ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-19502/2021 от 18.10.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гоголя, 18, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ruсайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                                                     Дело № А07-19502/2021

25 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2022

Полный текст решения изготовлен 25.10.2022

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе

судьи Кузнецова Д.П.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Зайнуллиной А.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании 59 553 руб. 30 коп.

при участии в судебном заседании:

От истца - ФИО2 по доверенности от 27.09.2022, представлено удостоверение адвоката № 1026 от 11.03.2004.

От ответчика - ФИО1 представлен паспорт.

Общество с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании 59 553 руб. 30 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 № 6Б-001-053РО-2019/ТКО, 141 руб. 64 коп. в возмещение почтовых расходов.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.08.2021г. исковое заявление было принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2021 года произведена замена судьи Хазиахметовой З.Р. на судью Журавлеву У.В. для рассмотрения дела № А07-19502/2021.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеются основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное ч. 5 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании чего, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, о чем вынес определение от 07.10.2021г.

Определением суда от 29 августа 2022 года произведена замена судьи Журавлевой У.В. на судью Кузнецова Д.П. для рассмотрения дела № А07-19502/2021.

В судебном заседании от ответчика поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью  «ЭкоПром».

Представитель истца выразил позицию по ходатайству.

Исходя из положений статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации привлечение к участию в деле третьего лица осуществляется арбитражным судом по ходатайству стороны спора, по инициативе суда либо на основании заявления третьего лица о вступлении в дело. О вступлении в дело третьего лица  либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражным судом выносится определение.     

В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Исходя из смысла и содержания части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для вступления в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является правовая ситуация, при которой судебный акт по рассматриваемому делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон. Иными словами, у данного лица имеются материально-правовые отношения со стороной по делу, на которые может повлиять судебный акт по рассматриваемому делу в будущем (предъявление регрессного иска и т.п.).

Суд не находит правовых оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью  «ЭкоПром», поскольку судебный акт не влияет и не затрагивает права и законные интересы указанного лица.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзывах на исковое заявление №1, №2, №3 (л.д. 54-56 т. 1, л.д. 92-93 т. 2, л.д. 109-111 т.2), указав, что фактически спорный договор заключен с момента передачи ответчиком пакета документов для заключения договора, то есть с 20 июня 2019 года, о чем имеется отметка о принятии моего заявления (письмо-заявка) на заключение Договора (копию письма- заявки на заключение договора с отметкой работника ООО «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО3 прилагает). Готовый договор на руки ответчик получил 29.07.2019 года по описи. Считает, что договор фактически должен был быть подписан в период с 20 июня 2019 года по 29 июля 2019 года. При этом как оказалось договор истцом измен (подменены листы о дате заключении договора на 1 января 2019 года, а не с фактической даты передачи документов- 20 июня 2019 года). Сразу же после получения на руки договора была начислена сумма задолженности, хотя за период январь-май 2019 года мусоровозы истца даже не вывозили ТКО от населения.

Согласно приложению №1 Договора периодичность вывоза ТКО- по заявке. Объем принимаемых ТКО 16,95 куб.м, в месяц. Между тем в период с 1 января 2019 года по день подачи настоящего возражения на исковое заявление мною не была подана ни одна заявка на вывоз ТКО. В связи с чем, считаю, что судом должны быть истребованы у истца сведения о поступлении заявок на вывоз ТКО.

Истцом за весь период ни разу не были представлены: акт-приема передачи оказанных услуг. Истец не смог приложить документы, подтверждающие факты оказания услуг даже к исковому заявлению (в приложении к исковому заявлению отсутствуют акты выполненных работ).

Дополнительным соглашением №1 к Договору (копия приложена истцом в дело и не оспаривается истцом, на лицевой стороне Договора стоит отметка «ПО ФАКТУ») стороны пришли к соглашению о раздельном сборе отходов и возможности сдачи вторичного сырья сторонним организациям.

Ответчик указал, что с 1 января 2019 года приступил к раздельному накоплению, сбору образуемых отходов, которая является основной целью и задачей старта «мусорной реформы» в РФ, а именно уменьшить количество вывозимых отходов на полигоны, уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Для этого ответчик заключил договор на прием вторсырья с ИП ФИО4 (г. Бирск), который занимается лицензируемой деятельностью в области обращения с отходами.

