ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-18839/18 от 26.12.2018 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                            Дело № А07-18839/2018

29 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2018 года

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2018 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Бахтияровой Х. Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетниковой Р.Р., рассмотрев дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ВЗТО» (с 01.08.2018 Общество с ограниченной ответственностью «Атлант» (ИНН 1832056769, ОГРН 1071832003110)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202)

третье лицо: ПАО АНК «Башнефть»

о признании незаконным и отмене заключения №16-РПН/18 от 29.05.2018,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены.

от ответчика: Тухбатова Л.Р., доверенность от 06.02.2018 №38

от третьего лица: Бикбулатова Г.А., доверенность от 25.12.2017 №ДОВ/8/371/17.

         В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ВЗТО» (далее- заявитель, общество) (с 01.08.2018 Общество с ограниченной ответственностью «Атлант» (ИНН 1832056769, ОГРН 1071832003110) с заявлением о признании незаконным и отмене заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29.05.2018 №16-РНП/18.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что 15.05.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление) поступило заявление филиала ПАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» «Башнефть - УНПЗ» на основании статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее  Правила), о включении сведений в отношении ООО Управляющая компания «ВЗТО» (427441, Россия, Удмуртская Республика, г.Воткинск, ул.Механизаторов, д.16б) для включения в Реестр недобросоветсных поставщиков.

По результатам проверки представленных документов Управлением выдано заключение №16-РНП/18 от 29.05.2018, в соответствии с которым сведения, представленные ПАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» «Башнефть - УНПЗ» о включении сведений об ООО Управляющая компания «ВЗТО» включены в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора сроком на два года (п.1). Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ВЗТО» в Реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (п.2).

ООО Управляющая компания «ВЗТО» (далее Общество) с заключением антимонопольного органа не согласилось и обжаловало его в судебном порядке.

         В обоснование заявленных требований Общество указывает, что Управлением не были исследованы обстоятельства грубого нарушения процедурных сроков осуществления закупки, в частности, необоснованно продленных сроков подведения итогов закупки. Кроме того, управлением не были учтены негативные рыночные условия, сложившиеся в связи с необоснованным продлением сроков подведения  итогов закупки.  Обществом предпринимались реальные действия с целью благополучного завершения сделки, а именно: были направлены запросы с целью закупки комплектующих и запасных частей в адрес компаний поставщиков.

         Ответчик считает обжалуемое заключение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве (т.1, л.д.59-63).

         Третье лицо согласно предоставленному суду отзыву, считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению (т.1, л.д.2-4).

Оценив представленные документы и доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.1 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Федеральный закон № 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Федерального закона № 223-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона № 223-ФЗ ПАО АНК «Башнефть» обязано проводить закупки в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона № 223 при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Федеральным законом №223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 указанного Федерального закона.

Закупочная деятельность ПАО АНК «Башнефть» регламентируется Положением Компании о закупке товаров, работ, услуг №П2-08 Р-0019 (далее Положение о закупке).

Как следует из материалов дела, 30.11.2017 ПАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет – www.zakupki.gov.ru (далее «ЕИС») было размещено извещение №31705815733 о проведении открытой закупки в  электронной форме путем запроса предложений на право заключить договор на поставку змеевиков печи и щитов камеры (далее - закупка).

В соответствии с извещением заказчиком закупки является Филиал ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ».

Согласно информационному сообщению о закупке, закупка разделена на 2 подлота.

Общая начальная (максимальная) цена договора составила                             203 312 457,50 руб. с НДС. По 1 (первому) подлоту 77 212 457,50 руб. с НДС, по 2 (второму) подлоту 126 100 000, 00 руб. с НДС.

22.03.2018 по результатам проведения закупки победителем по второму подлоту признано ООО Управляющая компания «ВЗТО», в связи с чем, был составлен и опубликован протокол подведения итогов закупки от 22.03.2018 №УНПЗ-А-0395-2017.

