450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-1710/2017
10 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2017 г.
Полный текст решения изготовлен 10.11.2017 г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Асадуллиной С.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Файзуллиной А.Р., рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению
Министерства экономического развития Республики Башкортостан (ИНН 0274116127, ОГРН 1070274000433)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ИнтерАвто" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: Министерство финансов Республики Башкортостан
о взыскании денежных средств в размере 1 000 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 по доверенности от 26.09.2017., удостоверение,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 05.12.2016г., паспорт,
от третьего лица: не явились, извещены надлежаще.
Министерство экономического развития Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ИнтерАвто", третье лицо: Министерство финансов Республики Башкортостан, о взыскании денежных средств в размере 1 000 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.05.2017 судом истребованы из Министерства финансов Республики Башкортостан (450101, <...>) документы, указанные в предписании от 02.09.2016г. по возврату гранта (субсидии) использованного ООО "ИнтерАвто" с нарушением условий Программы и договора.
08.06.2017 в адрес суда поступили истребованные судом документы.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца и ответчика, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года № 511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 года № 249 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2013-2018 года» (далее - Программа).
В соответствии с пунктом 5.1.2 Программы (в редакции на 15 октября
2013 года) финансирование программных мероприятий осуществляется в
виде субсидий (грантов) из средств бюджета Республики Башкортостан
юридическим и физическим лицам, межбюджетных трансферов в форме
субсидий бюджетам муниципальных образований, средств на оплату
товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами
по государственным контрактам.
Согласно пункту 5.1.8 Программы финансовая поддержка осуществляется Министерством экономического развития Республики Башкортостан (далее - Министерство) в соответствии с перечнем мероприятий, видами, условиями и порядком предоставления финансовой поддержки, которые определены Программой.
09 октября 2013 года Обществу с ограниченной ответственностью
«ИнтерАвто» (далее - Ответчик) одобрен и предоставлен грант (субсидия) на
уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении
договора лизинга (сублизинга) оборудования согласно протокола № 8 от 04
октября 2013 года заседания комиссии по предоставлению финансовой
поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и
организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства Республики Башкортостан в размере
1 000 000 (Один миллион) рублей.
02 сентября 2016 года выдано предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующий бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Республике Башкортостан.
Согласно предписанию Министерства финансов Республики Башкортостан от 02.09.2016г. ООО «ИнтерАвто» нарушены условия предоставления гранта (субсидии), а именно: обязательство по приему-передаче предмета лизинга выполнено по истечении 96 рабочих (142 календарных) дней с момента перечисления бюджетных средств на счет получателя; акт приема-передачи предмета лизинга от 02.04.2014г. представлен только в марте 2016г., т.е. в ходе ревизии, в договоре представлены недостоверные данные грантополучателя; предмет лизинга не используется с 2015 года.
18 ноября 2016 года в адрес Ответчика направлено письмо с предложением в срок до 28 ноября 2016 года произвести возврат полученного гранта.
Однако возврат денежных средств не осуществлен, что и послужило основанием для обращения в суд с иском.
Исследовав материалы дела, суд на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
Условия и порядок предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг определены в ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно положениям п. 1 названной статьи, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
При заключении договора о предоставлении гранта (субсидии) на уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении договора лизинга (сублизинга) оборудования № 18 от 09.10.2013г., истец руководствовался долгосрочной целевой программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018года», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2012г. № 249 (далее- Программа).
Предоставление Получателю грантов (субсидий) на уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении договора лизинга (сублизинга) осуществляется в соответствии с Расчетом суммы гранта (субсидии) на уплату части первого (первоначального, авансового) взноса по договору лизинга (сублизинга) оборудования согласно Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью Договора (п.1.2 Договора).
В приложении № 1 к Договору № 18 от 09.10.2013г. указан договор лизинга № Р-13-06905-ДЛ от 11.04.2013г., сумма гранта (субсидии), подлежащая перечислению за счет средств бюджета Республики Башкортостан, в размере 1 000 000 руб. (том 1 л.д. 14).
В соответствии с договором лизинга № Р-13-06905-ДЛ от 11.04.2013г., заключенного между ООО «ВЭБ-лизинг» (лизингодатель) и ООО «ИнтерАвто» (лизингополучатель), лизингодатель на условиях согласованного с лизингополучателем договора купли-продажи обязуется приобрести в собственность у выбранного лизингополучателем продавца ООО «АвтоЛидер» предмет лизинга (раздел 2 договора), которое обязуется предоставить лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей с правом последующего приобретения права собственности (том 1 л.д. 47-49).
Согласно раздела 2 в спецификации предмета лизинга определена марка, модель ТС КамАЗ 65115-1932-62/58147А, год изготовления 2012г., остальные данные на момент подписания договора отсутствуют.
