ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-16106/20 от 18.02.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                                                Дело № А07-16106/2020

20 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2021

Полный текст решения изготовлен 20.02.2021

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Шагабутдиновой З. Ф., при ведении протокола судебного заседания  секретарем Минлигареевой А.Д., рассмотрев в  судебном заседании дело по исковому заявлению

Открытого акционерного  общества   "Строй-Планета" (ИНН      0276110265, ОГРН      1070276005205)

к Межрайонной  инспекции федеральной налоговой службы  России № 39 по Республике Башкортостан (ИНН 0275067000, ОГРН 1080275999990)

о признании  недействительным  решение  №6811 от  26.08.2019 г.   о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица ООО "УФАСТРОЙТРАНС"  за ГРН 2190280806010 от 28.08.2019 г.;    о признании   незаконными  действий  Межрайонной  ИФНС  России № 39 по Республике Башкортостан по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица  ООО     "УФАСТРОЙТРАНС" по внесению соответствующей записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица ГРН 6190280217462 от 11.12.2019г.;   обязании  устранить допущенные нарушения, путем  исключения  из ЕГРЮЛ записи  о  принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из   ЕГРЮЛ  и  прекращении юридического лица      

при участии в судебном заседании:

от истца – нет явки

от ответчика  - Сабирова Л.М., доверенность от 31.12.2020

На рассмотрение  Арбитражного суда Республики Башкортостан поступило исковое заявление Открытого акционерного  общества   "Строй-Планета" к Межрайонной  инспекции федеральной налоговой службы  России № 39 по Республике Башкортостан о признании  недействительным  решение  №6811 от  26.08.2019 г.   о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица ООО "УФАСТРОЙТРАНС"  за ГРН 2190280806010 от 28.08.2019 г.;    о признании   незаконными  действий  Межрайонной  ИФНС  России № 39 по Республике Башкортостан по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица  ООО "УФАСТРОЙТРАНС" по внесению соответствующей записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица ГРН 6190280217462 от 11.12.2019г.;   обязании  устранить допущенные нарушения, путем  исключения  из ЕГРЮЛ записи  о  принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из   ЕГРЮЛ  и  прекращении юридического лица.

Ответчик представил отзыв, в удовлетворения заявления просил отказать, ссылаясь на  то, что возражения заинтересованных лиц относительно исключения  ООО "УФАСТРОЙТРАНС в течение трехмесячного срока с момента опубликования решения не поступили, в связи с чем регистрирующим органом внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ.     

От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом ходатайство принято к рассмотрению.

Ответчик просил в удовлетворения заявления отказать.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителя ответчика, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, 19.09.2013 ООО "УФАСТРОЙТРАНС" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1130280056004.

Общество было зарегистрировано по адресу:450105, г.Уфа, ул.Академика Королева, д.10 кв.м114.

ОАО "Строй-Планета" (ИНН 0276110265, ОГРН 1070276005205) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "УФАСТРОЙТРАНС" (ИНН 0276151536, ОГРН 1130280056004) о взыскании задолженности в размере 888 284 руб.

Определением Арбитражного  суда Республики Башкортостан по делу А07-10962/2016 производство по делу прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.

В связи с неисполнением условий мирового соглашения ОАО "Строй-Планета" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о выдаче исполнительного листа.

Определением Арбитражного  суда Республики Башкортостан по делу А07-10962/2016 заявление Открытого акционерного общества "Строй-Планета" о выдаче исполнительного листа в связи с неисполнением условий мирового соглашения по делу № А07-10952/2016 удовлетворено.

Во исполнение указанного определения  выдан исполнительный лист ФС 016201643 от 27.01.2017.

В обоснования требований истец ссылается на то, что в ходе проведенной служебной проверки по текущей деятельности контрагента ООО "УФАСТРОЙТРАНС", службой безопасности ОАО "Строй-Планета" при обращении к справочной системе проверки контрагентов "СБИС", было выявлено наличие в ЕГРЮЛ записи ГРН № 2190280413300 от 30.04.2019, из которой следовало, что Инспекцией Федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан принято решение о            предстоящем исключении из ЕГРЮЛ  недействующего юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "УФАСТРОЙТРАНС".