Ответчик указал, что в общей сложности за 2019 год он сдал вторсырья бумаги 2,5 кг, Картона 63 кг, полиэтилена 4,5 кг. (договор №КП-000083 от 15.01.2019г., справка о сдачи вторсырья за 2019 год №224, №316,№377, №492, квитанции №096089, №004746, №096118, №061373 прилагаю). В общей сложности за 2020 год он сдал вторсырья бумаги 6 кг, Картона 53 кг, полиэтилена 14 кг. (договор №КП-0107-2020 от 09.01.2020года, справка о сдачи вторсырья за 2020 год №101-2020 от 24.01.2020г., №1218-2020 от 24.06.2020г., №1858-2020 от 23.09.2020г., №2553-2020 от 22.12.2020г., квитанции №006660, № 005656, № 008320, № 007534 прилагаю). В общей сложности за 2021 год он сдал вторсырья бумаги 6 кг, Картона 33 кг, полиэтилена 6 кг. (договор №КП-0032-2021 от 01.01.2021 года, справка о сдачи вторсырья за 2021 год №516-2021 от 26.03.2021г., № 1154-2021 от 25.06.2021 года, квитанции №000277, №000489 прилагаю).

По адресу хозяйственной деятельности ответчика отсутствует контейнерная площадка (справка ОМС приложена ранее). Контейнерная площадка для раздельного сбора-накопления вторичных ресурсов (бумаги, картона и полиэтилена) не требуется.

Согласно протокола количественного химического анализа отходов производства и потребления №3949 ТКО-мусор ответчика от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (код ФККО 73310002725) имеет следующий морфологический состав: бумага 28%, картон 49%, полиэтилен 23%. Всего в сумме 100%, иных компонентов у ответчика не образуется, (копия протокола расчета класса опасности, копия протокола КХА отхода производства и потребления №3949 приложено ранее (п.п.16 к отзыву №1).

Просит в исковых требованиях ООО «Дюртюлимелиоводстрой» отказать.

От истца поступили возражения на отзыв ответчика (л.д. 12-15, 24-34 т. 2), в которых указано, что считает доводы ответчика не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев материалы дела, выслушав сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела между Региональным оператором ООО «Дюртюлимелиоводстрой» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от «01» января 2019г. №6Б-001-053РО-2019/ТКО (далее - Договор).

Согласно п.1 договоров Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены Договором и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с п.7 данного договора потребитель обязуется оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

11.12.2020г. сторонами заключено дополнительное соглашение к договору №6Б-001-053РО-2019/ТКО от 01.01.2019г.

Обращаясь с иском, истец указал, что за ответчиком образовалась задолженность в размере 59 553 руб. 25 коп. за период с января 2019 г. по июнь 2019г.

В соответствии с указанным договором, истцом ответчику были предоставлены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в полном объеме и надлежащего качества.

Во исполнение положения АПК РФ, и соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, 19.04.2021 года истец направил в адрес ответчика претензию с требованием погасить задолженность за предоставленные услуги.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных названным кодексом.

В силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несёт риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.

Согласно статье 24.6 Закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона №89-ФЗ).

Обязанность истца, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с ответчиком вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.

Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, по общему правилу, является обязательным.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами № 1156.

В силу пунктов 8.4 – 8.5 Правил № 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.

Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил № 1156.

На основании пункта 6 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Аналогичное положение следует из п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила №1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) Правил.

Потребителем согласно пункту 2 Правил №1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с Законом №89-ФЗ и пунктом 25 Правил № 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.

На основании пунктов 1, 2 статьи 24.10 Закона №89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила №505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 (1) Правил №1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в нежилых помещениях, с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Пунктом 8(4) Правил №1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 8(14) Правил №1156, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 8 (10) Правил №1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ответчиком не представлено доказательств обращения к региональному оператору с заявкой о необходимости заключения договора в течение 16 рабочих дней после публикации формы Типового договора на сайте организации. Договор с Ответчиком уже считается заключенным с 01.01.2019 г. по условиям Типового договора и подлежит оплате по условиям Типового договора и дальнейшими условиями пролонгации (п.8.20 Постановления Правительства 1156).

Согласно пункту 8 (11) Правил №1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Постановления №1156).

Пунктом 8 (15) Правил №1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил №1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил №1156.

На основании пункта 8(17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 8(18) Правил №1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил №1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как сказано выше, 01.01.2019 между Региональным оператором ООО «Дюртюлимелиоводстрой» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №6Б-001-053РО-2019/ТКО.

В соответствии с п.16 указанного договора стороны определили производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов", согласно нормативу накопления.

Оснований для выводов о незаключенности указанного договора не имеется, все условия согласованы сторонами без разногласий и возражений.

Сторонами заключено дополнительное соглашение от 11.12.2020 к названному выше договору.

Порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении ответчика определен Договором.

Согласно п.5 «Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 г. №505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов   накопления   твердых         коммунальных          отходов,         выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием

средств измерения.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан установлены Постановлением Правительства РБ от 12.10.2017 №466 Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан.

Единые тарифы на услуги Регионального оператора - ООО «Дюртюлимелиоводстрой» по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 за спорный период утверждены Постановлениями Госкомитета РБ по тарифам: Постановление №411 от 30.11.2018 г. на 2019 год; Постановление №492 от 29.11.2019 г. на 2020 год; Постановление №594 от 09.12.2021 год (Публикуются на сайте https://tariff.bashkortostan.ru/documents/active/321723/ ). 

В соответствии с пунктом 8 (18) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N641» до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами  является публичным.

Согласно пункту 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Согласно п. 19 Договора учет объема ТКО, производится истцом в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО», расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а складирование твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры расположенные на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов общего пользования.

Тем самым довод ответчика о том, что Региональным оператором услуга по обращению с ТКО не оказывалась не обоснована.

Согласно п. 19 Договора определено, что учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», согласно норматива накопления.

Выставленные согласно указанного Договора Истцу УПД рассчитаны и предъявлены к оплате исходя из соглашения сторон производить учет объема и массы ТКО согласно нормативу накопления куб. м в год, оплата за вывоз которых ежемесячно выставляется Истцу. То есть его годовой норматив в размере 203,32 м3 разбивается на 12 месяцев и умножается на действующий в данный период тариф Регионального оператора и выставляется помесячно, вне зависимости от объема оказанной услуги в данном календарном месяце. Указанный норматив рассчитан по количеству детей на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан № 466 от 12.10.2017 г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан», о чем в Приложении № 2 предоставлена соответствующая информация.

Например: 203,32 м3/12 месяцев=16,943 м3. Тарифы установлены для Регионального оператора Госкомитетом по тарифам РБ:

16,943 м3*585,82 руб. (тариф на январь-июль 2019 г.) =9925,54 руб. в мес.

Соответственно за шесть месяцев 2019 г. 9925,54*6 =59553,25 за 1 полугодие 2019

В связи с фактическим заключением договора, намного позднее чем 01.01.2019, Ответчику были выставлены платежные документы за прошедший период 2019 г. и 2020 г. помесячно с разбивкой. Впоследствии документы предоставлялись ежемесячно, согласно п. п. д) п. 12 Договора, согласованного Сторонами в Договоре, в месте нахождения Регионального оператора, однако Ответчик за сверкой расчетов не обращался.

01.07.2020  г. было подписано Дополнительное соглашение № 1 к Договору 1, согласно которому  Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». При раздельном накоплении и сборе сортированных твердых коммунальных отходов, несортированных твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договору коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется  исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

Указанные, согласованные сторонами условия соответствуют п. 8 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018) «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», согласно которому при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.

При этом, согласно Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», при осуществлении раздельного накопления ТКО потребитель обязан вести и предоставлять документы, подтверждающие передачу вторичных материальных ресурсов сторонней организации, осуществляющей их утилизацию (акт приема – передачи вторичных материальных ресурсов, справки, подтверждающие их передачу) региональному оператору по мере передачи вторичных материальных ресурсов сторонним организациям, но не реже, чем в срок, предусмотренный абзацем 19 ст. 1 ФЗ № 189 – ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».

  В рамках дополнительного соглашения о раздельном сборе и оплате по фактическому объему Ответчик сведения своевременно предоставлял. 

Порядок фиксации нарушения определяется разделом IV Договора, а также Типовой формой договора, утвержденной Постановлением №1156.

Ответчиком не представлены в материалы дела документы о том, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период, с составлением актов.

Следовательно, отсутствие мусора на контейнерных площадках свидетельствует о том, что услуги по вывозу твердых коммунальных отходов фактически истцом оказаны.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Материалами дела подтверждено исполнение истцом обязательств перед ответчиком, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Как сказано выше, договор подписан сторонами без разногласий и возражений. Доказательства ограничения в праве на подачу протокола разногласий ответчик не представил. Судом расчет долга проверен, признан арифметически и методологически верным.

С учетом изложенного, сумма долга на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с  01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 59 553 руб. 30 коп. подлежит удовлетворению.

Ответчик ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактического оказания услуг региональным оператором за период январь-май 2019 года.

Проанализировав вышеизложенный довод, суд приходит к выводу об его отклонении в силу следующего.

