450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-16941/2017
31 октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.10.2017г.
Полный текст решения изготовлен 31.10.2017г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Напольской Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гайсиной Г.И., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо:Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбай (453200, <...>),
о признании незаконным решения администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, выраженного в письме от 28.04.2017г. № 1374/2 о снятии с рассмотрения обращения ФИО1 о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1200 кв. метров с кадастровым номером 02:58:020315:2, расположенного по адресу: РБ, <...>
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, личность удостоверена паспортом; представитель заявителя ФИО2 по доверенности 02 АА4023868 от 01.06.2017г., личность удостоверена паспортом;
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением к Администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным решения администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, выраженного в письме от 28.04.2017г. № 1374/2 о снятии с рассмотрения обращения ФИО1 о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1200 кв. метров с кадастровым номером 02:58:020315:2, расположенного по адресу: РБ, <...>.
Определением суда от 07.06.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбай (далее – Комитет).
Определением суда от 26.10.2017 вудовлетворении ходатайства Администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан о привлечении Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбай в качестве соответчика в связи с отсутствием правовых оснований отказано.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель неоднократно уточнял заявленные требования, в редакции уточнений от 25.10.2017г. просит признать незаконным бездействие Администрации городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ, выразившееся в непринятии решения по заявлению ФИО1 о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:58:020315:2, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <...>, а также обязать Администрацию городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ устранить допущенное нарушение прав предпринимателя ФИО1 путем рассмотрения его заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:58:020315:2 и совершения одного из действий, предусмотренных подп. 1, 3 п. 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные уточнения судом приняты в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается с учетом указанных уточнений.
Заявитель требования поддержал в полном объеме, в обоснование своих требований указывает на наличие исключительного права на приобретение в аренду земельного участка, поскольку на нем расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости (ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации). Заявитель также полагает, что Администрацией в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации его заявление о предоставлении земельного участка в аренду не рассмотрено, чем нарушены его права и законные интересы.
Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбай представил отзыв, где пояснил, что требования заявителя считает необоснованными, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет орган местного самоуправления городского поселения. Комитет также указал, что по заявлению ФИО1 Комитет в соответствии с Соглашением о взаимодействии Комитета с Администрацией по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом (Приложение № 1 к решению Совета городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ от 19.07.2013 № 13/131, утверждено приказом Минземимущества РБ от 16.05.2013 № 1016; далее - Соглашение о взаимодействии) осуществил подготовку проекта постановления о предоставлении земельного участка в аренду, однако, поскольку должностными лицами администрации проект указанного постановления не согласован, Комитет письменно сообщил заявителю о несогласовании проекта постановления о предоставлении заявителю спорного земельного участка.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, предпринимателю ФИО1 на основании акта приемки законченного строительством объекта от 26.10.20005г. № б/н на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание диагностики автомобиля, назначение: нежилое, одноэтажный, общая площадь 134,5 кв.м., инвентаризационный номер 5542, литера А, адрес: РБ, <...>, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2011г. произведена запись регистрации № 02-04-09/006/2011-114;
- проходной пункт, назначение: нежилое, одноэтажный, общая площадь 8.8 кв.м., инвентаризационный номер 5542, литера Б, адрес: РБ., <...>, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2011г. произведена запись регистрации № 02-04-09/006/2011-115 (л.д.32,33).
12.05.2008г. между Администрацией МР Ишимбайский район РБ и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 02:58:020315:2, площадью 1200 кв.м., имеющий местоположение: РБ, <...> для размещения автосервиса (л. д. 55 - 61). Срок аренды установлен с 25.03.2007г. по 25.03.2017г.
В связи с истечением договора аренды земельного участка № 2178 от 12.05.2008г. заявитель 30.03.2017г. через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился в Администрацию городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером 02:58:020315:2, расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации недвижимого имущества (л. д. 41 об). Указанное заявление направлено МФЦ Главе Администрации 31.03.2017 (л. д. 41).
Письмом от 28.04.2017г. № 1374/2 Комитет по управлению собственностью Минземимущества РБ по Ишимбайскому району и г. Ишимбай сообщил о снятии с рассмотрения заявления ФИО1 в связи с тем, что проект постановления не согласован заместителем главы Администрации городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ и главным архитектором Администрации (л. д. 42).
