АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ул. Гоголя, 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, http://ufa.arbitr.ru/,
сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-17982/2023
29 февраля 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2024 года
Полный текст решения изготовлен 29 февраля 2024года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Хайдарова И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сахибгареевой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФИО1 (ИНН <***>, 450008, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450008, <...>)
о признании недействительным решенияУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан №002/10/18/18.1-965/2023 от 29.05.2023.
При участии в судебном заседании: согласно протоколу.
Исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась ФИО1 с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление, антимонопольный орган) от 29.05.2023 № 002/10/18/18.1-965/2023.
Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что в Управление поступила жалоба ФИО1 (от 22.05.2023 №7878-ИП/23) на действия организатора торгов – ООО «Торгмастер» (ИНН <***>) при организации и проведении электронного аукциона (Лот № 10. а/м LEXUS RX350, 2014 г.в., иден. номер (VIN) <***>, ПТС, СТС, ключи отсутствуют) (№ SBR012-2304200010).
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 29.05.2023 № 002/10/18/18.1-965/2023, согласно которому жалоба ФИО1 признана необоснованной.
ФИО1 с вынесенным Управлением решением не согласился и обжаловал его в судебном порядке.
Ответчик согласно представленному суду отзыву требования заявителя не признает, считает оспариваемое решение законными и обоснованными, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Оценив представленные документы и доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пленумами Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 их совместного постановления № 6/8 от 01.07.1996г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" было разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает возможность удовлетворения заявленных требований. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает специальный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Основной задачей антимонопольного органа при реализации полномочий, установленных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, является оперативное пресечение нарушений действующего законодательства при проведении торгов, о чем свидетельствуют сжатые сроки рассмотрения жалоб.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Таким образом, действия (бездействие) организатора торгов, в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ФИО1 (от 22.05.2023 №7878-ИП/23) на действия организатора торгов – ООО «Торгмастер» (ИНН <***>) (далее - Организатор торгов) при организации и проведении электронного аукциона (Лот № 10. а/м LEXUS RX350, 2014 г.в., иден. номер (VIN) <***>, ПТС, СТС, ключи отсутствуют) (№ SBR012-2304200010).
Торги по реализации имущества осуществляются в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ); Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), а также в порядке, установленном совместным Соглашением ФССП и ФАУГИ от 30.04.2015 г. «О взаимодействии ФССП и Росимущества по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество».
С изложенным, указанные Торги являются обязательными в силу закона, в связи с чем рассмотрены Комиссией в рамках статьи 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О защите конкуренции"(далее- Закон о защите конкуренции).
Стоит отметить что действие Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе ГК РФ. Следовательно довод о том что пункт 12.1.5 Регламента универсальной торговой площадки «Сбербанк –АСТ» от 10.11.2021(далее- Регламент) относится к Организатору торгов не верен. По пункту 2.1 Регламента Оператором УТП является АО«Сбербанк –АСТ». Пункт 12.1.5 не устанавливает отношения между Организатором торгов и Заявителем.
Основанием для реализации Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан является постановление судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на торги.
Согласно статье 87 Закона об исполнительном производстве, реализация имущества должника, если иное не установлено Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на открытых торгах в форме аукциона.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно аукционной документации открытого аукциона в электронной форме (далее - аукционная документация), продавцом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в лице Общества с ограниченной ответственностью «ТоргМастер» в соответствии с государственным контрактом по продаже арестованного имущества.
Аукцион по продаже арестованного имущества открытый по составу участников и открытый по форме подачи предложения о цене, проводимый в электронной форме на электронной площадке Сбербанк Аст находящейся в сети интернет по адресу https://www.sberbank-ast.ru.
Аукционы по продаже арестованного имущества проводятся в торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» электронной торговой площадки в соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ и Законом об исполнительном производстве в порядке, установленном разделом 21 регламента торговой секции.
20.04.2023 организатором торгов на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении (номер извещения 21000033210000000063, 26 лотов).
С 20.04.2023 до 15.05.2023 на этапе приема заявок по лоту №10 поступило десять заявок на участие в аукционе, в том числе заявка Заявителя.
16.05.2023 протоколом об определении участников, четыре участника были не допущены к торгам, в том числе Заявитель.
В силу части 2 статьи 448 ГК РФ, извещение должно содержать сведения об оформлении участия в торгах.
Согласно пункту 1, пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации):
1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
Согласно части 1 и части 2 статьи 11 Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.
В государственных органах, органах местного самоуправления документирование информации осуществляется в соответствии с правилами делопроизводства, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
Согласно пункту 11.1 статьи 2 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации, электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Согласно части 2 статьи 11.1 Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации, информация, необходимая для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, может быть представлена гражданами (физическими лицами) и организациями в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2021 N 1264, далее - Правила N 1264), под документом в электронном виде понимается электронный документ, состав реквизитов которого определяется в соответствии с правилами делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, установленными Федеральным архивным агентством в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно пункту 3 Правил N 1264, документы в электронном виде, используемые в процессе информационного взаимодействия, создаются в ходе деятельности участников информационного взаимодействия с использованием имеющихся у них систем электронного документооборота в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов участников информационного взаимодействия, устанавливающих правила (порядок) документирования, документооборота и использования документов.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1264, обмен документами в электронном виде между участниками информационного взаимодействия осуществляется посредством системы межведомственного электронного документооборота, а также систем электронного документооборота участников информационного взаимодействия, подключенных к системе межведомственного электронного документооборота, образующих вместе с ней транспортную шину, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1264, единицей передачи информации через транспортную шину является транспортный контейнер документа в электронном виде (далее - транспортный контейнер), гарантированная доставка которого обеспечивается за счет соблюдения процедуры обмена и подтверждается технологическим электронным сообщением (далее - транспортная квитанция).