18.11.2013г. по Акту приема-передачи предмета лизинга по Договору лизинга № Р-13-06905-ДЛ от 11.04.2013г. передан автобетоносмеситель 58147А на шасси КАМАЗ 65115-D3, 2013 год, VIN-номером Х6358147АD0000689, изготовитель транспортного средства ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (том 1 л.д. 51).
27.11.2013г. ООО «ИнтерАвто» представлен отчет о фактическом использовании полученных бюджетных средств за 4 квартал 2013г. на уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении договора лизинга (сублизинга) оборудования от 11.04.2013г. № Р-13-06905-ДЛ с указанием документа, подтверждающего расходование средств в размере 1 000 000 руб. (приложение № 3 к договору о предоставлении гранта (субсидии) на уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении договора лизинга (сублизинга) оборудования № 18 от 09.10.2013г.) (том 1 л.д. 15), приложено платежное поручение № 329295 от 11.11.2013г. (том 1 л.д. 21), справка лизингодателя о сумме уплаченных лизинговых платежей по договору лизинга (сублизинга) оборудования от 11.04.2013г. № Р-13-06905-ДЛ (том 1 л.д. 50), акт приема-передачи предмета лизинга (том 1 л.д. 51).
08.04.2014г. ООО «ИнтерАвто» представлен отчет об эффективности деятельности за 2013г. (приложение № 4 к договору от 09.10.2013г. № 18 ) (том 1 л.д. 16-17).
В соответствии с п. 5.2.1.8 Программы обязательным условием договора о предоставлении гранта (субсидии) является представление субъектом малого или среднего предпринимательства в срок, установленный договором о предоставлении гранта (субсидии), следующих документов:
- копий платежных документов, подтверждающих оплату первого (первоначального) взноса, заверенных заявителем и лизингодателем;
- копии акта приема-передачи предмета лизинга, заверенной заявителем и лизингодателем.
В соответствии с п. 2.2.3 Договора о предоставлении гранта (субсидии) на уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении договора лизинга (сублизинга) оборудования (далее - Договор) Ответчик должен предоставить в течение 15 рабочих дней со дня перечисления бюджетных средств на счет получателя отчет о фактическом использовании бюджетных средств и копии платежных документов, подтверждающих оплату первого (первоначального, авансового) взноса, копию акта приема-передачи предмета лизинга, заверенные Получателем и лизингодателем.
Согласно Акта встречной проверки № 21-2/3в-16 от 24.03.2016г. Министерством финансов Республики Башкортостан проведена проверка ООО «ИнтерАвто» по вопросу целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан по государственной программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018года».
Проверке представлен договор лизинга от 11.04.2013г. № Р-13-06905-ДЛ, в соответствии с которым предметом лизинга является автобетоносмеситель 58 147А на шасси КАМАЗ 65115-62 2013 года изготовления, другие данные по спецификации предмета лизинга на момент подписания в договоре отсутствуют. Проверке представлены: дополнительное соглашение № 1от 01.04.2014г. к договору лизинга от 11.04.2013г. № Р-13-06905-ДЛ, которым уточнена спецификация предмета лизинга (том 2 л.д. 111); акт приема-передачи предмета лизинга, согласно которому 02.04.2014 ООО «АвтоЛидер» передан, а ООО «ИнтерАвто» принят автобетоносмеситель 58147А на шасси КАМАЗ 65115-62 2013 года изготовления (том 2 л.д. 122); свидетельство о регистрации транспортного средства серия <...>, выданное МРЭО ГИБДД МВД по РБ 15.05.2014г. (имя собственника ООО «ИнтерАвто») (том 2 л.д. 114), паспорт транспортного средства серия 02 НТ №877751, выданный ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» 26.11.2013г. (том 2 л.д. 115-116) Автобетоносмеситель 58147А на шасси КАМАЗ 65115-62 принят к бухгалтерскому учету в 2014 году и на момент проверки числится на счета 001 «Основные средства» (том 2 л.д. 127-129).
Из объяснительной представителя ООО «ИнтерАвто», данной в рамках встречной проверки, следует, что в акте приема-передачи предмета лизинга по договору лизинга № Р-13-06905-ДЛ указаны данные на автомобиль с VIN-номером Х6358147АD0000689, фактически ими был получен автомобиль с VIN-номером Х6358147АD0000773, считает, что указанный акт изначально выдан лизинговой компанией с ошибочными данными. В настоящее время данный автомобиль расположен на охраняемой стоянке, поскольку отсутствуют объемы работ в связи с экономическими трудностями в строительной сфере (том 2 л.д. 124-125).