Бремя доказывания тех или иных фактов должно возлагаться на ту сторону спора, которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений. (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.02.2016 по делу № 309-ЭС15-13978).

Согласно статье 1 Закона № 89 к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц.

Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов.

Презумпция образования отходов также определена установлением нормативов образования у юридических лиц твердых коммунальных отходов.

При этом потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складирование отходов вне отведенных для этого специальных мест запрещено.

Применительно к ответчику, с учетом осуществляемой деятельности, объем образующихся у ответчика ТКО обусловлен количеством посещаемых дошкольное образовательное учреждение детей.

Согласно пункту 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 1, 7 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, пункта 4 Правил обращения с ТКО сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются только региональным операторам и (или) привлеченными им лицами, отвечающими требованиям, предъявляемым к операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К таким доказательствам относится как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе VI типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.

Из материалов дела следует, что доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, не представлено, равно как и сведений о том, что ответчик был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному оператору по обращению с ТКО в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором.

При изложенных обстоятельствах, не принимается во внимание и ссылка ответчика на то, что ТКО вывозились иными лицами, а не региональным оператором.

Отклоняя возражения ответчика о том, что услуги по вывозу мусора фактически оказывались третьим лицо на основании соответствующего договора, суд руководствуется положениями Закона № 89-ФЗ и Правил обращения с ТКО, исходя из того, что по общему правилу транспортировка ТКО может осуществляться только региональным оператором, заключение потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом направлено на обход закона и уклонение от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.

В силу закона потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, при этом, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.

Третьи лица, статусом регионального оператора не обладают, деятельность по обращению с ТКО не осуществляют, тарифов по обращению с ТКО, утвержденных Госкомитетом РБ по тарифам не имеют. Тем более с ним заключены договоры, на утилизацию вторичных ресурсов (макулатура, полиэтилен, картон, металлолом и пр). Потребители вправе заключать договоры на сдачу вторичного сырья третьим лицам, при наличии возможности и желания оплачивать эти не обязательные к оплате услуги, однако это не освобождает их от оплаты услуг по вывозу ТКО. Доводы Ответчика в этой части направлены, на введение суда в заблуждение. Наличие Договоров с третьими лицами на оказание услуг по сбору вторичного сырья (макулатура, стеклотара, металлолом, пластик и пр.), не освобождают от обязанности по оплате услуг за обращение с ТКО с 01.01.2019 года и могут служить лишь подтверждением о раздельном сборе ТКО для расчетов по фактическим фактам вывоза ТКО в рамках дополнительного соглашения, которое с Ответчиком не заключалось, Ответчик с данным вопросом не обращался. Вывозить ТКО и получать за это оплату, указанные третьи лица не вправе.

Региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с ТКО. Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО, ст.24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с ТКО. Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО, ст.24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В период с 01.01.2019 г. по 30.03.2020 г. транспортировку ТКО в местах накопления ТКО Ответчика осуществляло ООО «Экопром», в качестве перевозчика, на основании договоров, который предоставлял услуги по транспортированию ТКО Региональному оператору – ООО «Дюртюлимелиоводстрой».

Представленные ответчиком сведения о продаже образующихся в процессе его деятельности отходов, которые к ТКО не относятся, не опровергают факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период.

Истец является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов в зоне деятельности Ответчика. Доказательств иного Ответчиком не представлено. Объект Ответчика находится на территории обслуживаемой Региональным оператором.

Закон № 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.              

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Ответчик не предоставил суду соответствующе решение органа местного самоуправления и (или) Министерства природопользования и экологии РБ о согласовании места накопления отходов индивидуально для Ответчика.

Ответчиком не представлены доказательства того, что ТКО (именно ТКО, не вторичное сырье) вывозились Ответчиком собственным транспортном либо иной специализированной организацией.

Истцом также заявлено требование о взыскании почтовых расходов в размере 141 руб. 64 коп.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перечень расходов, связанных с рассмотрением дела в суде не является исчерпывающим, вследствие чего понесенные истцом почтовые расходы подлежат взысканию по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В подтверждение несения почтовых расходов по отправке досудебной претензии истцом представлены почтовые квитанции с описью вложений.

В связи с изложенным почтовые расходы, подтвержденные документально, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой»  удовлетворить.

Взыскать с к индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) сумму долга на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с  01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 59 553 руб. 30 коп., почтовые расходы в размере 141 руб. 64 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере  2 382 рублей

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

 Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его  в  полном  объеме)  через  Арбитражный  суд  Республики Башкортостан.                                  

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          Д.П. Кузнецов