Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
г.Уфа Дело № А07-19395/2013
25 февраля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 25.02.2014г.
Полный текст решения изготовлен 25.02.2014г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уразаевой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании делу по заявлению
ФГУП Охрана МВД России (<...>. ФИО1,35, стр. 1А; 450005, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (450008, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным приказа от 14.08.2013г. № 316,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 04.06.2013г.;
от ответчика: ФИО3 по доверенности № 28 от 04.02.2014г.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление) от 14.08.2013г. № 316.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд установил, что на основании аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в географических границах – поселений, районов, округов – муниципальных образований РФ по РБ (административно-территориальных образований Республики Башкортостан с численностью населения более 100 000 человек: в г.Уфа, г.Стерлитамак, г.Салават, г.Нефтекамск, г.Октябрьский) Управлением издан приказ № 316 от 14.08.2013г. «О внесении дополнений и изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов», которым включило ФГУП Охрана МВД России (далее Предприятие) в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
Не согласившись с вынесенным приказом, Предприятие обратилось с арбитражный суд.
Основанием для отмены оспариваемого приказа Предприятие указывает на то, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает дополнительные обязанности и создает препятствия для осуществления указанной деятельности. Аналитический отчет составлен с нарушением требований Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 и Требований к аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкуренции на товарных рынках (приложение № 3 к приказу ФАС России от 07.02.2011г. № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы»).
Ответчик согласно представленному отзыву требования заявителя не признает, считает оспариваемый приказ соответствующим требованиям законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в том числе доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.)
Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007г. № 896 (далее Правила).
В соответствии с п.1 Правил реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения (п.3 Правил).
Согласно пункту 4 данных Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы, если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции (п.8 Правил).
Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр (подп. «а» п.13 Правил).
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010г. № 220 (далее Порядок).
Согласно п.1.1 Порядка данный Порядок используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе, при формировании реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рыке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов.
В соответствии с п.1.3 Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рынок; оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; составление аналитического отчета.
Приказом Федеральной антимонопольной службы № 66 от 27.09.2011г. утвержден План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы.
Пунктом 6.1 Приложения к указанному Приказу в План работы включен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг охраны квартир.
Во исполнение указанного приказа Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг охраны помещений в географических границах – муниципальных образований РФ по РБ (административно-территориальных образований Республики Башкортостан с численностью населения более 100 000 человек: г.Уфа, г.Стерлитамак, г.Салават, г.Нефтекамск, г.Октябрьский) (по коду ОКВЭД 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».
Письмом №ПС/18491/13 от 14.05.2013г. ФАС России указало территориальным органам о том, что услуги по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, а также услуги по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения могут оказываться отдельно от услуг по охране жилых помещений.
Стоимость услуг по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений не включается в стоимость услуг по охране жилых помещений и рассчитывается отдельно.
Таким образом, оказание услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений является самостоятельным товарным рынком.
В связи с чем, ФАС России просило внести корректировки в аналитический отчет о проведении анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений, разделив его на: рынок услуг охраны жилых помещений и рынок услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.
Во исполнение приказа ФАС России № 66 от 07.02.2011г., письма №ПС/18491/13 от 14.05.2013г. Управлением проведен анализ рынка услуг охраны жилых помещений и рынка услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в г.Уфа, г.Стерлитамак, г.Салават, г.Нефтекамск, г.Октябрьский за период с 01.01.2010г. по 31.12.2011г., по результатам которого составлен аналитический отчет.
Суд считает правомерным довод заявителя о том, что рынок услуг охраны жилых помещений и рынок услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений являются самостоятельными товарными рынками. Вместе с тем, это обстоятельство антимонопольным органом учтено и с учетом рекомендаций ФАС России продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.
В соответствии с п.1.5 Порядка при анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках используются, в том числе:
- данные официальной статистической информации;
- сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара;
- данные ведомственных и независимых информационных центров и служб;
- сообщения средств массовой информации;
- данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других государств;
- обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган;
- данные ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке;
- данные иных источников.
В соответствии с разделом V Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (потенциальные продавцы).
Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:
- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
В разделе V аналитического отчета указано, что в целях установления региональных поставщиков Управлением были направлены запросы в адрес МВД по РБ (№ 5/12203 от 17.10.2012г., т.2 л.д.102), Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (№ 5/520 от 26.01.2012г., т.2 л.д.97).