Решение было  принято 29.04.2019  г.  и опубликовано за номером 3261 в журнале "Вестник государственной регистрации " от 30.04.2019 г. №17.

Заявителем в адрес регистрирующего органа были направлены мотивированные    возражения    относительно    предстоящего    исключения    из    ЕГРЮЛ юридического  лица ООО  "УФАСТРОЙТРАНС".   К  возражениям  были   приложены   копии   определений Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-10952/2016 от 14.10.2016 г. и от 25.01.2017 г., а также сведения, указывающие на возбуждение в отношении указанного юридического лица исполнительного производства № 34198/19/02004-ИП от 22.04.2019 г. по предмету взыскания в пользу ОАО "Строй-Планета" денежных средств в сумме 888 284  руб., в связи с чем регистрирующим органом 14.08.2019 внесена  запись в ЕГРЮЛ за ГРН № 2190280761933   о прекращении процедуры исключения  ООО  "УФАСТРОЙТРАНС" из ЕГРЮЛ.

26.08.2019 Инспекцией Федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан принято  решение  за № 6811 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица ООО "УФАСТРОЙТРАНС" (запись ГРН 2190280806010 от 28.08.2019 в связи с недостоверностью сведений).

11.12.2019 регистрирующим органом внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица ООО "УФАСТРОЙТРАНС"  в связи наличием  в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Обосновывая заявленные требования, заявитель указывает, что в связи с исключением должника из ЕГРЮЛ, у него отсутствует возможность реализовать свое право на получение денежных средств, в том числе в судебном порядке. Кроме того, как полагает заявитель, регистрирующим органом нарушена процедура  исключения юридического лица, поскольку в соответствии с законом №129-ФЗ повторная процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована регистрирующим органом  до истечении 12  месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

Оценив представленные в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В соответствии с ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя

В силу статей 198 - 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия государственного органа недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации регулируется положениями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона о регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается. Если в течение срока, предусмотренного пункт 4 статьи 21.1 Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. Нормой статьи 51 Гражданского кодекса РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).

В связи с чем, исполнение положения пункта 2 статьи 21.1 Закона о регистрации направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона о регистрации является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц. Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений.

Таким образом, представленные для государственной регистрации документы, в том числе, об адресе, руководителе, учредителе организации, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра – федерального информационного ресурса, должны содержать достоверную информацию.

В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона о регистрации).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено вышеуказанное уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений предшествует процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Также, юридическое лицо имеет возможность устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подп. «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона о регистрации.

Юридическое лицо также вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п.п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

 В соответствии с подп. 7 и 8 ст. 22 Закона о регистрации, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации, соответствующие заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Таким образом, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина" правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Как следует из материалов дела, в 2017 г.  до исключения общества из ЕГРЮЛ налоговым органом проведены мероприятия по проверке достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о месте нахождения ООО "УФАСТРОЙТРАНС".

Налоговым органом проводилась выездная проверка по юридическому адресу общества, по результатам которой был составлен протокол от 31.10.2017, из которого следует, что вывесок, подтверждающих местонахождение общества по проверяемому адресу, не обнаружено, в связи с чем, налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО "УФАСТРОЙТРАНС" фактически по своему юридическому адресу не находится.

02.11.2017 регистрирующим органом в адрес в адрес юридического лица, его учредителей и исполнительного органа направлено уведомление о необходимости в срок до 04.12.2017 привести  в соответствие с Законом № 129-ФЗ учредительных документов юридического лица ООО "УФАСТРОЙТРАНС", поскольку по информации, предоставленной Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Башкортостан, было установлено, что юридическое лицо не располагается по месту регистрации организации   по ул. Академика Королева, д. 10, офис 114, г. Уфа, 450105.

В срок до 04.12.2017 руководителем ООО "УФАСТРОЙТРАНС" сведения об изменении адреса места нахождения юридического лица, либо подтверждение места нахождения юридического лица по адресу: ул. Академика Королева, д. 10, офис 114, г. Уфа, 450105, не представлялись в регистрирующий орган.

В связи с непредставлением юридическим лицом ООО "УФАСТРОЙТРАНС" таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона №129-ФЗ, регистрирующим органом 07.12.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 6170280478978 о недостоверности адреса ООО "УФАСТРОЙТРАНС".

