ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-15956/12 от 28.01.2013 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа Дело № А07-15956/2012

08.02.2013г.

Резолютивная часть решения объявлена 28.01.2013г.

Полный текст решения изготовлен 08.02.2013г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Давлеткуловой Г. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриановой И.Н., рассмотрев дело по заявлению

ООО Ритуал-1 (ИНН 0273040186, ОГРН 1020202385763)

к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН 0278151669, ОГРН 1080278007897)

третьи лица: Администрация муниципального района Уфимский район РБ, Камское бассейновое водное управление - Отдел водных ресурсов по Республике Башкортостан, ООО «УралАгро» (ИНН 02450115766, ОГРН 1060245000012), ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов», Камское бассейновое водное управление

о признании решения незаконным

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Валеев С.А., доверенность от 06.09.2012г., Валеев И.А., паспорт

от ответчика: Рафиков Р.Ш., доверенность №10/9531 от 12.11.2012г.

от третьих лиц: ООО «УралАгро» - Лисова Л.О., доверенность от 18.10.2012г.,

от Администрации МР Уфимский район РБ – Косых Л.В., доверенность №5915 от 29.10.2012г.,

от Камского бассейнового водного управления - Отдел водных ресурсов по РБ - не явились, извещены надлежащим образом

от ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов»: не явились, извещены надлежащим образом

от Камского бассейнового водного управления - не явились, извещены надлежащим образом

Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Министерства природопользования и экологии по Республике Башкортостан, выраженного в письме №05/6689 от 07.08.2012г., об отказе в проведение аукциона на приобретение права на заключение договора водопользования озера Жуково.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2012г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлеченаАдминистрация муниципального района Уфимский район РБ.

Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Камское бассейновое водное управление, ООО «УралАгро» (ИНН 02450115766, ОГРН 1060245000012), ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов».

Заявитель требования поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик считает требования незаконными, просит суд отказать в удовлетворении заявления.

Представители Администрации МР Уфимский район РБ, ООО «УралАгро» считают отказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан правомерным, просят суд отказать в удовлетворении заявления.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

24 июля 2012г. ООО Ритуал-1 обратилось в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении акватории водного объекта – озера Жуково в пользование.

Министерство письмом №05/6689 от 07.08.2012г. отказало ООО Ритуал-1 в проведении аукциона и в предоставлении прав водопользования, ссылаясь на отсутствие полномочий Минэкологии РБ по предоставлению прав на пользование обводненным карьером, т.к. согласно Положению о министерстве природопользования и экологии РБ предоставляет права пользования водными объектами, находящимися в собственности Российской Федерации или собственности Республики Башкортостан.

Исследовав материалы дела, оценив в силу статей 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении и отзывах на исковое заявление арбитражный суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта государственного органа недействительным необходимо одновременное наличие двух составляющих: 1)издание государственным органом противоправного ненормативного акта; 2)нарушение прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан осуществляет исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории Республики Башкортостан.

Согласно пункту 3 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, пунктам 1,4 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (утв.Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 №230), положению о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденному Указом Президента РБ от 31.07.2008 №УП-346, министерство, как орган исполнительной власти РБ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, осуществляет подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе, организацию и проведение аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования – в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Башкортостан, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Башкортостан.

Как следует из материалов дела, спорный водный объект находится на территории земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:320, расположенного по адресу: РБ, Уфимский район, с/с Жуковский.

На основании Постановления Совета Министров БАССР от 12.02.1973 №5-53, распоряжения Совета Министров БАССР от 16.02.1977 №191-р, Постановления Совета Министров БАССР от 09.03.1977 №5-47 Башкирскому отделению Куйбышевской ордена Ленина железной дороги из землепользования колхоза «Дружбы» Уфимского района был отведен земельный участок (26,70 га) с целью разработки и добычи грунта для строительства станции Дема-2, путевой развязки железнодорожной линии Белорецк-Карламан, Белорецк-Чишмы, железнодорожной ветки на участке Чишмы-Дема, на котором впоследствии образовался отработанный карьер, ставшим путем подтопления обводненным.

На основании Постановления главы Администрации МР Уфимский район РБ от 01.07.2010г. №1188, между Администрации МР Уфимский район РБ и ООО «УралАгро» заключен договор аренды №1008-ЖУК от 22.07.2010г., согласно которому земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:320, находящийся по адресу: РБ, Уфимский район, с/с Жуковский, общей площадью 33771702 кв.м. передан Обществу до 2035 г.

В соответствии с нормами п.1 ст.5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

Пунктом 2, 3 указанной статьи определено, что к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в

федеральной собственности.

Пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши» озеро – это естественный водоем с замедленным водообменном.

Согласно разъяснения ФГУП «РоНИИВХ» Федерального агентства водных ресурсов следует, что спорный водный объект является обводненным карьером и не является озером. В качестве обоснования данного вывода указано, что водный объект возле с.Жуково возник в результате подтопления отработанного карьера по добыче карбонатно-гипсовой гажи. Согласно действующим ГОСТ 19179-73, п.176, СТ СЭВ 2263-80, пю215 озеро – естественный водоем с замедленным водообменном. Водный объект, образовавшийся в результате подтопления карьера, из которого изъяты горные породы для строительства железной дороги, иметь статуса озера не может.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004г. №282 к полномочиям этого органа отнесены организация государственного водного реестра. На территории Республики Башкортостан данные полномочия возложены на Камское бассейновое водное управление - Отдел Водных ресурсов по Республике Башкортостан.

В силу п.п.5.2, 5.5, 5.6 указанного постановления осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти; осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования; осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов", Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов.

Порядок ведения государственного водного реестра утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007г. №253.

Государственный водный реестр – это систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

Пунктом 12 Порядка ведения установлено, что Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе:

1. Министерством сельского хозяйства РФ;

2. Федеральной регистрационной службой;

3. Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

4. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

5. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

6. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта;

7. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

8. Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости;

9. Федеральным агентством морского и речного транспорта;

10. Федеральным агентством по недропользованию;

11. Федеральным агентством по рыболовству;

12. органами исполнительной власти субъектов РФ;

13. органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, федеральное агентство водных ресурсов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности агентства. Водное управление в силу своих полномочий могло давать заключение по водному объекту в отсутствие сведений, внесенных в водный реестр. Решения водного управления, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан.

Согласно отзыву Отдела водных ресурсов по РБ основанием для выдачи сведений по водному объекту озеро Жуково является отчет, выполненный в 2009 году ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов Башкирский филиал».

Из материалов дела следует, что Администрацией МР Уфимский район письмами №№509,510 от 05.03.2012г. была предоставлена информация об обводненном карьере с.Жуково в отдел для внесения в Государственный водный реестр (далее - ГВР) согласно приказу МПР РФ от 21.08.2007г. №214.

Из разъяснений ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов Башкирский филиал» от 23.05.2012г. следует, что спорный водный объект является обводненным карьером, а не озером.(л.д.57)

Также из ретроспективных карт судом установлено, что как природный (естественный) водоем до 1970 года озеро Жуково ни на одной карте не значится. На архивной карте 1970 года на территории с.Жуково отсутствует какой-либо водный объект на месте расположения спорного объекта. Этот факт также подтверждается документами, свидетельствующими о предоставлении земельного участка колхоза «Дружба» с.Жуково Башкирскому отделению Куйбышевской железной дороги с целью разработки и добычи грунта для строительства станции Дема-2, путевой развязки железнодорожной линии Белорецк-Карламан, Белорецк-Чишмы, железнодорожной ветки на участке Чишмы-Дема, на котором впоследствии образовался отработанный карьер, ставший путем подтопления обводненным.

Министерством в материалы дела представлен раздел 3 «Жуковское месторождение гипсовой и карбонатно-гипсовой гажи» Отчета Министерства геологии РСФСР о поисках и предварительной разведке месторождений рыхлых карбонатных агрономических руд, проведенных в 1974 году, подтверждающий, что на территории колхоза «Дружба» в северо-восточной части участка имеется карьер, отрабатываются песчано-гравийные образования для вновь строящейся железной дороги Белорецк-Чишмы, что отражено на плане месторождения гипсовой гажи.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 8 Водного Кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса РФ» от 03.06.2006г. №73-ФЗ земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

Таким образом, из материалов дела не следует, что земельный участок, на котором находится обводненный карьер является федеральной собственностью или собственностью Республики Башкортостан (л.д.51-54).

В силу частей 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При описанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что водный объект с.Жуково является искусственно образованным обводненным карьером, и заявителем не представлено доказательств того, что указанный объект находится в федеральной собственности или собственности Республики Башкортостан.

Таким образом, доводы заявителя о незаконности отказа Министерством природопользования и экологии РБ в проведении аукциона на приобретение права на заключение договора водопользования озером Жуково, при изложенных обстоятельствах не имеют правового значения.

На основании изложенного, требования ООО «Ритуал-1» к Министерству природопользования и экологии РБ являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-1" о признании незаконным решения Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан , выраженного в письме №05/6689 от 07.08.2012г.отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья Г.А.Давлеткулова

____________________________

Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет по веб-адресу: http//www.ufa.arbitr.ru/