Далее, из аналитического отчета следует, что в 2010-2011 годах услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, в географических границах – административно-территориальных образованиях Республики Башкортостан с численностью более 100 000 человек: г.Уфа, г.Нефтекамск, г.Салават, осуществлял филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Республике Башкортостан. В городах Стерлитамак и Октябрьский по данным отделов филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Республике Башкортостан, данные услуги не оказывались.
На основании изложенного, Управлением сделан вывод о том, что продавцами в географических границах – административно-территориальных образованиях Республики Башкортостан с численностью более 100 000 человек: г.Уфа, г.Нефтекамск, г.Салават, на данном рынке является филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Республике Башкортостан.
Вместе с тем, из запроса № 5/520 от 26.01.2012г. следует, что антимонопольным органом запрашивалась информация у Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан о хозяйствующих субъектах, занимающихся оказанием услуг охраны жилых помещений (код ОКВЭД 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности»).
Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан письмом от 31.01.2012г. № 17-04/53 представлены сведения о хозяйствующих субъектах, учтенных в статистическом регистре по Республике Башкортостан с кодом ОКВЭД 74.60 в количестве 592 единиц (т.2 л.д.96).
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что анализ рынка услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, на основании которого Предприятие было включено в приказ № 316 от 14.08.2013г. «О внесении дополнений и изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов», составлялся по коду ОКВЭД 45.31.
Информация о хозяйствующих субъектах, занимающихся оказанием услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений (код ОКВЭД 45.31) Управлением у Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан не запрашивалась.
Управлением в адрес МВД по Республике Башкортостан направлен запрос № 5/12203 от 17.10.2012г. о предоставлении сведений обо всех хозяйствующих субъектах, имеющих лицензии на осуществление охранной деятельности, в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», осуществляющих в 2010 и в 2011 годах охранную деятельность на территории Республики Башкортостан (т.2 л.д.102).
Письмом от 26.10.2012г. № 13/3279 МВД по Республике Башкортостан предоставило списки негосударственных охранных структур, осуществлявших охранную деятельность на территории Республики Башкортостан в 2010-2011 годах на 50 листах (т.2 л.д.101, 103-152).
Управлением были направлены запросы в адрес ООО ЧОП «Легион» (г.Уфа), Уфимский отряд ВО-структурное подразделение филиала ФГУП «Ведомственная охрана ж.д. транспорта РФ» на Куйбышевской ж.д. (г.Уфа), ООО ЧОП «Медведь-Регион» (г.Уфа), ООО ЧОП «Медведь» (г.Уфа), ООО ЧОП «Медведь-Рубеж» (г.Уфа), ООО Частное охранное предприятие «Охрана Сервис 2» (г.Уфа), ООО Частное охранное предприятие «Охрана Сервис» (г.Уфа), ООО Частное охранное предприятие «Атлант-Безопасность» (г.Уфа), ООО Частное охранное предприятие «Легион-Пром-1» (г.Учалы), ООО ЧОП «Легион-М» (г.Учалы), ООО Частное охранное предприятие «Казачья охрана Ягуар» (г.Нефтекамск), ООО Частное охранное предприятие «Интербезопасность-Запад» (г.Октябрьский), ООО Частное охранное предприятие «ОКО» (г.Октябрьский), ООО Частное охранное предприятие «КОП» (г.Благовещенск), ООО Охранное предприятие «Гвардия» (г.Магнитогорск), а также в Отделы филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Республике Башкортостан и ФГУП «Охрана» МВД России по Республике Башкортостан о предоставлении сведений обо всех хозяйствующих субъектах, имеющих лицензии на осуществление охранной деятельности, в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», осуществляющих в 2010 и в 2011 годах охранную деятельность на территории Республики Башкортостан (т.3 л.д.87-133).
Указанные запросы были сделаны Управлением в рамках проведения анализа рынка услуг охраны жилых помещений, что следует из текста запросов и анализа состояния конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений.
Вместе с тем, антимонопольным органом в адрес указанных организаций, а также МВД по РБ и иных организаций запросы с целью определения хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений не направлялись.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа пояснил, что все имеющиеся запросы и ответы на них, были представлены в материалы дела, иных документов нет, что отражено в протоколе судебного заседания от 25.022014г.
