АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа
19 января 2009 года Дело № А07-20054/2008
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Бобровой С.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Главного государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору
к ООО «Строительная компания «Мир»
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 06 от 12.01.2008г.;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности № 19/06-08 от 19.06.2008г.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился Главный государственный инспектор г.Уфы по пожарному надзору с заявлением о привлечении ООО «Строительная компания «Мир» (далее – Общество) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Ответчик заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что ООО «Строительная компания «Мир» имеет лицензию № 2/20651 от 07.08.2007г., регистрационный номер 1050204256277 со сроком действия лицензии до 07.08.2012г. на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (л.д.22).
Как следует из материалов дела, 16 декабря 2008 года на основании распоряжения от 27.10.2008г. № 374-7 инспектором ОГПН г.Уфы ФИО1 проведена проверка качества выполненных работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Мир» на объекте ГОУ НПО ПУ № 52 имени М.А.Ферина Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что ООО Строительная компания «Мир» при производстве работ по монтажу установок пожарной автоматики - монтажа системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, автоматической пожарной сигнализации, нарушило лицензионные требования и условия, установленные подпунктом «г» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.10.2006г. № 625; пунктом 11.10, 2.2 РД 78.145-93. «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ»; пунктом 12.41, пунктом 1.1.3 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», РД 009-01-96. «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания», пунктом 3.22 НПБ 104-03. «Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах в зданиях и сооружениях», а именно:
- в акте приемки системы в эксплуатацию не указаны согласно приложению № 2 результаты измерений сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и сопротивления шлейфа сигнализации;
- монтажно-наладочная организация предварительно не уведомила контролирующий орган государственного пожарного надзора о начале работ на объекте по монтажу технических средств сигнализации;
- ручной пожарный извещатель в тамбуре основного выхода установлен на высоте 1,48 м от уровня пола при норме – 1,5 м;
- в подвале в гардеробной не предусмотрен проектом речевой пожарный оповещатель.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.12.2008г. и протокол об административном правонарушении от 16.12.2008г. № 2706 по факту совершения ответчиком правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
На основании ст.23.1 КоАП РФ Главный государственный инспектор г.Уфы по пожарному надзору обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Строительная компания «Мир» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензионные требования и условия – совокупность установленных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации требований и условий, выполнение которых является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст.2 Федерального Закона от 08.08.2001года № 128-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006г. № 625 утверждены Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров и Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Данные положения определяют порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также порядок лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствие с пп.«г» п.4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также пп.«е» п.4 Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.10.2006г. № 625, лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности являются в том числе, выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности – это установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» (далее – Правила) распространяются на производство работ по монтажу, наладке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию систем и комплексов охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила должны соблюдаться всеми монтажно-наладочными организациями, кооперативными и частными фирмами, выполняющими данные работы на объектах различных форм собственности.
В соответствии с пунктом 11.10 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» РД 78.145-93 прием технических средств сигнализации в эксплуатацию должен оформляться актом согласно обязательному Приложению 2.
Приложение 2 не содержит установленной формы акта о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию, а определяет требования к содержанию данного акта.
В ходе проверки установлено, что Обществом в нарушение данного требования в акте приемки системы в эксплуатацию не указаны результаты измерений сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и сопротивления шлейфа сигнализации.
Между тем, Обществом результаты измерения сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и сопротивления шлейфа сигнализации были оформлены, но отдельными актами от 12.09.2008г. В ходе проведения проверки инженер по кабельным системам ООО «Строительная компания «Мир» ФИО3 также пояснил, что акт измерения сопротивления изоляции будет передан отдельным документом по установленной форме (л.д.16).
Учитывая изложенное, суд считает, что Обществом требования п.11.10 РД 78.145-93 не нарушены.
В соответствии с требованиями п.2.2 РД 78.145-93 монтажно-наладочная организация должна предварительно уведомить подразделение охраны и контролирующий орган государственного пожарного надзора о начале работ на объекте по монтажу технических средств сигнализации.
В нарушение данного требования Общество перед началом работ на объекте по монтажу технических средств сигнализации предварительно не уведомило контролирующий орган.
В соответствии с п.1.13 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания» РД 009-01-96 установки пожарной автоматики, вводимые в эксплуатацию, должны соответствовать проектно-сметной документации (акты обследования), требованиям стандартов и других действующих нормативно-технических документов, а технические средства - иметь сертификаты соответствия и отвечать требованиям документации заводов-изготовителей.
Пунктом 12.41 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» предусмотрено, что ручные пожарные извещатели следует устанавливать на стенах и конструкциях на высоте 1,5 м от уровня земли или пола.
