АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-17703/2020
20 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2021
Полный текст решения изготовлен 20.04.2021
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Архиереева Н.В., при ведении протокола секретарем Байчуриной Г.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ООО «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
третьи лица:
Администрация ГО г. Стерлитамак,
ООО «ЭСКБ»
о признании 116 844 руб. 83 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца – руководитель Булгаков Вадим Разимович
от ответчика – ФИО3, доверенность от 31.08.2020
от иных лиц, участвующих в деле – нет явки, извещены
ООО «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании 116 844 руб. 83 коп.
От истца поступило уточнение, принято к рассмотрению.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, 23.05.2020 на территории смежных земельных участков с кадастровым номером 02:56:060506:5270 и кадастровым номером 02:56:060506:5269, принадлежащих индивидуальному предпринимателю ФИО1 на праве собственности, в процессе выполнения земляных работ по выкорчёвыванию пней и планировки территории произошло повреждение кабельной линии 10 кВ от РП-10-ТП-38 в ста метрах от ТП-38.
Данная кабельная линия является бесхозной. Обслуживание (восстановление) таких объектов осуществляется организацией, которая осуществляет эксплуатацию объектов электроэнергетики.
Как указывает истец, являясь сетевой компанией ООО «Электрические сети», в границах эксплуатационной ответственности которой находится кабельная линия 10 кВ от РП10-ТП38, им было установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 23.05.2020 на территории смежных земельных участков с кадастровым номером 02:56:060506:5270 и кадастровым номером 02:56:060506:5269, принадлежащих ей на праве собственности, с целью проведения земляных работ по выкорчёвыванию пней и планировки территоии была привлечена землеройная машина, оснащённая ковшом, государственный номер 9181 02 МК, в результате чего была повреждена бесхозная кабельная линия 10 кВ от РП10-ТП38 в ста метрах от ТП38. Осуществление земляных работ индивидуальным предпринимателем ФИО1 не были согласованы.
В результате повреждения кабельной линии произошло аварийное отключение линии электропередачи от ТП-38.
Общая стоимость восстановительных работ составлила 129 528 рублей 40 копеек, в том числе НДС.
Факт причинения сетевой компании ООО «Электрические сети» убытков в виде затрат на восстановление поврежденной кабельной линии индивидуального предпринимателя ФИО1 при выполнении земляных работ на территории смежных земельных участков с кадастровым номером 02:56:060506:5270 и кадастровым номером 02:56:060506:5269, обстоятельства, при которых причинен указанный вред, размер убытков, подтверждаются: актом места происшествия от 23.05.2020, локальным сметным расчетом, объяснениями водителя землеройной техники, данными в ОД УМВД России по г. Стерлитамаку.
Руководствуясь ст.ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО «Электрические сети» 20.06.2020 направило индивидуальному предпринимателю ФИО1 претензию исх. № 426 с требованием добровольно возместить понесенные сетевой компанией ООО «Электрические сети» расходы по восстановлению (устранению) кабельной линии 10 кВ от РП10-ТП38 в ста метрах от ТП38.
03.07.2020 повторно была направлена претензия исх. № 488, однако ответа ООО «Электрические сети» не получило, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Ответчик не согласился с исковыми требованиями истца по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 является собственником смежных земельных участков с кадастровыми номерами 02:56:060506:5270 площадью 4339 кв.м., 02:56:060506:5269 площадью 4340 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 02:56:060506:5559 площадью 2206 кв.м. Приобретение этих земельных участков вызвано планированием организации на них автостоянки, для чего необходимо было привести участки в соответствие, а именно забетонировать площадку (120-150 мм.) с армированием.
При освоении приобретенной территории, в ходе первоначальных производственных работ установлено, что по периметру названных земельных участков проложено инженерно - коммуникационное сооружение - электрический кабель КЛ - ЮкВ.
