арбитражный суд Республики Башкортостан
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-18535/2007-Г-ПМВ
30 января 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 31 января 2008 г.
Судья Арбитражного суда Республики Башкортостан Полтавец М.В., при ведении протокола судебного заседания лично,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Государственное унитарное предприятие учреждения УЕ-394/16 ГУИН Минюста России по республике Башкортостан г.Салават
О снижении размера исполнительского сбора
При участии:
От заявителя –ФИО1 по доверенности № 3/59/9 от 14.12.2007 г.
От ГУ ФССП по РБ – ФИО2 по доверенности № 02-31-3 от 11.01.2008 г.
Требования заявлены о признании недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора от 21.09.2007 г., вынесенного судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству № 12/18168/171/8/2007 о взыскании с должника – заявителя задолженности по исполнительскому сбору в сумме 96 187 руб. 63 коп. в части взыскания исполнительского сбора в размере, превышающем 1% от взыскиваемой суммы.
В ходе рассмотрения заявления, заявитель уточнил требования, просит снизить размер исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от 16.10.2006 г. судебным приставом-исполнителем Салаватского городского отдела УФССП по РБ до1 % от взыскиваемой суммы.
Уточнения судом приняты, с учетом требований ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дело рассмотрено по уточненным требованиям.
Судебный пристав-исполнитель заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В представленном в адрес суда отзыве требования заявителя не признал, считает, что в связи с тем, что требования исполнительного документа Арбитражного суда в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнены, в соответствии со ст. 81,88 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7 % от взыскиваемой суммы, что составило96 187 руб. 63 коп. Просит в удовлетворении требований – отказать.
Причиной обращения в суд с заявлением о снижении размера исполнительского сбора заявитель указывает, в том числе сложное финансовое положение, связанное с социально значимым характером деятельности предприятия, на котором используется труд осужденных. На предприятии, трудом осужденных изготавливаются запчасти к сельхозтехнике, которые бартерными поставками обменивались с колхозами на мясо, картофель и другие товары.
Рассмотрев материалы и выслушав представителей сторон, суд установил.
В Салаватском ГО УФССП по РБ на исполнении находился исполнительный лист Арбитражного суда РБ № 093733 от 23.06.2006 г. о взыскании с заявителя в пользу ОАО Салаватнефтеоргсинтез» 1 374 109 руб. 02 коп. На основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № 12/3866/394/8/2006, должнику (заявителю по настоящему делу) предложено в течении 5 дней добровольно исполнить требования содержащиеся в исполнительном документе путем перечисления денежных средств по указанным в постановлении реквизитам.
В связи с неисполнением должником требований постановления об уплате задолженности в указанный в постановлении срок, а также в связи с несообщением судебному приставу-исполнителю ФИО3 об уважительных причинах неисполнения данного требования, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление от 07.09.2006 г. о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 7 % от взыскиваемой суммы, что составило 96 187 руб. 63 коп.
В ходе исполнительного производства было выявлено, что должник рассчитывался с кредитором ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» путем взаимозачетов, что подтверждается соглашениями о прекращении взаимных обязательств зачетом № 5 от 30.12.2006 г., №2 от 30.11.2006 г., № 2 от 30.11.2006 г.
В связи с окончанием исполнительного производства по исполнительному листу Арбитражного суда, судебный пристав-исполнитель выделил исполнительное производство по взысканию исполнительского сбора в отдельное производство постановлением от 25.06.2007 г. об окончании исполнительного производства № 12/3866/394/8/2006.
Заявитель направил в адрес УФССП по РБ письмо с просьбой об уменьшении размера исполнительского сбора, которое оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы и обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно п.3 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.
Статьей 81 указанного закона предусмотрено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
По смыслу названного закона исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера – возложение на должника дополнительной выплаты в качестве меры его публично-правовой ответственности за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
При этом, судебный пристав-исполнитель должен принять во внимание уважительные причины, по которым должник не исполнил его требования в установленный срок, и обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение этого срока вызвано объективными обстоятельствами.
Из содержания п.2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П следует, что размер исполнительского сбора, установленный п.1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
При этом, арбитражному суду как правоприменителю предоставлено право снизить максимальный размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Устава Государственного унитарного предприятия Учреждения УЕ 394/16 ГУИН Минюста России предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, осуществляет свою деятельность на основании хозяйственного расчета, является предприятием уголовно-исполнительной системы.
На основании ст. 103, 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ст. 19 Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предприятия уголовно-исполнительной системы предназначены только для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям, поэтому интересы исправления осужденных не подчиняются цели получения прибыли от их труда, а имеют более гуманные общественно-значимые цели.
В связи с тем, что в период с 1993 г. по 2001 г. Учреждение УЕ-394/16 недостаточно финансировалось федеральным бюджетом РФ, у предприятия отсутствовали денежные средства на оплату налогов, электроэнергии и теплоресурсов, так как производились отвлечения денежных средств на нужды колонии.
Статьей 125 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 г.» предусмотрено, что в связи с реформированием федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские, имеющие статус подразделений указанных учреждений, Правительство РФ вправе в 2005 г. по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993 – 2001 г.г. средств этих предприятий на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобод. Списание задолженности по налогам и сборам было произведено на основании Постановления Правительства РФ № 660 от 07.11.2005 г. на основании решений ИФНС. Таким образом за период 2005 – 2006 г.г. предприятию было списано задолженности по налогам, сборам и пени на сумму 38 592 тыс. руб.
В связи с чем, суд делает вывод об уважительности причины неисполнения в установленный срок требования судебного пристава-исполнителя уплаты задолженности в добровольном порядке и возможности снижения размера исполнительского сбора до 1 % от взыскиваемой суммы, что составляет 13 741 руб. 09 коп.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Государственного унитарного предприятия Учреждения УЕ-394/16 ГУИН Минюста России по РБ удовлетворить.
Снизить размер исполнительского сбора до 1 % от взыскиваемой суммы, что соствит 13 741 руб. 09 коп.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Полтавец М.В.