450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-19744/2020
26 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2021
Полный текст решения изготовлен 26.03.2021
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Миграновой Г.Р., при ведении протокола помощником судьи Э.А. Сидоровой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью УК "ДОМ-СЕРВИС" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ГОСКОМИТЕУТУ РБ ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо:ОАО «Жилуправление» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным приказа от 14.08.2020 №1148, и об обязании внести изменения в реестр лицензий РБ по заявлению Общества с ограниченной ответственностью УК "ДОМ-СЕРВИС"с заключением договора управления МКД №70 по ул. Островского, г. Октябрьский Республика Башкортостан, с 01 августа 2020 г.
при участии – согласно протоколу
ООО УК "ДОМ-СЕРВИС" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ГОСКОМИТЕУТУ РБ ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным приказ от 14.08.2020 №1148, и об обязании внести изменения в реестр лицензий РБ по заявлению ООО УК "ДОМ-СЕРВИС" с заключением договора управления МКД №70 по ул. Островского, г. Октябрьский Республика Башкортостан, с 01 августа 2020 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО «Жилуправление».
В определении о принятии искового заявления к производству, подготовке дела и назначении предварительного судебного заседания суд предусмотрел возможность открытия судебного заседания в первой инстанции и разбирательства дела по существу в случае, если стороны или какая-нибудь из сторон не явятся в предварительное судебное заседание и не заявят возражений против завершения предварительного судебного заседания, открытия судебного заседания в первой инстанции и разбирательства дела по существу.
Суд, установив, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, возражения против завершения предварительного разбирательства и открытия судебного заседания отсутствуют, руководствуясь п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым завершить предварительное судебное разбирательство и открыть судебное разбирательство в данном судебном заседании.
Представитель заявителя требования поддерживает.
Представитель заинтересованного лица требования не признает.
Изучив материалы дела, позиции сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела,10 июля 2020г. собственниками многоквартирного дома №70 по ул. Островского г. Октябрьский Республики Башкортостан (далее - МКД) было принято решение о смене управляющей организации. Протокол №1 от 10.07.2020г. со всеми необходимыми приложениями был направлен в Государственный комитет Республики Башкортостан но жилищному и строительному надзору для внесения изменений в реестр общества.
Комитет приказом от 14 августа 202()г. №1148 отказал во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан по заявлению ООО УК «Дом-Сервис».
Не согласившись с позицией Комитета Общество обратилось в суд с данным заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.192 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч.2 ст. 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 года №938/пр (далее - Порядок N 938/пр или Порядок).
В соответствии с п.2 Порядка, утв. Приказом №938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего в себе сведения, перечисленные в названном пункте.
Согласно п.З п.п. «в» Приказа №134/пр. от 02.03.2018г., к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договорауправления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно п.5 Порядка, утв. Приказом №938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения перечисленных в пункте условий:
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 настоящего Порядка (п. 6 Порядка N 938/пр).
Согласно п.6 Порядка №938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. " г" п. 5 Порядка N 938/пр; отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 настоящего Порядка (п. 9 Порядка N 938/пр).
Основанием для отказа для внесения в реестр лицензий явилось несоответствие подп. " а" п. 5 Порядка, а именно заявление и документы соответствуют положениям п. 2, но не соответствуют положениям п. 3 порядка:
Протокол №1 от 10.07.2020, по мнению Госкомитета, не соответствует нормам жилищного законодательства, а именно:
Согласно 4.1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в МКД оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 937/пр. (далее - Требования).
По мнению Госкомитета, Заявителем нарушены требования п.п. «а» п. 20, п.п. «е» п. 12 и п. 20 Требований:
В реестре собственников помещений в многоквартирном доме, содержащем сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме отсутствуют сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников на указанное помещение №7;
Обязательное приложение к протоколу общего собрания: документ, рассмотренный общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания – проект договора управления отсутствует.
Согласно представленным в Комитет документам, в реестре собственников помещений указаны все сведений – фамилии, имена, отчества. Помещение №7 принадлежит городскому округу город Октябрьский Республики Башкортостан. Реестр содержит данные о реквизитах документов, подтверждающих право собственности.
К протоколу МКД приложен договор управления, условия которого были рассмотрены собственниками на собрании МКД.
Из представленных документов следует, что письменные решения собственников помещений содержат сведения о реквизитах документов, подтверждающих право собственности, волеизъявление каждого, участвовавшего в заочном голосовании собственника выражено четко, ясно и недвусмысленно.
Все решения подписаны самими собственниками, что указанными в решениях сведениями о правоустанавливающих документах.
Волеизъявление собственников помещений МКД выражено в представленных решениях четко и ясно.
Выводы Комитета о нарушении пп. «в» п. 3 Порядка документально не подтверждены, как суд уже указал собственники помещений проголосовали за каждый пункт повестки дня общего собрания.
ОАО «Жилуправление», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное разбирательство не явилось.
Явка третьего лица, представление мотивированного отзыва с документальным подтверждением и правовым обоснованием было признано судом обязательным.
Определения суда третьим лицом не исполнены, доказательств фактического управления спорным МКД не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности вынесения Госкомитетом приказа №1148 от 14.08.2020.
В соответствии с требованиями пунктом 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части судебного акта, которым оспариваемый акт или решение признаны незаконными, суд обязан указать способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Исходя из вышеизложенного, учитывая дату принятия решения по делу, требования заявителя об обязании внести изменения в реестр лицензий РБ по заявлению Общества с ограниченной ответственностью УК "ДОМ-СЕРВИС"с заключением договора управления МКД №70 по ул. Островского, г. Октябрьский Республика Башкортостан, с 01 августа 2020 г., не рассматриваются.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМ-СЕРВИС" (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить
Признать приказ от 14.08.2020 №1148 ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ недействительным.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Г.Р. Мигранова