450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-1934/22
25 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 22.02.2022
Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2022 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Бахтияровой Х.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной А.Ф., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Башкирской Природоохранной Межрайонной Прокуратуры РБ
к МУП "Белебеевский коммунальник" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, удостоверение ТО № 292232 от 20.01.2021,
от ответчика – ФИО2, директор по приказу (посредством вебконференции).
Башкирская Природоохранная Межрайонная Прокуратура Республики Башкортостан (далее –Прокуратура, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении МУП "Белебеевский коммунальник" (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - предприятие, ответчик) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В предварительном судебном заседании установлено, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения документы.
В соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ и п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу с согласия заявителя и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, ответчика, арбитражный суд установил, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой с 26.11.2021 по 21.12.2021 проведена проверка соблюдения МУП «Белебеевский коммунальник» законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при захоронении отходов на полигоне ГКО, расположенном по адресу: РБ, Белебеевский район, 1,8 км. юго- восточнее д. Подлесное.
В результате проведенной проверки установлено, что основным видом деятельности МУП «Белебеевский коммунальник» является сбор, транспортировка и размещение отходов IV-V классов опасности.
Для осуществления деятельности по размещению отходов IV-Vкласса опасности постановлением Администрации МР Белебеевский район Республики Башкортостан №734 от 15.04.2013 за МУП «Белебеевский коммунальник» на праве хозяйственного ведения закреплен полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: 452001, Республика Башкортостан, Белебеевский район, 1800 м юго-восточнее д. Подлесное, на земельном участке с кадастровым номером 02:09:072101:1, площадью 53812 кв.м.
Полигон ТКО включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Росприроднадзора от № 00625 от 2015-07-31 с присвоением номера в ГРОРО 02-00100-3-00625-310715, а также поставлен на государственный учёт в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 05.07.2018 с присвоением кода объекта 80- 0102-000501-П и II-й категории негативного воздействия на окружающую среду.
Предприятие на данном полигоне ТКО деятельность по сбору, транспортированию и захоронению отходов IV класса опасности осуществляет на основании лицензии серии 02 № 00162, выданной Управлением Росприроднадзора по РБ 01.02.2016.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21.12.2021, на основании материалов проверки в отношении ответчика вынесено постановление от 24.12.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности без специального разрешения – лицензии.
На основании ст.23.1 КоАП РФ Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП "Белебеевский коммунальник" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Частью 3 ст.2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу пп. 30 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно ч.3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Как следует из материалов дела, 26.11.2021 природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, филиала «ЦЛАТИ» по РБ ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по обращению ФИО3 с доводами о захоронении на полигоне ТКО МУП «Белебеевский коммунальник» нефтесодержащих отходов проведена выездная проверка с отбором проб размещенного отхода. Осмотр полигона и отбор проб отходов проводился в присутствии директора предприятия ФИО2
В ходе осмотра и отбора проб проводилась фотосъёмка.
Осмотром установлено, что на полигоне ТКО на площади 25 кв.м, захоронен пастообразный отход черного цвета объёмом примерно 7,5 куб.м., толщина слоя около 30 см.
В ходе проведения проверки 26.11.2021 с 17.10 до 17.20 час. с тела полигона были отобраны пробы указанного пастообразного отхода черного цвета (протокол отбора проб №167 от 26.11.2021 филиала «ЦЛАТИ по РБ» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО»).
По результатам биотестирования проб отобранного на полигоне отхода установлено, что отход относится к III классу опасности, согласно приказу Минприроды РФ от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-IVклассам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (протокол № 330 от 09.12.2021).
Однако, у МУП «Белебеевский коммунальник» отсутствует разрешение (лицензия) на осуществление деятельности по сбору и размещению данного вида отхода, относящегося к III классу опасности на полигоне ТКО, расположенном по адресу: РБ, Белебеевский район, 1,8 км. юго-восточнее д. Подлесное.
Опрошенный в ходе проверки директор предприятия ФИО2 пояснил, что не знает кем и когда был завезен обнаруженный на полигоне 26.11.2021 отход III класса опасности. В день отбора проб отхода думал, что данный отход завезен АО «Белебеевский молочный комбинат», которое по договору от 21.10.2021 завозит на полигон для захоронения осадок биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный с применением флокулянтов практически неопасный.
Обнаруженный 26.11.2021 на полигоне МУП «Белеебевский коммунальник» отход черного цвета, который, согласно результатам лабораторного исследования, оказался отходом 3 класса опасности, был захоронен на полигоне.
Согласно представленному отзыву, ответчик вину признает, просит назначить штраф в минимальном размере.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что осуществление МУП "Белебеевский коммунальник" (ИНН <***>, ОГРН <***>) деятельности по сбору, транспортированию, и размещению отходов I - IV классов опасности в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
При этом, вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что им не приняты надлежащие, своевременные и достаточные меры, направленные на оформление соответствующей лицензии.
Ответчик требования признает, просит применить штраф меньше меньшего
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении административным органом нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не допущено.
Судом не установлено оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку допущенное нарушение выражается в пренебрежении своими публично- правовыми обязанностями, с учетом характера нарушения и охраняемых общественных отношений свидетельствует о существенной угрозе охраняемым законом интересам, не обладает свойством исключительности.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ предпринимателем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет сорок тысяч рублей, правовых оснований для рассмотрения вопроса о возможность его снижения не имеется.
При выборе меры наказания суд учитывает принцип соразмерности и справедливости при назначении административного наказания, положения Европейской конвенции от 20.03.1952 в части соблюдения разумного баланса публичного и частного интересов при привлечении к административной ответственности, отсутствие сведений о ранее имевших место фактах совершения предпринимателем однородных правонарушений, и в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ назначает административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в размере 40000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Башкирской Природоохранной Межрайонной Прокуратуры РБ удовлетворить.
Привлечь к МУП "Белебеевский коммунальник" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, наложив административное наказание в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по реквизитам:
УФК по Республике Башкортостан (Прокуратура Республики Башкортостан, л/сч <***>);
ИНН Получателя 0274038937;
КПП Получателя 027401001;
Номер казначейского счета 03100643000000010100;
Банк получателя: Отделение - НБ Республика Башкортостан //УФК по Республике Башкортостан г. Уфа;
БИК 018073401;
Единый казначейский счет 40102810045370000067;
БИК 048073001;
Код: 415 1 16 9001 001 6000 140;
ОКТМО: 80701000;
УИН: 0
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.ru.
Судья Х.Р. Бахтиярова