450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-17404/20
17 февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2021
Полный текст решения изготовлен 17.02.2021
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Бахтияровой Х. Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черемисовой А.В., рассмотрев дело по заявлению
Администрации СП ФИО5 сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан (ИНН <***> ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (ИНН <***> ОГРН <***>)
третье лицо: Прокуратура Уфимского района (<...>)
об отмене постановления № 55-195/20 от 21.07.2020г. о привлечении к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.08.2020, ФИО2, паспорт, глава администрации
от ответчика: не явился, извещен в порядке, предусмотренном АПК РФ.
от третьего лица: не явился, извещен в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Администрация СП ФИО5 сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (далее – административный орган, Управление Росреестра по РБ, Управление) об отмене постановления по делу № 55-195/20 от 21.07.2020 о привлечении к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Прокуратура Уфимского района РБ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что 12.05.2020 в Управление из Прокуратуры Уфимского района поступил акт проверки для оценки и принятия мер в части вопросов о самовольном занятии Унитарным предприятием земельного участка, принадлежащего ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, а также неправомерного нахождения кладбища на земельном участке (вх № 14551).
19.05.2020 на основании задания №59 выданного начальником отдела государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель ФИО3, Государственным инспектором РБ по использованию и охране земель главным специалистом-экспертом ФИО4 проведено административное обследование объекта земельных отношений расположенного по адресу: РБ, Уфимский район, ФИО5 с/с, с кадастровым номером 02:47:100901:34 общей площадью 1 653 768,00 кв.м, входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:408 (далее - 3/У 02:47:100901:34).
Согласно акту №121 от 20.05.2020 в ходе проведения административного обследования вышеуказанных земельных участков административным органом установлено, что на 3/У 02:55:100901 и части 3/У 02:47:100901:34 расположено муниципальное кладбище, частично огорожено по периметру железным и деревянным забором (приложение №1), общей площадью 16650 кв.м (приложение №2). Часть границ кладбища площадью 7883 кв.м распложено на земельном участке с кадастровым номером 02:47:100901:34 Миловского севооборота, входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:408, закрепленного за ФГУП Учебно-опытное хозяйство «Миловское» БГАУ на праве аренды сроком на 49 лет, часть границ кладбища площадью 8767 кв.м. расположено на муниципальной земле Уфимского района Республики Башкортостан.
В результате проведения административного обследования 3/У 02:55:100901 и части 3/У 02:47:100901:34 административным органом выявлены признаки нарушения требований земельного законодательства предусмотренные:
- ст.25,26 Земельного кодекса РФ (право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»), выразившегося в использовании 3/У 02:55:100901 и части 3/У 02:47:100901:34 под размещение муниципального кладбища, площадью 16650 кв.м, администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан без предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок;
- ст. 42 Земельного кодекса РФ (использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту) выразившегося в использовании части 3/У 02:47:100901:34 площадью 7883 кв.м с категорией земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства, в целях размещения муниципального кладбища.
Таким образом, по мнению административного органа, в поступивших материалах с прокуратуры Уфимского района от 27.04.2020 №21 д-2020 (вх.№14551 от 12.05.2020), а также в результате проведения административного обследования части 3/У 02:55:100901 и части 3/У 02:47:100901:34 выявлены признаки нарушения требований земельного законодательства предусмотренные ст.ст.25,26 Земельного кодекса РФ (право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»), выразившегося в использовании части 3/У 02:55:100901 и части 3/У 02:47:100901:34 под размещение муниципального кладбища, площадью 16650 кв.м Администрацией без предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
На основании материалов проверки в отношении Администрации СП ФИО5 сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан составлен протокол от 19.06.2020 №55-195/20 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное использование части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанные земельные участки.
Управлением Росреестра по РБ (резолютивная часть объявлена 20.07.2020, полный текст постановления изготовлен 21.07.2020) принято постановление о назначении административного наказания по делу № 55-195/20 о привлечении Администрации СП ФИО5 сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Заявитель просит отменить постановление № 55-195/20 от 21.07.2020 о привлечении к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ, указывая на то, что постановление о назначении наказания вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, отсутствует вина в совершении административного правонарушения.
Управление Росреестра по РБ с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо отзыв на заявление в порядке ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ и (или) обоснованных возражений суду не представило, в связи с чем несет риск неисполнения им данного процессуального действия (ст. 9 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
В абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действия (активное противоправное поведение) лица, самовольно занимающего земельный участок или его часть, либо использующего земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Таким образом, в целях установления наличия в действиях Администрации признаков состава административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии части земельного участка, необходимо доказать, что Администрация пользовалось частью спорного земельного участка, правообладатель спорного земельного участка в установленном порядке не выразил свою волю на использование земельного участка.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности необходимо доказать в деянии лица, привлекаемого к административной ответственности, признаки состава административного правонарушения: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности по основаниям части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела достаточных доказательств совершения Администрацией административного правонарушения по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу следующего.