Расценив указанное письмо Комитета как бездействие Администрации, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением, где просит признать незаконным бездействие Администрации городского поселения г.Ишимбай МР Ишимбайский район РБ, выразившееся в письме № 1374/2 от 28.04.2017г. о снятии с рассмотрения обращения ФИО1 о предоставлении ему в аренду земельного участка. В качестве способа восстановления своего нарушенного права заявитель просит обязать Администрацию городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ устранить допущенное нарушение прав предпринимателя путем рассмотрения его заявления о предоставлении в аренду земельного участка и совершения одного из действий, предусмотренных подп. 1, 3 п. .5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
На основании п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта соответствующего договора (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В материалах дела имеется выписка из ЕГРН от 11.07.2017, из которой следует, что спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – размещение автосервиса, адрес – установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, <...>, данные о правообладателе отсутствуют (л. д. 111-114).
Таким образом, спорный земельный участок относится к неразграниченным землям и администрация является лицом, имеющим полномочия на предоставление спорного земельного участка.
Материалами дела также подтверждается и сторонами не оспаривается, что заявитель является собственником двух объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке: проходного пункта и здания диагностики автомобиля, расположенных по адресу: <...>. При этом именно с наличием в собственности указанных объектов заявитель связывает наличие у него права на аренду земельного участка без проведения торгов.
Поскольку право собственности заявителя на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке, суд исходит из наличия у заявителя предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ исключительного права на аренду земельного участка, на котором расположены эти объекты недвижимого имущества и который необходим для эксплуатации указанных объектов.
При рассмотрении заявления о предоставлении в аренду земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 28.04.2017г. № 1374/2 Комитет по управлению собственностью Минземимущества РБ по Ишимбайскому району и г. Ишимбай в силу Соглашения о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Ишимбайскому району и г. Ишимбай с Администрацией городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ, утвержденному решением Совета городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район 19.07.2013г. № 13/131, сообщил о снятии с рассмотрения заявления предпринимателя ФИО1 в связи с тем, что проект постановления не согласован заместителями главы Администрации городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ и главным архитектором Администрации.
В то же время, как указывалось выше, лицом, уполномоченным на предоставление спорного земельного участка, является Администрация, действия которой при поступлении к ней обращения о предоставлении земельного участка в аренду регламентированы ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (либо подготовить договор, либо отказать в предоставлении земельного участка с указанием всех оснований для отказа). Данной правовой нормой не предусмотрена возможность снятия с рассмотрения обращения собственника объектов недвижимости о предоставлении земельного участка в аренду даже при наличии каких-либо замечаний по существу поступившего обращения.
Возможности снять обращение с рассмотрения также не предусмотрено и в Федеральном законе от 02.05.2017 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Кроме того, из материалов дела следует, что письмо № 1374/2 от 28.04.2017 о снятии обращения с рассмотрения подготовлено Комитетом и подписано председателем Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Минземимущества РБ по Ишимбайскому району и г. Ишимбаю ФИО3
В то же время соглашением о взаимодействии установлено, что Комитет осуществляет только подготовку проектов решений администрации по вопросам распоряжения объектами недвижимости, в том числе земельными участками, а также подготовку проектов договоров.
Доказательств того, что уполномоченным органом, т.е. Администрацией, в ответ на обращение заявителя был дан ответ, предусмотренный п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, суду представлено не было.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация, получив заявление ФИО1 о предоставлении спорного земельного участка в аренду от 30.03.2017, в течение установленного срока не предприняла тех действий, которые предусмотрены ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о допущенном ей бездействии, которое противоречит п. 5 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, предусмотренные п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требование заявителяо признании незаконным бездействия Администрации городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ, которое выразилось в непринятии решения по заявлению ФИО1 о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:58:020315:2, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <...>, является обоснованными и подлежит удовлетворению.
Доводы Комитета о том, что у должностных лиц администрации имелись замечания к проекту постановления о предоставлении спорного земельного участка в аренду, судом отклоняются.Наличие у уполномоченного лица возражений относительно предоставления собственнику объектов недвижимости испрашиваемого им земельного участка не может являться основанием для снятия такого обращения с рассмотрения. Те обстоятельства, на которые ссылается третье лицо, должны быть предметом исследования и оценки уполномоченного органа при принятии им решения о наличии или отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. При этом применяемые судом меры должны отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного оспариваемыми действиями (актами, решениями), и быть обусловленными существом спора.
Суд считает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права при рассмотрении настоящего спора с учетом положений ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации будет являться обязание Администрации городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ рассмотреть в установленный срок заявление предпринимателя ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка и совершить одно из действий, предусмотренных ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ, выразившееся в непринятии решения по заявлению ФИО1 о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:58:020315:2, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <...>, в сроки, установленные п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Администрацию городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем рассмотрения его заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:58:020315:2 и совершения одного из действий, предусмотренных п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.Е. Напольская