О нахождении на земельных участках подземных кабельных линий электропередачи ФИО1 на момент приобретения земельных участков известно не было, соответствующих сведений об обременении в реестре не значилось.
В момент приобретения ответчиком земельных участков никаких сведений о том, что там проложена кабельная линия электропередач, не имелось.
Согласно положениям Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие обязательные мероприятия, связанные с обеспечением эксплуатации бесхозяйственных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включая электроснабжение (подлежащие включению в региональные и муниципальные программы):
- выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включая электроснабжение;
- организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества;
- признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (п. 4 ч. 6 ст. 14);
- организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами (п. 5 ч. 6 ст. 14).
Ответчик утверждает, что нахождение на земельных участках электрического кабеля существенно нарушает его права как собственника по эффективному использованию земельного участка в предпринимательской деятельности. У него отсутствует возможность проводить работы по бетонированию земельных участков в целях последующей организации автостоянки.
Вина индивидуального предпринимателя ФИО1 в причинении ущерба отсутствует. ФИО1 не является собственником источника повышенной опасности – землеройной машины. Противоправности поведения ФИО1 также не имеется, так как ФИО1 не знала, что под землей имеется электрический провод.
На основании вышеизложенного ответчик в удовлетворении требований просил отказать.
Истец с доводами ответчика в возражениях не согласился по доводам, изложенным в нем, утверждает, что перед выполнением землеройных работ ответчик не обращался с запросом о согласовании проведения подобного рода работ в орган местного самоуправления, отвечающего за архитектурную и градостроительную деятельность, не обращался с запросами о предоставлении сведений о наличии подземных коммуникаций в соответствующие инженерные службы.
Таким образом, до начала работ территория надлежаще обследована не была, уточнение места, протяженности и глубины залегания трассы кабельной линии не осуществлено.
В дополнение к обоснованию исковых требований истец указал на его действия в чужом интересе, поскольку осуществляя ремонт поврежденного кабеля, истец действовал с согласия и по просьбе ответчика, что подтверждается фактом допуска на участок, проведением работ.
В ходе рассмотрения дела, истец 03.12.2020 исх. № 786 направил запрос в адрес Администрации городского округа г. Стерлитамак для выяснения вопроса, какие правила и требования регулируют производство земляных работ на территории городского округа г. Стерлитамак.
В своем ответе от 01.02.2021 № 16-746 Администрация городского округа г. Стерлитамак пояснила, что в соответствии с утверждёнными правилами благоустройства городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан № 4-1/28з от 15.08.2019 (далее - Правила), земляные работы на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан производятся на основании разрешения на производство земляных работ, выданного в установленном порядке уполномоченным органом и согласованные в установленном порядке проектной (сметной) документацией. При производстве земляных работ на участке подземных коммуникаций, организация, выполняющая земляные работы должна иметь проект производства работ на указанный участок.
В письме № 16-746 от 01.02.2021 указано, что индивидуальный предприниматель ФИО1 за разрешением на земляные работы на земельных участках с кадастровым номером 02:56:060506:5270 и кадастровым номером 02:56:060506:5269 в уполномоченные органы не обращалась.
В ходе рассмотрения дела, истец снизил размер исковых требований на сумму 12 733 руб. 57 коп., которая складывается из:
НДС 20 % от стоимости материалов - 5 220 руб. 65 коп;
НДС 20 % от стоимости работ транспортных средств - 6 356 руб. 00 коп.;
НДС 20 % от суммы по эксплуатации механизмов задействованных в восстановление, кабельной линии - 1 156 руб. 92 коп.
Истец уточнил предмет заявления и просил взыскать с ответчика расходы, понесенные ООО «Электрические сети» по восстановлению кабельной линии 10 кВ от РП-10-ТП-38 в размере 116 844 руб. 83 коп.
Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично на основании следующего.
В силу ст.ст. 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В силу ст.ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредставления доказательств.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации среди способов защиты гражданских прав называет защиту гражданских прав, которая осуществляется путем возмещения убытков.
