ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г.Уфа
12 декабря 2016 года. Дело № А07-19772/2016
Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2016 года.
Резолютивная часть решения объявлена 7 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гизатуллиной Р.Р., рассмотрел дело по заявлению
ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании выраженного в письме от 26.08.2016 года за исх.№12-34/01/12205 отказа в предоставлении информации в отношении ООО «Институт современного проектирования» незаконным и обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Башкортостан в 7-дневный срок предоставить конкурсному управляющему ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан» ФИО1 информацию в отношении ООО «Институт современного проектирования»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 11.04.2016 года №04-31/04457.
ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Башкортостан о признании выраженного в письме от 26.08.2016 года за исх.№12-34/01/12205 отказа в предоставлении информации в отношении ООО «Институт современного проектирования» незаконным и обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Башкортостан в 7-дневный срок предоставить конкурсному управляющему ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан» ФИО1 информацию в отношении ООО «Институт современного проектирования».
Налоговый орган требования заявителя не признал,согласно представленному отзыву на заявление, указывает на то, что заявителю было отказано в предоставлении информации, поскольку она составляет налоговую тайну.
Изучив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходитк следующимвыводам.
Конкурсным управляющим ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан в адрес межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Башкортостан был направлен запрос с требованием о предоставлении информации в порядке ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закона о банкротстве), в отношении ООО «Институт современного проектирования» (ИНН <***>), а именно:
1) Бухгалтерский баланс со всеми приложениями за 2014г.
2) Список основных средств и иного имущества на 09.02.2015г.
3) Список дебиторов и кредиторов на 09.02.2015г. (с указанием наименования, ИНН контрагента, суммы задолженности, основания возникновения).
4) Наличие действующих договоров на 09.02.2015г.
5) Иные документы, подтверждающие соответствие (не соответствие) цены сделки рыночной стоимости доли в уставном капитале.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Башкортостан 26 августа 2016 года направлен ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан ответ исх. №12-34/01/12205 об отказе в предоставлении запрашиваемой информации.
Не согласившись с указанным отказом, ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Полномочия налоговых органов определены налоговым законодательством, в частности, ст. 31 Налогового кодекса РФ предусматривает права налоговых органов, а ст. 32 Кодекса определены обязанности налоговых органов. Кроме поименованных в ч.1 ст.32 Кодекса обязанностей налоговые органы также несут иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно п.п. 4,8,12 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Права налогоплательщиков определены ст. 21 Налогового кодекса РФ, подп. 1 п. 1 которой предусматривает право налогоплательщика получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Таким образом, вышеприведенные положения Налогового кодекса РФ не предусматривают право налогоплательщика запрашивать и обязанность налогового органа предоставлять по запросу налогоплательщика информацию, касающуюся других налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе о соблюдении последними налогового законодательства, данные их налоговой отчетности.
Согласно п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Следовательно, информация о налоговых обязательствах налогоплательщика, данные налоговой отчетности налогоплательщика составляют налоговую тайну и разглашению третьим лицам не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, органами государственных внебюджетных фондов, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (абз.2 п.3 ст.102 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
При этом указанным законом не предусмотрено предоставление сведений, составляющие налоговую тайну.
Налоговая тайна подлежит разглашению налоговыми органами в случаях прямо предусмотренными законами, такими как:
- Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Статья 9. Представление информации и документов, а именно предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами и организациями, указанными в части первой настоящей статьи, и Центральным банком Российской Федерации в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств), а также законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
Статья 13. Права полиции. Получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну.
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Статья 7.1. Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Предоставление налоговыми органами документов и сведений, составляющих налоговую тайну, или документов и сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, органам, предоставляющим государственные услуги, органам, предоставляющим муниципальные услуги, и подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо многофункциональными центрами, а также предоставление органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляюпщми муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, по межведомственному запросу налогового органа сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, в целях предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов не является разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации.
- Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Статья 29. Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов.
Получать у регистрирующего органа сведения о регистрации плательщиков страховых взносов в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, у налоговых органов - информацию о налогоплательщиках, включая сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Статья 69. Порядок обращения взыскания на имущество должника.
У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:
1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ №О валютном регулировании и валютном контроле».
Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала им известна при осуществлении их полномочий.
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ №О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Статья 13.2. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами.
В целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий привлечения и использования высококвалифицированных специалистов налоговые органы по запросу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции предоставляют информацию о начисленных и об уплаченных суммах налога на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов. Указанная информация используется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции исключительно в целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий привлечения и использования высококвалифицированных специалистов, предусмотренных настоящей статьей, и не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Порядок предоставления такой информации, в том числе в электронной форме, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
- Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
Статья 1. Судьи - носители судебной власти.
Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Статья 22. Полномочия прокурора.
Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ №О кредитных историях».
Статья 7. Хранение и защита информации.
Предоставление информации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.
- Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Статья 16. Статистическая отчетность и информация о занятости населения Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
Статья 7. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета.
Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Статья 13. Права, обязанности и ответственность страховщика
Получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия налоговых органов определены налоговым законодательством, в частности, ст. 31 Налогового кодекса РФ предусматривает права налоговых органов, а ст. 32 Кодекса определены обязанности налоговых органов. Кроме поименованных в ч. 1 ст. 32 Кодекса обязанностей, налоговые органы также должны соблюдать и иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно п.п. 4, 8, 12 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Таким образом, вышеприведенные положения Налогового кодекса РФ не предусматривают право налогоплательщика запрашивать и обязанность налогового органа предоставлять по запросу налогоплательщика информацию, касающуюся других налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе, о соблюдении последними налогового законодательства, данные их налоговой отчетности.
Следовательно, информация о налоговых обязательствах налогоплательщика, данные налоговой отчетности налогоплательщика составляют налоговую тайну и разглашению третьим лицам не подлежат.
Учитывая, что информация, за предоставлением которой обратился заявитель по настоящему делу, не предусмотрена ст.32 Налогового кодекса РФ, носит конфиденциальный характер, инспекция правомерно отказала в ее предоставлении по запросу заявителя.
Учитывая данные обстоятельства, суд не усматривает оснований для признания незаконным отказа межрайонной ИФНС России № по Республике Башкортостан в предоставлении информации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании выраженного в письме от 26.08.2016 года за исх.№12-34/01/12205 отказа в предоставлении информации в отношении ООО «Институт современного проектирования» незаконным и обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Башкортостан в 7-дневный срок предоставить конкурсному управляющему ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан» ФИО1 информацию в отношении ООО «Институт современного проектирования» – отказать.
Взыскать с ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 3000 рублей – сумму государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.
Судья Р.К.Кутлин