В соответствии с пунктом 12.1.1 Положения о закупке заключение договора по итогам закупки осуществляется в срок и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, Положением о закупке, локальными нормативными документами и условиями, установленными в документации о закупке.

Согласно условиям документации о закупке, договор заключается в течение 20 рабочих дней с момента публикации протокола выбора победителя.

В соответствии с пунктом 3.9.1 документации о закупке участник закупки предоставляет заказчику подписанный со своей стороны договор в течение 10 дней с момента публикации итогового протокола.

Таким образом, на основании требований, изложенных в документации о закупке, участником в течение 10 дней должен был быть представлен подписанный договор, заключаемый по результатам настоящей закупочной процедуры.

28.03.2018 в адрес ООО Управляющая компания «ВЗТО» заказчиком на электронную почту vzto@bk.ru был направлен договор, соответствующий условиям закупочной процедуры.

06.04.2018 в адрес ООО Управляющая компания «ВЗТО» было направлено письмо №16/0411, в соответствии с которым, обществу необходимо было предоставить оригинал подписанного договора, между тем ответ в адрес заказчика не поступил.

23.04.2018 от ООО Управляющая компания «ВЗТО» в адрес заказчика поступило письмо №18.320, согласно которому, общество отказывается от заключения договора по подлоту №2 по закупке №УНПЗ-А-0395-2017, ЕИС №31705815733, ЭТП №РН735535, в связи с длительным сроком поставки комплектующих, а также отказа банка в финансировании проекта в связи с увеличением срока поставки (т.1, л.д.207, оборот).

Общество указывает, что отказ от заключения договора обусловлен внесением изменений в документацию о настоящей закупке, а именно: продлением срока подведения итогов до 13.03.2018, а также на то, что  не были учтены негативные рыночные условия, сложившиеся в связи с увеличением срока производства и изготовления трубы до 150 дней с момента предоплаты, а срок производства змеевика по требованию организатора составляет 140 дней, в связи с чем, исполнение условий договора по подлоту №2 по закупке №УНПЗ-А-0395-2017, ЕИС №31705815733, ЭТП №РН735535 не представляется возможным.

Данный довод судом отклоняется по следующим основаниям.

         Согласно пункту 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

         Принимая условия контракта, победитель гарантирует добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота.

Принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, Общество становится участником данной закупки и несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом №223-ФЗ в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного Федерального закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним как лицом, признанным победителем.

Подача заявки предполагает, что участник ознакомлен со всеми инструкциями, формами, условиями и иной информацией, содержащейся в документации.

При этом участник наделен правом обращения в процессе подготовки заявки к организатору за разъяснениями документации.

В рассматриваемом случае заявитель подал заявку на участие в закупке, был ознакомлен с условиями договора и знал о необходимости его заключения, однако впоследствии отказался от его заключения, что свидетельствует об умышленном уклонении от заключения договора.

3-е лицо указывает на то, что в рассматриваемом случае изменение срока подведения итогов по закупочной процедуре №УНПЗ-А-0395-2017 было связано с необходимостью направления дополнительных запросов участникам закупки о предоставлении полного пакета документов, для определения соответствия предложений техническим и квалификационным требованиям.

Согласно представленному  ПАО АНК «Башнефть» дополнению к отзыву  Закупочная процедура № УНПЗ-А-0395-2017 «Змеевики печи и щиты камеры» объявлена 30.11.2017 на электронной торговой площадке ТЭК-Торг (далее - ЭТП). В извещении о закупке № 31705815733 установлены следующие даты: Дата начала подачи заявок - 30.11.2017.

Дата и время окончания подачи заявок - 15.12.2017 11:00 ч (время уфимское). Дата и время рассмотрения заявок - 30.01.2018 18:00 ч (время уфимское). Дата и время подведения итогов - 13.02,2018 18:00 ч (время уфимское). Вскрытие заявок поданных на участие в закупке состоялось 15,12.2017.