Из ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является совокупность условий: факт причинения убытков, противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, вина ответчика, документально подтвержденный размер убытков. Указанные обстоятельства (кроме вины ответчика) подлежат доказыванию истцом, отсутствие вины в причинении вреда – ответчиком.
Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются вопросы возникновения обязательств вследствие причинения вреда.
В п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Из п. 2 указанной статьи следует, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено: удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15).
Из материалов дела следует, что 23.05.2020 на территории смежных земельных участков с кадастровым номером 02:56:060506:5270 и кадастровым номером 02:56:060506:5269, принадлежащих индивидуальному предпринимателю ФИО1 на праве собственности, в процессе выполнения земляных работ по выкорчёвыванию пней и планировке территории произошло повреждение кабельной линии 10 кВ от РП-10-ТП-38 в ста метрах от ТП-38, о чем составлен акт о повреждении кабельной линии от 23.05.2020.
Таким образом, факт причинения вреда установлен, зафиксирован в акте.
Как указывалось, в ответе от 01.02.2021 № 16-746 Администрация городского округа г. Стерлитамак пояснила, что в соответствии с Решением Совета городского округа г. Стерлитамак РБ от 15.08.2019 № 4-1/28з «Об утверждении Правил благоустройства городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» (далее – Правила № 4-1/28з) земляные работы на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан производятся на основании разрешения на производство земляных работ, выданного в установленном порядке уполномоченным органом и согласованные в установленном порядке проектной (сметной) документацией. При производстве земляных работ на участке подземных коммуникаций, организация, выполняющая земляные работы должна иметь проект производства работ на указанный участок.
Согласно ст. 4 Правил № 4-1/28з земляные работы - производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров; разрешение на осуществление земляных работ - разрешительный документ (ордер), выданный органом исполнительной власти, дающий право на производство земляных работ на территории муниципального образования.
В ст. 47 Правил № 4-1/28з установлены общие требования к обустройству мест производства работ, производству земляных работ.
В силу п. 7 ст. 47 Правил № 4-1/28з проведение любых видов земляных работ без разрешения (ордера) запрещается, за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством.
Для оформления разрешения на осуществление земляных работ на новое строительство и реконструкцию необходимы:
- утвержденная заказчиком проектная документация, согласованная в установленном порядке и принятая подрядчиком к производству работ, - на новое строительство и реконструкцию;
- копия договора подряда на выполнение работ, требующих оформления разрешения (в случае производства работ силами подрядной организации), копия договора подряда на выполнение работ по восстановлению благоустройства (асфальтового покрытия);
- копия договора на выполнение восстановления благоустройства (твердого покрытия дорог и тротуаров, газонов, озелененных территорий);
- гарантийное письмо заявителя на имя главы Администрации городского округа город Стерлитамак с обязательствами о восстановлении дорожного покрытия и благоустройства территории в период гарантийного срока, установленного в договоре подряда (при необходимости предоставления гарантийного письма);
- документ о согласовании с ГИБДД сроков производства работ (при нарушении асфальтового покрытия и закрытии проезжей части и тротуара или ограничении движения транспорта);
- копия генплана с нанесением и привязкой к местности существующих подземных и надземных инженерных сетей в масштабе 1:500 (выкопировка места разрытия), выданная и согласованная соответствующей подрядной организацией (п. 8 ст. 47 Правил № 4-1/28з).
В письме Администрации № 16-746 от 01.02.2021г. указано, что индивидуальный предприниматель ФИО1 за разрешением на земляные работы на земельных участках с кадастровым номером 02:56:060506:5270 и кадастровым номером 02:56:060506:5269 в уполномоченные органы не обращалась.
Судом установлено, что материалах дела отсутствуют согласованная проектная (сметная) документации и (или) разрешающие документы, выданные в соответствии с законодательством на земляные работы, проводимые индивидуальным предпринимателем ФИО1 23.05.2020 на территории смежных земельных участках с кадастровым номером 02:56:060506:5270 и кадастровым номером 02:56:060506:5269.