Как следует из акта проверки, ручной пожарный извещатель в тамбуре основного выхода установлен на высоте 1,48 м от уровня пола, то есть с нарушением вышеназванной нормы.
В ходе проведения проверки указанный факт нарушения законным представителем Общества подтвержден. Как следует из его объяснений, «ручной пожарный извещатель будет установлен на высоте 1,5 м» (л.д.16).
Довод Общества о том, что НПБ 88-2001 и РД 009-01-96 не регламентируют какая часть извещателя должна располагаться на уровне 1,5 м: нижняя или верхняя, судом отклоняется как основанная на неверном толковании норм права.
В соответствии с п.3.22 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах в зданиях и сооружениях» количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями п. п. 3.14 - 3.16 настоящих норм.
Как следует из рабочего проекта автоматической установки пожарной сигнализации, проектом предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей.
Из акта проверки, а также из рабочего проекта автоматической установки пожарной сигнализации следует, что в подвале Проектом речевой пожарный оповещатель не предусмотрен. Между тем, в подвале располагаются гардеробная и слесарные мастерские, в которых проводятся занятия с учениками с использованием различных инструментов. В связи с чем, уровень шума в данных помещениях существенно отличается от уровня шума в классах. Следовательно, довод Общества о том, что на первом этаже проектом предусмотрено 4 речевых оповещателя, которых достаточно для того, чтобы обеспечить уровень звука в подвале, судом отклоняется; в указанных помещениях (в подвале) должны быть расположены пожарные оповещатели.
Таким образом, Обществом нарушены требования п.2.2 РД 78.145-93. «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ»; п.12.41, п.1.1.3 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», РД 009-01-96. «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания», п.3.22 НПБ 104-03. «Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах в зданиях и сооружениях».
Судом на основании нижеследующего отклоняется довод Общества о том, что Руководящий документ «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» РД 78.145-93 не может применяться, поскольку не был зарегистрирован в установленном порядке.
В соответствие с Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также Положением о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.10.2006г. № 625, лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности являются в том числе, выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами.
РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» распространяются на производство работ по монтажу, наладке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию систем и комплексов охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила должны соблюдаться всеми монтажно-наладочными организациями, кооперативными и частными фирмами, выполняющими данные работы на объектах различных форм собственности.
ООО «Строительная компания «Мир», являясь специализированной организацией по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, должно соблюдать указанные Правила.
Из материалов дела следует, что Общество в своей деятельности также руководствуется указанными Правилами, что подтверждается, в том числе, рабочим проектом автоматической установки пожарной сигнализации № 27/1-06/1-АУПС для ПГОУ НПО ПУ № 52 имени М.А.Ферина по адресу: <...>.
Нарушение лицензионных условий является основанием для применения административной ответственности, установленной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Судом также отклоняется довод Общества о том, что ООО «Строительная компания «Мир» привлечено к административной ответственности по истечении срока давности привлечения, поскольку моментом начала течения срока давности привлечения к административной ответственности будет 16.09.2008г. – дата завершения работ по монтажу.
Согласно ч.1, 2 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Датой обнаружения правонарушения, совершенного ООО «Строительная компания «Мир» является 16 декабря 2008 года, когда была проведена проверка и составлен акт проверки, где зафиксированы нарушения требований нормативных документов, предусмотренных Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 625 от 25.10.2006г.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки от 16.12.2008г., протоколом об административном правонарушении от 16.12.2008г., объяснениями инженера по кабельным системам ФИО3
Согласно ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.
На основании изложенного суд считает, что имеются основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, требования п.2 ст.3.5, ст.ст.4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также разъяснения Конституционного Суда РФ, содержащиеся в постановлении № 14-П от 12.05.1998г., в котором отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, суд считает возможным применить минимальный размер штрафа в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Главного государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору удовлетворить.
Привлечь ООО «Строительная компания «Мир» (юридический адрес: 450009, <...>; фактический адрес: 450039, <...>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наложить на ООО «Строительная компания «Мир» (юридический адрес: 450009, <...>; фактический адрес: 450039, <...>, ИНН <***>) административный штраф в размере 30 000 руб.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по РБ (Главное управление МЧС России по РБ)
р/с <***>
БИК 048073001
ИНН Получателя 0278106433
КПП Получателя 027801001
ОКАТО 80401000000
Исполнительный лист выдать по истечении тридцати дней после вступления решения в законную силу в случае неуплаты штрафа в добровольном порядке.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С.А.Боброва