ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-19765/21 от 03.03.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                             Дело № А07-19765/21

11 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 03.03.2022.

Полный текст решения изготовлен 11.03.2022.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Решетникова С.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уразаевой Т.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан          

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Прокуратура ЗАТО г.Межгорье

о признании незаконным в части решения от 12.05.2021 по делу №ТО002/06/99-874/2021,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 18.01.2022 №22;

от третьего лица: ФИО2 по доверенности от 28.02.2022 №8-10-2022, от 24.11.2021,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась Администрация городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12.05.2021 по делу №ТО002/06/99-874/2021 в части установления в действиях заявителя нарушения ч.2 ст.8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из материалов дела, Прокуратурой ЗАТО г.Межгорье при осуществлении мониторинга исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов установлено, что  по результатам проведения конкурентных процедур в порядке Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон №44-ФЗ), между Администрацией ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан (Заказчик) и ООО «Гарант» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 07.12.2020 №0101300001320000047_61115 «Благоустройство сквера по ул. Советская ЗАО г.Межгорье Республики Башкортостан» в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 04.04.2019 №346 (в редакции постановления Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 17.11.2020 №1300), во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (национальный проект «Жилье и городская среда») (далее контракт), согласно которому Подрядчик обязался по заданию Заказчика в соответствии со сметной документацией выполнить работы по благоустройству сквера по ул.Советская ЗАО Межгорье Республики Башкортостан в срок до 21.12.2020.

С учетом объема выполнения и перечня требуемых работ по контракту, а также учитывая выполнение работ в зимний период, Прокуратура ЗАТО г.Межгорье пришла к выводу о том, что выполнение работ в установленный контрактом 15-дневный срок является заведомо невозможным. В связи с чем, установление данного срока выполнения работ Заказчиком, ввело в заблуждение участников закупки и привело или могло привести к ограничению их количества.

Информация направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление) для рассмотрения и принятия мер в соответствии с компетенцией.

По результатам рассмотрения поступившей от Прокуратуры ЗАТО г.Межгорье информации, Управлением принято решение от 12.05.2021 по делу №ТО002/06/99-874/2021, в соответствии с которым в действиях ЗАТО г.Межгорье установлены нарушения ч.1 ст.95, ч.2 ст.8 Федерального закона №44-ФЗ.

Предписание об устранении нарушений требований Федерального закона №44-ФЗ не выдавалось в связи с завершением процедуры осуществления закупки.

         Администрация ЗАТО г.Межгорье с вынесенным решением не согласилась в части установления в действиях заявителя нарушения ч.2 ст.8 Федерального закона №44-ФЗ и обжаловала его в указанной части.

         В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что виды работ соответствуют сезонности, срок выполнения работ определен контрактом с учетом потребностей Заказчика, является обоснованным и соответствует видам и объемам работ. Антимонопольным органом не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком сжатые сроки выполнения работ по контракту направлены исключительно на ограничение числа участников закупки.

         Ответчик согласно предоставленному суду отзыву считает обжалуемое решение законным и обоснованным, требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

         Третье лицо согласно предоставленному суду отзыву считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

         Оценив представленные документы и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона №44-ФЗ   указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с ч.1 ст.59 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.09.2018 №12) утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда».

В рамках указанного национального проекта протоколом заседания проектного комитета по указанному национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 №3 утвержден паспорт федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», к целям которого отнесено кардинальное повышение комфортности гродской среды.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», постановлением Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 04.04.2019 №346 (в редакции постановления Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 17.11.2020 №1300) утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» (далее Программа).

В соответствии с разделом 1 Программы, важнейшей задачей Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан является формирование и обеспечение среды комфортной и благоприятной для проживания населения, выполнение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации по устойчивому развитию территорий, обеспечивающих при осуществлении градостроительной деятельности безопасные и благоприятные условия жизнедеятельности человека.

Для поддержания в технически исправном состоянии и приведения общественных территорий в соответствие с современными требованиями комфортности, разработана подпрограмма «Комплексное благоустройство общественных территорий городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» (далее Подпрограмма).

Согласно разделу 2 Программы, целью реализации подпрограммы является создание условий для обеспечения комфортных, безопасных и доступных условий проживания населения в муниципальном образовании, а основными задачами - выполнение благоустройства и ремонт общественных территорий, приоритетное направление социально-экономического развития ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан. Срок реализации подпрограммы – 2019-2024 г.г.

В соответствии с разделом 3 Подпрограммы, в перечень общественных территорий ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, подлежащих благоустройству в 2019-2024 гг., с указанием планируемых видов работ в рамках реализации подпрограммы, представленный в приложении № 1 к подпрограмме, внесен сквер по ул. Советская ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, основным направлением реализации которого является повышение уровня ежегодного достижения целевых показателей муниципальной подпрограммы.