Из материалов дела следует, что земляные работы проводились ответчиком с планированием организации на данных участках автостоянки.
Суд соглашается с доводом истца о том, что при организации строительных работ по строительству автостоянки, которая сама по себе является местом хранения источников повышенной опасности, предъявляются определенные требования по проведению мероприятий, необходимых к совершению до организации строительства стоянки.
При планировании и строительстве автопарковки должны учитываться требования Строительных норм и правил Российской Федерации - СНиП 21-02-99, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 635/9 (далее – СНиП 21-02-99).
В соответствии с п. 5.2.9 СНиП 21-02-99 наземные плоскостные одноуровневые стоянки открытого типа (без устройства фундаментов) должны иметь ограждение, разнесенные места въезда-выезда, средства пожаротушения. Они также имеют охрану, средства сигнализации и учета времени, прочие автоматизированные системы.
СНиП 21-02-99 устанавливает понятия следующих стоянок:
- обвалованная стоянка автомобилей: Наземная или заглубленная стоянка автомобилей с обвалованными грунтом более 50% наружными ограждающими конструкциями, выступающими выше уровня земли;
- плоскостная открытая стоянка автомобилей: Специальная площадка (без устройства фундаментов) для открытого или закрытого (в отдельных боксах или металлических тентах) хранения автомобилей и других индивидуальных мототранспортных средств в одном уровне;
- стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж- стоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.).
В п. 6.1.3 СНиП 21-02-99 предусматривается, что в местах прохождения кабельных линий и электропроводок инженерных систем, в том числе противопожарной защиты, через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже пределов огнестойкости таких конструкций. Оболочка электрокабелей, применяемых в стоянках автомобилей, должна соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 6.1.4 указанного СНиП 21-02-99 сети инженерно- технического обеспечения стоянок автомобилей должны быть автономными от других инженерных сетей.
В соответствии с п. 6.4.1 указанного СНиН 21-02-99 электроснабжение и электротехнические устройства стоянок автомобилей следует проектировать в соответствии с требованиями.
Из вышеуказанных положений следует, что требования СНиП 21-02-99
предполагают установление наличия подземных коммуникации (инженерных сетей) на земельном участке, на котором планируется строительство автостоянки.
Таким образом, планируя строительство автостоянки, предполагающей
размещение на земельном участке источников повышенной опасности,
ответчик обязан был убедиться в безопасности как самого земельного
участка, так и в безопасности проведения работ с использованием
землеройной машины и металлических конструкций. Перед выполнением работ ответчик не обращался с запросом о согласовании проведения работ, не обращался с запросами о предоставлении сведений о наличии
подземных коммуникаций в соответствующие инженерные службы.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия ответчиком мер к уточнению прохождения подземных коммуникаций, в частности в органах местного самоуправления.
Таким образом, требования Правил 23.05.2020г. и СНиП 21-02-99 ответчиком также нарушены, следовательно, в действиях ответчика усматривается противоправность.
Повреждение кабельной линии 10 кВ от РП-10-ТП-38 в ста метрах от ТП-38 привело к аварийному отключению линии электропередачи.
В силу п. 8 ст. 54 Правил № 4-1/28з в случае повреждения подземных коммуникаций производители работ обязаны немедленно сообщить об этом владельцам коммуникаций и принять меры по немедленной ликвидации аварий.
В случае аварии при производстве земляных работ исполнитель обязан своевременно вызывать на место производства работ представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные коммуникации и сооружения, а также своевременно известить об аварии дежурные службы Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, а также организации, имеющие смежные с местом аварии территории.