02.09.2016г. Министерством финансов Республики Башкортостан вынесено предписание Министерству экономического развития Республики Башкортостан об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения с указанием принятия мер по возврату в срок до 05.12.2016г. гранта (субсидии), использованного ООО «ИнтерАвто» с нарушением условий Программы и договора в сумме 1 000 000руб., а именно:
1) обязательство о приеме-передаче предмета лизинга, предусмотренное договором «в течение 15 рабочих дней со дня перечисления бюджетных средств на счет получателя» выполнено 02.04.2014г., т.е. по истечении 96 рабочих дней с момента перечисления бюджетных средств на счет получателя;
2) акт приема-передачи предмета лизинга от 02.04.2014г. представлен ООО «ИнтерАвто» только в марте 2016г., т.е. в ходе ревизии;
3) в договоре на предоставление субсидии указаны недостоверные данные грантополучателя. а именно: домашний и фактический адрес директора организации ФИО3;
Кроме того, проведенной встречной проверкой установлено, что получателем предмета лизинга- автобетоносмеситель 58147А на шасси КАМАЗ 6515-62 в деятельности организации не используется с 2015г., находится возле частного дома (том 1 л.д. 59-62).
В соответствии с п. 5.3 договора № 18 от 09.10.2013г. в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Получателем условий предоставления гранта (субсидии), установленных Программой и Договором, полученные средства подлежат возврату в доход бюджета Республики Башкортостан в порядке, предусмотренном пунктом 5.1.24 раздела 5 Программы.
Согласно п.5.1.24 Программы при отказе получателя субсидии от добровольного возврата средств в установленные сроки эти денежные средства взыскиваются в судебном порядке.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Как видно из материалов дела, в спецификации предмета лизинга к договору о предоставлении гранта (субсидии) на уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении договора лизинга (сублизинга) оборудования № 18 от 09.10.2013г. определена марка, модель КамАЗ 65115-1932-62/58147А, год изготовления 2012г., остальные данные на момент подписания договора отсутствуют. ООО «ИнтерАвто» по договору лизинга (сублизинга) оборудования № 18 от 09.10.2013г. зарегистрирован переход права собственности на предмет лизинга автобетоносмеситель 58147А на шасси КАМАЗ 65115-62, 2013 года выпуска, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства серия <...>, выданное МРЭО ГИБДД МВД по РБ 15.05.2014г., паспортом транспортного средства серия 02 НТ №877751. Платежным поручением № 329295 от 11.11.2013г. подтверждается факт перечисления в лизинговую компанию полученной ООО «ИнтерАвто» суммы гранта (субсидии) в размере 1 000 000 руб., а также платежными документами (том 3 л.д. 1-37) подтверждается факт полной оплаты суммы по договору лизинга в размере 3 135 825,35 руб., Наличие дополнительного соглашения № 1 от 01.04.2014г. к договору лизинга от 11.04.2013г. № Р-13-06905-ДЛ, которым уточнена спецификация предмета лизинга, а также акт приема-передачи от 02.04.2014г. указанного в дополнительном соглашении предмета лизинга не свидетельствуют о нецелевом использовании ответчиком предоставленного гранта (субсидии), поскольку факт расходования ответчиком средств гранта на уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении договора лизинга (сублизинга) оборудования подтвержден материалами дела.
Несвоевременное представление ООО «ИнтерАвто» копии акта приема-передачи предмета лизинга не является основанием для возврата суммы гранта, поскольку возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий.
По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Однако, данные обстоятельства не подтверждаются материалами дела и не следуют из доводов Министерства.
Цель, на которую субсидия предоставлена, - компенсация части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга оборудования, достигнута, договор, в соответствии с которым предоставлена субсидия, не был признан недействительным, при предоставлении гранта конкретные данные оборудования, кроме марки (модели) транспортного средства, оговорены не были, ответчиком приобретен автобетоносмеситель 58147А на шасси указанного в договоре транспортного средства КАМАЗ 65115.
Довод истца о неверном указании в договоре на предоставление субсидии данных директора организации ФИО3, суд находит необоснованным, договор был заключен от имени общества лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ООО «ИнтерАвто», с указанием юридического адреса предприятия, а не с ФИО3
Кроме того, проведенной встречной проверкой установлено, что получателем предмета лизинга- автобетоносмеситель 58147А на шасси КАМАЗ 6515-62 в деятельности организации не используется с 2015г., находится возле частного дома (том 1 л.д. 59-62).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что полученные денежные средства израсходованы ООО «ИнтерАвто» в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора о предоставлении гранта (субсидии) на уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении договора лизинга (сублизинга) оборудования. Несвоевременное представление обществом установленного договором акта приема-передачи, подтверждающего фактическую передачу оборудования по дополнительному соглашению № 1 от 02.04.2014г., которым уточнена спецификация предмета лизинга, при установленных судом обстоятельствах не влечет обязанности последнего возвратить субсидию. ООО «ИнтерАвто» представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии, а именно платежные поручения и договор выкупа предметов лизинга, подтверждающие переход права собственности на спорное транспортное средство.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, но истец освобожден от ее уплаты в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства экономического развития Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С.Х.Асадуллина