Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа
«22» июня 2017г. Дело №А07-1686/2017
Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2017 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе: судьи Ахметовой Г.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калмантаевой А.Т.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ОБЩЕПИТ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (453264,<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (453261, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения от 02.12.2016г. №002S18160024380 в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 4 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в сумме 102 500 руб. и снизить размер штрафа до 2000 руб.
Муниципальное унитарное предприятие "Общепит" городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Салават Республики Башкортостан (далее – Управление) от 11.01.2017г. №002S19170000326 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части привлечения МУП "Общепит" к ответственности, предусмотренной п.4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 102500 руб. как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и снизить размер штрафа до 2000 руб.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту Закон №167-ФЗ) заявитель как лицо, производящее выплаты физическим лицам (организация), является страхователем.
В соответствии с абзацем 3 ч.2 ст. 14 Закона №167-ФЗ, абзацем 6 ст.15 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту Закон №27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным Законом.
15.11.2016г. заявитель по телекоммуникационным каналам связи направил в Пенсионный фонд РФ сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года по 205 застрахованным лицам. Сведения были приняты.
Управлением была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по результатам которой составлен акт проверки от 02.12.2016г. №002S18160024380.
По результатам рассмотрения акта проверки было вынесено решение от 11.01.2017г. №002S19170000326, согласно которому заявитель на основании ст. 17 Федерального закона Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 102500 руб. Основанием для привлечения к ответственности послужило непредставление сведений в установленный законом срок.
Заявитель указывает, что МУП «Общепит» г. Салават находится на обслуживании по программному комплексу «СБИС++Электронная отчетность» у Индивидуального предпринимателя ФИО1
10.11.2016г. в день сдачи ежемесячного отчета СЗВМ за октябрь 2016г. произошел сбой работы компьютера, на котором установлен программный комплекс «СБИС-И-Электронная отчетность». В этот же день было сообщено Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о сбое в работе компьютера и невозможности отправить отчет СЗВ-М в ПФР. Индивидуальным предпринимателем ФИО1 принято решение, что работы по восстановлению компьютера перенесены на следующий день.
После устранения неполадок, ежемесячный отчет СЗВМ за октябрь 2016г. был отправлен в ГУ-УПФР. Отчет по форме СЗВ-М МУП «Общепит» за отчетный период - октябрь 2016 г. (со сроком предоставления по 10.11.2016 г. включительно) - был представлен электронно только 15.11.2016г.
Факт нарушения МУП «Общепит» срока представления расчета по форме СЗВ- М за октябрь 2016 (15.11.2016 вместо до 10.11.2016) на 5 рабочих дня заявителем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу п. 4 ст. 11 Закон №27-ФЗ ежемесячные сведения, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом РФ.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 г. № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах», утверждена форма ежемесячной отчетности - форма СЗВ-М. Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 г. № 41142, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 24.02.2016 г., т.е. ранее возникновения обязанности страхователей по сдаче новой отчетности.
Заявитель факт нарушения признает, просит снизить размер штрафа до 2000 руб. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, заявитель просит учесть следующее: просрочка предоставления отчета была незначительна (5 дней); просрочка возникла по субъективным причинам (сбой в работе компьютера); отсутствие умысла на совершение правонарушения; отсутствие для бюджета негативных последствий; совершение правонарушение впервые; формальный характер состава правонарушения.
В статье 43 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ) перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.
При этом данный перечень не является исчерпывающим (пункт 4 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ).
В статье 44 Закона N 212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 на основании пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон N 188-ФЗ), предусматривалась возможность применения смягчающих обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пункт 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) предписывал руководителю (заместителю руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ.
Согласно подпункту "а" пункта 22 статьи 5 Закона N 188-ФЗ в пункт 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми указан закрытый перечень действий руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки, в которые не включена возможность выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2015 года.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
С учетом изложенного правового подхода Конституционного суда Российской Федерации о возможности изменения принятых решений при применении санкций за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах только в исключительных случаях при соблюдении принципов пропорциональности и соразмерности при индивидуализации наказания юридических лиц и учитывая признание в совершении нарушения, незначительность периода просрочки, суд находит возможным снизить размер штрафной санкции в 10 раз, до 10250 рублей.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
От МУП "Общепит" поступило заявление, в котором он просит отнести судебные расходы по оплате государственной пошлины на заявителя. Судебные расходы по оплате государственной пошлине относятся на Заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ОБЩЕПИТ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (453264,<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН от 11.01.2017г. №002S19170000326 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части штрафа в размере 92250 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (453261, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ОБЩЕПИТ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (453264,<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru.
Судья Г.Ф. Ахметова