Отбор по технической и квалификационной части заявок участников состоялся 23.01.2018. (Протокол № 1 от 23.01.2018).08.02.2018 приняты решения об отборе по коммерческой части, проведении переторжки, а также об изменении срока рассмотрения заявок и подведения итогов закупки до 22.02.2018 с целью предоставления дополнительного времени для проведения переторжки (Протокол № 2 от 08.02.2018). Переторжка завершилась 13.02.2018.

Участник ООО УК «ВЗТО» участие в переторжке не принял, но через два часа после ее окончания направил на электронную почту ответственного исполнителя организатора закупки письмо от 13.02.2018 № 63/02 о невозможности подать предложение на переторжку на ЭТП в связи с аварийным отключением электроэнергии и просьбой о рассмотрении предложения на переторжку. Результаты переторжки и обращение участника ООО УК «ВЗТО» рассмотрены 20.02.2018, приняты решения о проведении повторной переторжки и об изменении срока рассмотрения заявок и подведения итогов закупки до 01.03.2018 с целью предоставления дополнительного времени для проведения повторной переторжки (Протокол № 3 ЗК-10-18 от 20.02.2018).  Повторная переторжка завершилась 22.02.2018.

С целью дополнительной проработки предложений, поступивших на повторную переторжку, 27.02.2018 принято решение об изменении срока рассмотрения заявок и подведения итогов закупки до 13.03.2018 (Протокол № 4 ЗК-12-18 от 27.02.2018). Итоги по закупке подведены 13.03.2018 (Протокол № 5 ЗК-15-18 от 13.03.2018).

Довод заявителя о том, что Управлением не были исследованы обстоятельства  необоснованного продления сроков подведения итогов закупки, судом отклоняется, поскольку возможность изменения извещения и документации о закупке предусмотрена Положением о закупке.

Согласно п.10.6.3.3 Положения о закупке внесение изменений в извещение и документацию о закупке после окончания срока подачи заявок не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных Положением о закупке в отношении: а) изменения сроков (дат) рассмотрения заявок участников закупки и подведения итогов процедуры закупки (в случае, если они были объявлены заранее).

Кроме того, из переписки между заказчиком ПАО «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» «Башнефть - УНПЗ» и ООО Управляющая компания «ВЗТО» следует, что основанием отказа от заключения договора послужило увеличение сроков поставки комплектующих от завода-изготовителя, а не увеличение сроков подведения итогов закупки.

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона №223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

В соответствии с пунктом 2 Правил в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения и документы, определенные указанным пунктом.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона №223-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с этим лицом как признанного победителем торгов и нарушающих права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения договора.

Тот факт, что у ООО Управляющая компания «ВЗТО» возникли затруднения, связанные с поставкой и производством трубы, а также изменением срока подведения итогов закупочной процедуры, в данном случае не может служить основанием для отказа в заключении договора.

         В соответствии с п. 2.1. Приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения Сведений в Реестр, которое оформляется приказом ФАС России.

         Таким образом, оформление выводов комиссии УФАС по РБ по результатам проверки сведений о недобросовестных участниках закупки в целях их включения в реестр недобросовестных поставщиков посредством выдачи заключения соответствует положениям Приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013 N 164/13.

         В этой связи суд пришел к выводу о наличии оснований у антимонопольного органа для выдачи заключения от 29.05.2018 №16-РНП/18 о включении сведений об ООО Управляющая компания «ВЗТО»  в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора.

         Невыполнение участником требований Закона N 223-ФЗ и документации по закупки влечет наступление для него неблагоприятных последствий в виде признания его уклонившимся от заключения контракта и включения сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков, что является риском самого заявителя.

         Доказательств того, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, обществом не представлено.

         Включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.

         При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

         Расходы по государственной пошлине, в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью «Атлант» (до 01.08.2018 - Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ВЗТО») отказать.

Взыскать с  Общества с ограниченной ответственностью «Атлант» (до 01.08.2018 - Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ВЗТО») ИНН 1832056769, ОГРН 1071832003110)в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

  Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Судья                                                                 Х.Р. Бахтиярова