При принятии постановления от 21.07.2020 административный орган констатировал факт использования части 3/У 02:55:100901 и части 3/У 02:47:100901:34 под размещение муниципального кладбища, площадью 16650 кв.м Администрацией ФИО5 сельсовет без предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
Администрация сельского поселения ФИО5 сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан указывает на то, что ею не выдавались разрешения на погребения на указанном кладбище, в силу чего, погребение граждан на данной территории осуществлялось в порядке ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ, которая предусматривает возможность осуществления деятельности общественных кладбищ на территориях сельских поселений гражданами самостоятельно. На территории сельского поселения ФИО5 сельсовет имеется новое кладбище, предназначенное для захоронения жителей сельского поселения, поставленное на кадастровый учет и используемое в соответствии с видом разрешенного использования. Земельный участок общего землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:408 был сформирован в 2009 году, согласно свидетельству о государственной регистрации от 30.04.2009 года № 911045 04АБ, было зарегистрировано право федеральной собственности.
Заявитель указывает на то, что в порядке исполнения полномочия по содержанию кладбищ, поскольку родственники захороненных граждан не могут быть ограничены в праве на посещение семейных захоронений, а также на захоронение рядом с погибшим родственником (ч. 5 ст. 16, ст. 21 ст. закона Республики Башкортостан от 25 декабря 1996 года № 63-з «О погребении и похоронном деле в Республике Башкортостан»), Администрация сельского поселения ФИО5 сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан предпринимала попытки по оформлению указанного кладбища в собственность сельского поселения путем истребования данной территории.
Письмами от 30.09.2015 № 795, от 18.11.2015 № 929, от 14.04.2016 № 223, Администрация СП ФИО5 сельсовет просила передать указанный земельный участок в муниципальную собственность, однако в удовлетворении данных обращений было отказано.
Доказательств осуществления захоронений по разрешению Администрации или уполномоченными Администрацией в установленном порядке на осуществление захоронений лицами, материалы административного дела не содержат. Возражения заявителя о том, что захоронения производятся гражданами, проживающими в сельском поселении, без получения разрешений Администрации Росреестром не опровергнуты.
Административным органом не представлено доказательств активного противоправного поведения Администрации, выразившегося в выдаче разрешений на захоронение на части спорного земельного участка или в осуществлении захоронения уполномоченными Администрацией лицами, суду не представлено, иные доказательства, подтверждающие использование спорного земельного участка по указанию Администрации также не представлены, суд приходит к выводу о том, что в материалах настоящего дела отсутствуют неопровержимые, надлежащие и достаточные доказательства нарушения Администрацией нормативно установленного запрета на самовольное занятие и использование земельных участков (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации). Наличие события административного правонарушения в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд находит недоказанным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения, а равно его недоказанность, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Вмененное Администрации СП ФИО5 сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан административное правонарушение является длящимся, срок давности по нему в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 КоАП РФ начинает течь со дня его обнаружения.
12.05.2020 в Управление из Прокуратуры Уфимского района поступил акт проверки для оценки и принятия мер в части вопросов о самовольном занятии Унитарным предприятием земельного участка, принадлежащего ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, а также неправомерного нахождения кладбища на земельном участке (вх № 14551).
Кроме того, как следует из представленных материалов 19.05.2020 государственным инспектором РБ по использованию и охране земель главным специалистом-экспертом ФИО4 проведено административное обследование объекта земельных отношений расположенного по адресу: РБ, Уфимский район, ФИО5 с/с, с кадастровым номером 02:47:100901:34 общей площадью 1 653 768,00 кв.м, входящего в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:408 (далее - 3/У 02:47:100901:34).
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что на дату 19.05.2020 Управление получило необходимые и достаточные сведения для возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, административный орган установил признаки административного правонарушения в действиях Администрации не позднее 19.05.2020, следовательно, с этой даты исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 29 Постановления "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.03.05 N 5 указал - при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ (часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ).
Резолютивная часть постановления в таких случаях должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. Днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления.
Судом установлено, что резолютивная часть постановления № 55-195/20 от 21.07.2020 оглашена административным органом 20.07.2020, однако в полном объеме постановление изготовлено 21.07.2020.
Для данной категории дел ст. 4.5. КоАП РФ установлен общий срок давности привлечения к административной ответственности составляющий два месяца.
Данный срок является пресекательным, его истечение относится к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2016 № 18-АД16-6.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса. В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Таким образом, оспариваемое постановление считается вынесенным 21.07.2020, следовательно, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения Администрации СП ФИО5 сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан к административной ответственности на момент вынесения постановления (изготовления постановления в полном объеме) истек.
Учитывая вышеизложенное, заявление Администрации СП ФИО5 сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан об отмене постановления № 55-195/20 от 21.07.2020 о привлечении к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Администрации СП ФИО5 сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан (ИНН <***> ОГРН <***>) удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ № 55-195/20 от 21.07.2020 о назначении административного наказания по ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья Х.Р. Бахтиярова