Согласно подпункту "б" пункту 11 Правил N 1264, транспортный контейнер содержит в качестве основного элемента файл (файлы) обязательных элементов документа в электронном виде.
Согласно подпункту "а" пункту 3 и пункту 4 Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций" (утв. Приказом Минцифры России N 667, ФСО России N 233 от 04.12.2020, далее - Приказа Минцифры России N 667), структурным элементом документов в электронном виде, создаваемых в рамках обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, является основная часть документа в электронном виде, представленная в виде файла документа в электронном виде в формате PDF/A-1.
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2018 N 227 установлены Правила представления документов в электронном виде кандидатом для участия в конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, включение в кадровый резерв федерального государственного органа и на заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы (далее - Правила N 227).
Согласно п. 7 Правил N 227, электронный образ документа создается с помощью средств сканирования и содержит все страницы бумажного носителя.
Сканирование документа на бумажном носителе производится в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200 - 300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности (графической подписи лиц, дат, печати и углового штампа бланка (при наличии).
Согласно п. 8 Правил N 227, каждый отдельный электронный образ документа должен быть представлен в виде отдельного файла в формате PDF.
Размер файла электронного образа не должен превышать 5 Мб.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 227, файлы и данные, содержащиеся в них, должны быть доступными для работы, не должны быть защищены от копирования и печати электронного образа, не должны содержать интерактивные и мультимедийные элементы, внедренные сценарии на языках программирования.
Согласно пункту 10 Правил N 227, после заполнения в электронном виде анкеты, завершения загрузки файлов и осуществления проверки правильности введенных данных кандидат, выбирая соответствующую опцию в личном кабинете единой системы, направляет документы для рассмотрения в государственный орган.
В пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 100), используются следующие основные понятия:
сканирование документа - получение электронного образа документа;
прикрепленный файл - текстовый или графический файл официального документа (в формате PDF, или ином формате, предусмотренном локальными актами ВАС РФ), прикрепленный к РК документа;
электронный образ документа - электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе;
документы должны быть отсканированы в формате Adobe PDF в черно-белом либо сером цвете, обеспечивающем сохранение всех аутентичных признаков подлинности (качество - не менее 200 точек на дюйм), а именно: графической подписи лица, печати, углового штампа бланка (если приемлемо), а также исходящего номера и даты заявления. Размер файла не должен превышать 10 Мб.
Перед сканированием документы расшиваются (за исключением оригиналов ценных бумаг, оригиналов документов, предоставляемых сторонами на обозрение суда в соответствии с его определением), на первом листе ставится штамп "Расшито для технологической обработки", далее весь пакет документов сканируется на потоковом сканере. Сканирование нерасшитых документов производится на планшетном сканере либо в составе пакета документов с их копии. После сканирования данные документы сохраняются в КАД отдельным файлом.
Таким образом, требования к формату информационного взаимодействия при проведении торгов устанавливаются до такого взаимодействия, а не вовремя него (до проведения торгов).
В рамках рассмотрения дела Управлением Организатор торгов пояснил, что заявка Заявителя была отклонена в связи с нарушением требований к форме заявления на участие в электронном аукционе, а именно:
Пунктом 4 аукционной документации предусмотрено, что все документы входящие в состав заявки, а также заявление установленной формы подаются заявителем в электронной форме на электронной площадке в формате PDF.
Пунктом 9 аукционной документации предусмотрено, что Заявитель направляет заявку с приложенными документами в установленный срок в форме скан-копий (формат PDF) документов через электронную площадку.
Исходя из аукционной документации, скан копией является электронный образ, распечатанного на бумаге документа (оригинала), конвертируемый в формат Portable Document Format (PDF).
По представленной информации от Электронной торговой площадки и Организатора торгов Заявитель направил Организатору торгов заявку в формате заархивированных файлов «RAR».
Также Организатор торгов указал на то, что заявка Заявителя на участие в торгах была отклонена в связи с тем, что представленный комплект документов состоящий из файлов «Анкета», «Задаток» «Заявка(2)» отправленный ФИО1 не открывается и не читается, следовательно, считается отсутствующим.
Комиссией был исследован комплект документов, представленный Организатором торгов. При открытии файла, поданного Заявителем было установлено, что в файлах «Анкета», «Задаток» «Заявка(2)» зафиксирована ошибка, файл невозможно открыть и просмотреть.
Заявителем доказательств обратного не представлено, Комиссией не установлено, таким образом, довод Заявителя — не обоснован.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оснований для признания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29.05.2023 № 002/10/18/18.1-965/2023 недействительным решения не имеется, в связи с чем, требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации и возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 (ИНН <***>, 450008, <...>) о недействительным решенияУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан №002/10/18/18.1-965/2023 от 29.05.2023 – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья И.М. Хайдаров