Кроме того, статьей 3 Закона № 2487-1 от 11.03.1992г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об охране) предусмотрено, что частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление соответствующих видов услуг, в том числе: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (пункт 3 части 3 статьи 3 Закона об охране).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 498 от 23.06.2011г. утвержден Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию. В этот перечень включены следующие средства: средства аудио- и видеонаблюдения; технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации; средства инженерно-технической защиты и контроля доступа; технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте; технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.
В соответствии со статьей 11 Закона об охране оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 названного Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
В силу статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (пункт 15 части 1); частная охранная деятельность (пункт 32 части 1).
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязательному лицензированию подлежит деятельность по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Антимонопольный орган идентифицировал оказание услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 кодом 45.31 «Производство электромонтажных работ». Эта группировка включает: монтаж в зданиях и других строительных объектах: электропроводов, электроарматуры и электроприборов, систем электросвязи, систем электрического отопления, радио- и телевизионных антенн, систем пожарной сигнализации, систем противовзломной (охранной) сигнализации, лифтов и эскалаторов, молниеотводов и т.п.
Таким образом, оказание услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений без оказания услуг по охране является самостоятельным видом деятельности и не подлежит лицензированию. Указанная деятельность может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими лицензию на охранную деятельность.
Антимонопольным органом не принято достаточных мер для получения необходимой информации о количестве таких организаций в исследуемом временном интервале, не получено сведений об объемах оказанных ими услуг исключительно по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, а также не принято мер по получению информации о хозяйствующих субъектах, не занимающихся охранной деятельностью, но выполняющих работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.
Заявителем в материалы дела представлены протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок по выполнению работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре, на техническое обслуживание средств охранной сигнализации.
Суд считает, что указанные доказательства свидетельствуют о наличии на территории городов Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский большого количества иных, кроме заявителя субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны. Однако их участие на товарном рынке, объемы этого участия антимонопольным органом в установленном порядке не исследовались.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей: объем продаж; объем поставок (отгрузок); объем выручки; объем перевозок; объем производства; объем производственных мощностей; объем запасов ресурсов; объем товара в соответствии с заключенными договорами.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.
В силу пункта 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Антимонопольный орган не установил действительного состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, что не позволило достоверно определить долю филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Республике Башкортостан на соответствующем рынке. Следовательно, расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке произведены с нарушением требований антимонопольного законодательства и не соответствуют действительным величинам.
С учетом изложенного, аналитический отчет не содержит полной и объективной оценки состояния исследуемого товарного рынка. Аналитический отчет составлен Управлением с нарушением Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010г. № 220, в связи с чем, не может быть положен в основу приказа о включении хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
Приказом Федеральной антимонопольной службы № 6 от 17.01.2007г. утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность действий антимонопольных органов при осуществлении полномочий по ведению реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (пункт 1.1).
Согласно пунктам 3.6, 3.29 Административного регламента основанием для начала действий по включению хозяйствующего субъекта в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, является аналитический отчет, который подлежит проверке антимонопольным органом на соответствие Порядку проведения анализа.
В силу пунктов 3.8, 3.30 Административного регламента несоответствие аналитического отчета приведенному выше Порядку является основанием для его возврата в соответствующее структурное подразделение с прекращением процедуры включения хозяйствующего субъекта в Реестр (внесения изменений в Реестр) до момента предоставления доработанного отчета.
Таким образом, положения приведенных правовых норм устанавливают четкую регламентацию действий по исследованию определенного товарного рынка, несоблюдение которой при составлении аналитического отчета исключает возможность его принятия для целей проведения процедуры включения хозяйствующего субъекта в Реестр, либо внесения изменений в Реестр.
В соответствии с ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемый приказ антимонопольного органа, основанный на применении данных аналитического отчета, составленного с нарушением Порядка, не может быть признан соответствующим действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О защите конкуренции» организации, внесенные в Реестр, обязаны согласовывать с антимонопольным органом определенные виды сделок в порядке, предусмотренном статьями 32, 33, 34 Федерального закона «О защите конкуренции».
Таким образом, включение Предприятия в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, накладывает на него дополнительные обязанности и ограничения в осуществлении хозяйственной деятельности, что нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, требования ФГУП Охрана МВД России подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать недействительным приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 14.08.2013г. № 316 «О включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%».
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С.А.Боброва