Согласно разделу 5 Подпрограммы, механизм реализации Подпрограммы определяется Администрацией ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение подпрограммы. Администрация ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан выступает Заказчиком данной подпрограммы и реализует ее путем осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Закупки на реализацию мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ. Заказчик подпрограммы отвечает за реализацию мероприятии подпрограммы, целевое и эффективное использование средств бюджета, выделяемых на их выполнение.

07.12.2020 по результатам проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ между Администрацией ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан (Заказчик) и ООО «Гарант» (Подрядчик), заключен муниципальный контракт №0101300001320000047_61115 «Благоустройство сквера по ул. Советская ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан» в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 04.04.2019 №346 (в редакции постановления Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 17.11.2020 №1300), во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (национальный проект: «Жилье и городская среда»)», по условиям которого Подрядчик обязался по заданию Заказчика в соответствии со сметной документацией выполнить работы по благоустройству сквера по ул. Советская ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан в срок до 21.12.2020.

В соответствии со ст.6 Федерального закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст. 8 Федерального закона №44-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона №44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 4 раздела № 2 документации об электронном аукционе по закупке: «Благоустройство сквера по ул.Советская ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан» в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан» (национальный проект: Жилье и городская среда) установлено, что «требования к месту, срокам поставки товара, требования к гарантийному сроку товара, и объему предоставления гарантий его качества и иные условия исполнения контракта приведены в Разделе № 3 «Проект муниципального контракта» настоящей документации об электронном аукционе».

Муниципальным контрактом установлен срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 21.12.2020.

Таким образом, на исполнение указанного муниципального контракта отводилось 15 календарных дней, причем в сезон, климатически неблагоприятный для выполнения работ по благоустройству территорий.

В то же время, иным муниципальным контрактом от 10.06.2020 №0101300001320000020_80893 (расторгнут по соглашению сторон 06.10.2020), заключенным Администрацией ЗАТО г.Межгорье с ООО «РЕГИОН МИНЕРАЛ ИНВЕСТ», на проведение сопоставимого объема работ по благоустройству той же самой территории, что и по муниципальному контракту от 07.12.2020 № 0101300001320000047_61115, устанавливался срок выполнения работ с 10.06.2020 по 30.11.2020 (174 календарных дня).

Учитывая объем выполнения и перечень требуемых работ по контракту от 07.12.2020 № 0101300001320000047_61115, выполнение их в 15-дневный срок, в зимний период, является заведомо невозможным.

Изменения, внесенные в техническое задание аукционной документации, не носили характер, кратно изменяющий сложность и трудоемкость выполняемых работ, и ставящий их вне зависимости от погодных условий.

По ранее заключенному контракту работы были выполнены и оплачены только на 1,36%. В связи с чем, какой-либо задел по выполнению работ по благоустройству на указанной территории на момент заключения контракта фактически отсутствовал.

В период выполнения работ установился снежный покров и отрицательные температуры окружающего воздуха.

Заявитель не представил какого-либо обоснования установления такого срока исполнения контракта и возможности его соблюдения.

Таким образом, установление заказчиком срока исполнения контакта от 07.12.2020 №0101300001320000047_61115 до 21.12.2020 является неподтвержденным документами на предмет его реальности и достижимости, а значит, ввело в заблуждение участников закупки и привело или могло привести к ограничению их количества.

Кроме того, 1412.2020 между Заказчиком и ООО «Гарант» заключено дополнительное соглашение №1 к муниципальному контракту, согласно которому техническое задание на благоустройство сквера по ул. Советская ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан полностью изменено. Так, например: песочный столик заменен на песочницу; качалка детская на пружине с иными габаритами; вместо развивающей тактильной панели – манеж; изменен функционал и габаритные размеры игровых комплексов и т.д.

При этом следует отметить, что при осуществлении закупки Заказчиком были установлены конкретные габариты, характеристики закупаемого товара, удовлетворяющие потребностям заказчика, без сопровождения словами «не более»/«не менее». Однако после заключения контракта все характеристики полностью меняются, доказательства представления улучшенных по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, протоколом от 10.12.2021 (приложение к доп. соглашению) не установлены.

Указанные обстоятельства являются нарушением ч.1 ст.95 Федерального закона №44-ФЗ.

В соответствии с п.2 ч.22 ст. 99 Федерального закона №44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая, что по результатам закупки заключен контракт, Управлением принято решение не выдавать предписание.

На основании изложенного Управление правомерно признало в действиях Администрации городского округа Закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан нарушения ч.1 ст.95 и ч.2 ст.8 Федерального закона №44-ФЗ.

         Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

         На основании изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оснований для признания решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12.05.2021 по делу №ТО002/06/99-874/2021 недействительным не имеется.

         Кроме того, из материалов дела следует, что контракт от 07.12.2021 №0101300001320000047_61115 исполнен. В связи с чем, признание недействительным оспариваемого решения не приведет к восстановлению прав заявителя.

         С учетом изложенного, заявленные Администрацией ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  В удовлетворении требований Администрации ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан – отказать.         

  Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

  Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 С.А. Решетников