Согласно п. 9 ст. 54 Правил № 4-1/28з порядок выдачи разрешений на производство земляных работ устанавливается Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
В случае производства аварийно-восстановительных работ на подземных коммуникациях владельцы коммуникаций или организации, намеренные произвести ремонтно-восстановительные работы, обязаны:
- телефонограммой сообщить о начале работ в отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;
- вызвать на место аварии до начала работ представителей контролирующих органов, эксплуатационных служб и организаций - владельцев сетей, расположенных в непосредственной близости от намечаемого места производства работ. При производстве работ в полосе отвода железной дороги вызывается и представитель железной дороги;
- в течение 3 рабочих дней обратиться в уполномоченный орган для получения разрешения на производство работ в отделе строительства и архитектуры.
Информации о принадлежности линий электропередачи на территории смежных земельных участков с кадастровыми номерами 02:56:060506:5270 и 02:56:060506:5269 материалы дела не содержат.
Доказательств нахождения указанных линий на чьем-либо балансе сторонами не представлено.
Из представленной Администрацией информации также не следует, кто является правообладателем указанных линий.
Как указывает истец, сигнал об аварийном отключении энергоснабжения поступил от потребителей: Стерлитамакского таможенного поста №1 Приволжского таможенного управления и Отдела полиции № 1 УМВД г. Стерлитамака в диспетчерскую службу истца.
На место аварии выехали представители ООО «Электрические сети», составили акт о повреждении кабельной линии и произвели ремонтно-восстановительные работы.
Между тем, довод ответчика о том, что истцом не представлено в суд доказательств о наличии должным образом установленных предупреждающих знаков охранной зоны в связи с прохождением электрического кабеля, обоснован и судом также учитывается.
Ссылка истца на то, что он не является собственником поврежденного электрического кабеля и регистрация сервитута, установление охранной зоны в отношении данного объекта не является обязанностью истца, судом отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
В силу п. 2 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций – гарантирующих поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее – Правила от 24.02.2009 № 160).
Согласно пп. 5, 6 Правил от 24.02.2009 № 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.
После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В силу п. 7 Правил от 24.02.2009 № 160 охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.
В нарушение данных требований истцом не представлено в суд доказательств установленных предупреждающих знаков о наличии охранной зоны в связи с прохождением электрического кабеля.
В соответствии с п. 10 Правил от 24.02.2009 № 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе, посадка и вырубка деревьев и кустарников, землечерпальные работы, земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
Согласно п. 18 Правил от 24.02.2009 № 160 после выполнения работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, работ по предотвращению или ликвидации аварий на таких объектах или их последствий сетевые организации должны привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, или в состояние, в котором соответствующие земельные участки находились до выполнения работ, а также возместить собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ.
Таким образом, установление предупреждающих знаков о наличии охранной зоны в связи с прохождением электрического кабеля является прямой обязанностью сетевой организации в силу вышеуказанных норм.
Ссылка истца на действия в чужом интересе без поручения заинтересованного лица в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в действиях ответчика и бездействии истца в совокупности прослеживается противоправное, виновное поведение, причинно-следственная связь между поведением и наступлением неблагоприятных последствий в виде аварии на линии электропередачи, при устранении которой истец понес материальные убытки.
Причина повреждений электрического кабеля заключается в неосмотрительности как ответчика, выразившейся в невыполнении обязанности по установлению наличия подземных коммуникаций, так и бездействии истца, выразившейся в неустановлении предупреждающих табличек о наличии охранной зоны.
Таким образом, в рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что повреждение кабельной линии произошло по вине сторон обоюдно в равной степени, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в размере 50 %.
Истцом заявлен уточненный размер убытков в сумме 116 844 руб. 80 коп.
Ответчик возражений на уточненный расчет убытков, контррасчет не представил, ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявил.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в размере 58 422 руб. 40 коп.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований, излишне уплаченная государственная пошлина в соответствии со ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату истцу из федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в пользу ООО «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) сумму ущерба в размере 58 422 руб. 40 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 253 руб.
В удовлетворении оставшейся части требований отказать.
Возвратить ООО «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 381 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.В. Архиереев