На основании внесенной в ЕГРЮЛ 07.12.2017 записи о недостоверности, 29.04.2019 регистрирующим органом принято решение № 3261 о предстоящем исключении ООО "УФАСТРОЙТРАНС" из ЕГРЮЛ.

Данное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 30.04.2019 № 17.

08.08.2019 в адрес регистрирующего органа  поступило    возражение заинтересованного лица ОАО "СТРОЙ-ПЛАНЕТА" (вх. №38238А) относительно исключения из ЕГРЮЛ ООО "УФАСТРОЙТРАНС'' по форме № Р38001.

В связи с представленным возражением 14.08.2019 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2190280761933 о прекращении процедуры исключения ООО "УФАСТРОЙТРАНС" из ЕГРЮЛ.

26.08.2019 регистрирующим органом принято решение № 6811 о предстоящем исключении ООО "УФАСТРОЙТРАЫС" из ЕГРЮЛ. Данное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 28.08.2019 № 34.

В связи с отсутствием возражений заинтересованных лиц относительно исключения ООО "УФАСТРОЙТРАНС" в течение трехмесячного срока с момента опубликования решения, регистрирующим органом 11.12.2019 внесена запись ГРН 6190280217462 об исключении его из ЕГРЮЛ.

В качестве обоснования законности исключения ООО «УФАСТРОИТРАНС»  из ЕГРЮЛ регистрирующим органом в материалы дела представлены протокол осмотра от 31.10.2017, уведомления, направленные в адрес исключенного общества и руководителя общества с требованием о необходимости принятия мер по внесению изменений в сведения об адресе места нахождения юридического лица, либо о подтверждении достоверности юридического адреса.

При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, в том числе, посредством получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из реестра может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Из смысла и содержания указанных норм права следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 указанного закона не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.

Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.

В случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключения из реестра.

Между тем исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.

Ответчиком подтверждается и не оспаривается тот факт, что предшествующая обжалуемой процедура исключения была прекращена в связи с поступившими возражениями кредитора в лице ОАО «Строй-Планета». При этом в налоговый орган были представлены доказательства осуществления в отношении юридического лица ООО «УФАСТРОИТРАНС» исполнительных действий, направленных на исполнение вступившего в силу судебного акта по делу №А07-10952/2016.

Как следует из представленных документов, задолженность ООО «УФАСТРОЙТРАНС» в размере  888 284 руб.  перед ОАО «Строй-Планета» на сегодняшний день не погашена.

Действия налогового органа по реализации положений статьи 21.1 Закона №129-ФЗ в части исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, которые основаны на установленных фактах недостоверности сведений о юридических лицах, размещенные в ЕГРЮЛ, являются правом налогового органа, а не его обязанностью. С учетом полученных сведений от ОАО «Строй-Планета» о том, что в отношении юридического лица ООО «УФАСТРОИТРАНС» имеется незавершенное исполнительное производство  - судебный акт, требующий исполнения, налоговый орган мог принять во внимание данные обстоятельства и не инициировать повторную процедуру исключения из ЕГРЮЛ в отношении данного юридического лица.

В противном случае, все действия заинтересованных кредиторов, права которых могут быть нарушены данным исключением, когда отдельно взятый заинтересованный кредитор направляет свои возражения и представляет письменные доказательства, обосновывающие возражения, могут быть лишены правового смысла, так как независимо от позиции кредитора, налоговый орган в любом случае осуществит правовое действие и исключит юридическое лицо (в данном случае должника с установленной судом задолженностью перед кредитором).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик исключен из ЕГРЮЛ регистрирующим органом на основании данных  2017  г.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что общество на момент его исключения из ЕГРЮЛ продолжало осуществление хозяйственной деятельности и ООО "УФАСТРОЙТРАНС"   находилось по юридическому адресу; о недоказанности регистрирующим органом наличия оснований для принятия решения об исключении ООО "УФАСТРОЙТРАНС"   из ЕГРЮЛ.

Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений. Внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений предшествует процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Также, юридическое лицо имеет возможность устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта «б» пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

Юридическое лицо также вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании указанной нормы и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (подпункты 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ).

