– III класса опасности, отходов в таре) соответствующих установленным требованиям.
В отзыве ответчик указывает на то, что в ходе проверки было установлено, что знаки, установленные на автомобилях, предъявленные к осмотру имелись размером 400*300, соответствующие Соглашению о международной дорожной перевозки опасных грузов от 30.09.1957, но были изготовлены не по размеру, установленному Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения 690*300.
Ответчик просит учесть характер совершенного административного правонарушения, то, что противоправные действия не носят умышленный характер (совершены с неосторожной формой вины) не причинили значительного вреда охраняемым законом интересам. ООО «ИСХЗК» ранее не совершало однородных правонарушений и впервые привлекается к административной ответственности за нарушение требований ч.3.ст14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
В данном случае вина ООО "ИСХЗК" заключается в том, что оно, допустило нарушения лицензионных требований, а именно:
-отсутствуют снабженные специальными знаками транспортные средства, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующие установленным требованиям.
На транспортных средствах установлена информационная светоотражающая таблица оранжевого цвета (знак «Опасный груз»), расположенная спереди и сзади транспортного средств, дляуказания идентификационного номера вещества и кода транспортируемого вещества по ООН.
Согласно пункту 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 на транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки «Опасный груз»:
- при осуществлении международных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях - на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;
- при осуществлении иных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, правая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая – в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств.
Размер знака «Опасный груз» на транспорте, представленном в ходе проверки ООО «ИСХЗК» соответствует размерам для осуществления международных перевозок опасных грузов (прямоугольника размером 400 х 300 мм).
Таким образом, все транспортные средства ООО «ИСХЗК» не имеют знак «Опасный груз», который соответствует требованиям для транспортировки отходов по Российской Федерации, на территории которой действует лицензия ООО «ИСХЗК».
Данный факт подтверждается материалами дела и признается ответчиком.
ООО «ИСХЗК» в отзыве указало на то, что проводит работу по обращению с отходами в соответствии с природоохранным законодательством. Организованы места сбора отходов по классам опасности, персонал обучен по обращению с отходами, имеют свидетельства о допуске ДОЛОГ, на транспортные средства также имеются ДОПОГ (подтверждение передачи материалов прилагаем), у транспортных средств имеются пологи, внесены дополнения к трудовым договорам персонала по обращению с опасными отходами. Ведутся журналы учета движения отходов (были направлены по электронной почте в Южно-Уральское межрегиональное управление РПН по РБ, разработаны инструкции и техрегламенты по обращению с отходами. Заключены договора с полигонами для размещения ОПиП и ТКО (были направлены по электронной почте заключены договора на утилизацию и обезвреживание отходов 1-3 классов опасности (были направлены по электронной почте в Южно-Уральское межрегиональное управление РПН по РБ).
При получении лицензии на транспортировку отходов 1-4 класса опасности Общество имело необходимый транспорт для осуществления лицензионной деятельности, предоставило лицензионному органу все необходимые документы, прошло необходимую проверку до выдачи лицензии и осуществляло деятельность по транспортировке отходов 1-4 класса опасности строго в рамках действующего законодательства.
После заключения договоров на вывоз ТКО с Региональным оператором, предприятием самостоятельная транспортировка ТКО не проводилась, необходимость в специальном транспорте у Общества отпала. Транспортировка ТКО стала осуществляться транспортом утилизирующих и обезвреживающих компаний ООО «Агентство Ртутная безопасность» и ООО СК «ЭкоТех», а также транспортом регионального оператора ООО РО «ЭкоСити».
В настоящее время ООО «ИСХЗК» устранены замечания по Предписанию №410 от 03.12.2021г.:
- знаки на автомобили установлены в соответствии с лицензируемой деятельностью,
размер знаков соответствует требованиям внутренних перевозок опасных грузов-отходов.
Каких-либо доказательств фактического осуществления обществом деятельности по транспортировке ТКО административным органом в материалы дела не представлено.
ООО «ИСХЗК» осуществляя деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности, имело возможность выполнить условия лицензии, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Таким образом, в действиях ООО «ИСХЗК» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении административным органом процессуальных нарушений не допущено, что не оспаривается ответчиком.
На основании изложенного суд считает, что имеются основания для привлечения ООО «ИСХЗК» к административной ответственности, поскольку в действиях ответчика имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Между тем, ст.2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случаях, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Законодательством предоставлено право судье по своему усмотрению принимать решение об освобождении от ответственности лица, допустившего правонарушение, и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, применительно ко всем обстоятельствам дела и в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Запрета на применение малозначительности к каким-либо составам правонарушений, в том числе формальным, к которым относится часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ, настоящим Кодексом не установлено.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В данном случае арбитражный суд считает, что противоправное поведение ответчика не сопряжено с умышленными действиями, направленными на несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных действующим законодательством, в связи с чем, отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям. Указанное суд расценивает как обстоятельства, являющиеся исключительными для данного дела по смыслу п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и свидетельствующее о том, что противоправные действия ответчика не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, арбитражный суд считает возможным освободить ответчика от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
При этом, суд предупреждает ООО «ИСХЗК» о недопустимости совершения впредь подобных правонарушений и отмечает, что хотя устное замечание не является видом административной ответственности, но характеризует лицо, привлекаемое к административной ответственности и может быть учтено в случае привлечения в будущем к ответственности по аналогичным основаниям.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ Общества с ограниченной ответственностью "Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов" (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.
Объявить Обществу с ограниченной ответственностью "Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов" (ИНН <***>, ОГРН <***>) устное замечание.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Х.Р. Бахтиярова