В силу подпунктов 7, 8 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, соответствующие заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемая процедура исключения являлась второй с момента внесения записи о недостоверности, первая инициированная  регистрирующим органом процедура прекращена в связи с тем, что от ОАО «Строй-Планета» поступили соответствующие возражения.

На момент принятия  решения о предстоящем исключении, а также на момент исключения ООО "УФАСТРОЙТРАНС"   из реестра инспекции было достоверно известно о возражениях ОАО «Строй-Планета» как кредитора лица, исключаемого из реестра юридических лиц.

Из представленных в регистрирующий орган возражений и приложенных к ним документов усматривалось, что ОАО «Строй-Планета»  заинтересовано в сохранении правоспособности ООО "УФАСТРОЙТРАНС"   и в защите своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке. В связи с этим суд отмечает, что у регистрирующего органа не было каких-либо оснований полагать, что ОАО «Строй-Планета»  по истечении 3 недель после направления возражений могло утратить интерес к сохранению правоспособности ООО "УФАСТРОЙТРАНС"  и совершению действий по защите своих прав.

Названный срок не может быть признан разумным и для возникновения у ОАО «Строй-Планета»  причин считать, что в отношении ООО "УФАСТРОЙТРАНС"   регистрирующим органом вновь рассматривается вопрос об исключении его из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке.

Срок, в течение которого регистрирующий орган может повторно инициировать процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ после внесения записи о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, законом не урегулирован.

 В соответствии с частью 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда отношения с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлен запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/ представления в установленном пунктом 3 этой статьи порядке заявления кредитора, повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 той же статьи илиподпунктом «б» пункта 5 той же статьи до истечения 12 месяцев либо 6 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

В рассматриваемом случае регистрирующий орган принял повторное решение об исключении ООО "УФАСТРОЙТРАНС"   из ЕГРЮЛ как недействующего лица ранее периода, определенного пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, что привело к ограничению прав заявителя  как кредитора Открытого акционерного  общества   "Строй-Планета". 

Непосредственно перед внесением  записи в  ЕГРЮЛ о предстоящем исключении ООО "УФАСТРОЙТРАНС"  из ЕГРЮЛ  налоговым органом не  была проведена повторная проверка, юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ на основании  данных 2017 г.

Относительно довода о том, что запись о недостоверности сведений не оспорена в установленном порядке, следует указать следующее. Законодательство, устанавливая возможность исключения юридических лиц по инициативе налогового органа, предоставляет заинтересованным лицам, включая кредиторов юридического лица, гарантии соблюдения их прав при реализации данной процедуры. Так, в соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, указанное налоговым органом обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Поскольку действия ответчика по исключению ООО "УФАСТРОЙТРАНС"   из реестра юридических лиц не соответствуют положениям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нарушают права и законные интересы заявителя, являющегося кредитором по отношению кООО "УФАСТРОЙТРАНС" , заявленные требования подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Открытого акционерного  общества   "Строй-Планета" удовлетворить.

Признать   недействительным  и нарушающим права и охраняемые законом  интересы Открытого акционерного  общества   "Строй-Планета"  решение Межрайонной  инспекции федеральной налоговой службы  России № 39 по Республике Башкортостан за №6811 от 26.08.2019  о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица ООО "УФАСТРОЙТРАНС"  с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ за ГРН 2190280806010 от 28.08.2019.

Признать   недействительным  и нарушающим права и охраняемые законом  интересы Открытого акционерного  общества   "Строй-Планета"  действие Межрайонной  инспекции федеральной налоговой службы  России № 39 по Республике Башкортостан  по исключению из ЕГРЮЛ  ООО     "УФАСТРОЙТРАНС" с внесением  соответствующей записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности  юридического лица ГРН 619028021746 от 11.12.2019.

Обязать   Межрайонную  инспекцию федеральной налоговой службы  России № 39 по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения путем  исключения  из ЕГРЮЛ записи  о  принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из   ЕГРЮЛ  и  прекращении юридического лица.

Взыскать с Межрайонной  инспекции федеральной налоговой службы  России № 39 по Республике Башкортостан (ИНН 0275067000, ОГРН 1080275999990) в пользу Открытого акционерного  общества   "Строй-Планета" (ИНН      0276110265, ОГРН   1070276005205) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                                   З.Ф. Шагабутдинова