АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа
«02» ноября 2020 года Дело №А07-20176/2019
Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:
судьи Ахметовой Г.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калмантаевой А.Т.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>; ОГРН <***>; 450098, <...>)
к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (ИНН <***>; ОГРН <***>; 450076, <...>)
об оспаривании представления от 15.04.2019г. №0100-21-06/2852
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан,
Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
при участии:
от Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: ФИО1, доверенность от 15.09.2020г., служебное удостоверение;
от Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан: ФИО2, доверенность от 17.12.2018г., служебное удостоверение;
от Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: ФИО1, доверенность от 01.11.2019г., ФИО3, служебное удостоверение;
от Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте суда.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ без участия Финансового управления Администрации ГО г. Уфа РБ.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – ответчик, УФК по РБ, Управление) от 15.04.2019г. №0100-21-06/2852 (далее - оспариваемое представление).
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – УКХиБ Администрации), Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Финуправление Администрации).
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, считая оспариваемое представление законным и обоснованным.
Представитель УКХиБ Администрации поддержал позицию заявителя по доводам, изложенным в отзыве и в дополнениях.
Финуправление Администрации явку в судебное заседание своего представителя не обеспечило, письменные пояснения по делу не представило.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан в период с 18.01.2019 по 27.02.2019 года в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан проведена внеплановая камеральная проверка использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ формирования современной городской среды за период: с 01.01.2017г. по 31.12.2017г.
По результатам проверки ответчиком составлен акт камеральной проверки от 27.02.2019г. и вынесено представление от 15.04.2019 г. № 0100-21-06/2852.
В ходе камеральной проверки УФК по РБ выявлено, что в 2017-м году Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не обеспечен контроль за целевым использованием средств субсидий, выделенных на реализацию мероприятий по благоустройству общественной территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, предусмотренных Муниципальной программой «Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.05.2017 №519.
Согласно оспариваемому представлению, от Администрации требовалось рассмотреть информацию о выявленном нарушении, а также принять меры по возврату предоставленных средств бюджета в размере 8117409,55 руб., использованных не по целевому назначению, на лицевой счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в целях последующего перечисления в доход федерального бюджета до 01 июля 2019 года.
О результатах исполнения данного представления от 15.04.2019г. №0100-21-06/2852 заявителю следовало проинформировать Управление до 01 июля 2019 года.
В разделе «Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием представления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи)» представления Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 15.04.2019 г. №0100-21-06/2852 содержится следующее.
Статья 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункт 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017г. №169, пункт 11 Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.03.2017г. № 88, раздел 3 приложения № 2 к Муниципальной программе «Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.05.2017г. № 519, пункты 1.2, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.14, 4.2.16 Соглашения от 17.05.2017г. № 157 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.
В оспариваемом представлении приведен перечень документов, подтверждающих нарушение:
муниципальный контракт от 25.08.2017 № 0301300247617000638-01, локальный сметный расчет № 1 на «Устройство поливочного трубопровода», локальный сметный расчет № 2 на «Ремонт асфальтобетонного покрытия», локальный сметный расчет № 3 на «Строительно-монтажные работы», локальный сметный расчет № 4 «Пусконаладочные работы», протокол соглашения о цене контракта, протокол заседания Технического совета УКХиБ Администрации г. Уфа Республики Башкортостан по ремонту территории парка Кашкадан городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.11.2017, локальный сметный расчет № 1 на уточненные объемы выполнение работ по устройству поливочной трубопровода, локальный сметный расчет № 2 на уточненные объемы выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия, локальный сметный расчет № 3 на уточненные объемы выполнение работ по строительно-монтажным работам, справка о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3) от 29.11.2017 № 1, акт приемки выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) от 29.11.2017 № 1/1, акт приемки выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) от 29.11.2017 № 1/2, акт приемки выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) от 29.11.2017 № 1/3, акт приемки выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) от 29.11.2017 № 1/4; муниципальный контракт от 27.11.2017 № 0301300247617001076-01, протокол заседания Технического совета УКХиБ Администрации г. Уфа Республики Башкортостан по ремонту территории парка Кашкадан городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.11.2017, локально-сметный расчет на уточненные объёмы выполнение работ строительно-монтажные работы, счет-фактура от 08.12.2017№ 45, справка о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3) от 08.12.2017 № 1, акт о приемке выполненных работ от 08.12.2017 № 1/1, акт приемки выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) от 08.12.2017 № 1/2, акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) от 08.12.2017 № 1/3, платежное поручение от 22.12.2017 № 141675, заявка на кассовый расход от 22.12.2017 №1162, платежное поручение от 22.12.2017 № 141676, заявка на кассовый расход от 22.12.2017 № 1161.
Администрация, не согласившись с представлением Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 15.04.2019 г. №0100-21-06/2852, полагая его принятым с нарушением норм законодательства, а свои права нарушенными, обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными (незаконными) является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч.5 ст. 200 АПК РФ).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В пункте 2 статьи 266.1 БК РФ установлено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092).
При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункта 68 Правил N 1092).
Из материалов дела следует, что Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан вынесен приказ от 15.01.2019 N 3 о назначении внеплановой камеральной проверки Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан по теме контрольного мероприятия: проверка использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ формирования современной городской среды за период: с 01.01.2017г. по 31.12.2017г.
По результатам проверки ответчиком составлен акт камеральной проверки от 27.02.2019г. и вынесено представление от 15.04.2019 г. № 0100-21-06/2852.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан указывает, что согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования бюджетных средств лежит принцип адресности и целевого характера таких средств.
Заказчиком выполнения работ по ремонту территории парка Кашкадан, вошедшего в Муниципальную программу «Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.05.2017г. № 519 (далее – Программа), выступало Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа РБ.
Цели выделения бюджетных средств определяются кодами бюджетной классификации, указанными в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях.
Субсидии на поддержку муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан» по общественным территориям выделены по следующему коду классификации расходов бюджета:0503/732/26/Г/01/R5550/244/225.2/РП.88.17.1//12029, где Г/01/R5550 – целевая статья расходов «Поддержка государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирование современной городской среды».
Субсидии, выделенные на поддержку муниципальной программы формирование современной городской среды, направлены на благоустройство парка Кашкадан, вошедшего в Программу.
Актом выездной проверки Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.04.2018г. при проверке соблюдения принципа адресности и целевого характера, принципа эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2017 году на поддержку муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан», нарушений не установлено.
Также согласно вышеуказанному Акту от 28.04.2018г., при выборочном контрольном обмере фактически выполненных работ по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 29.11.2017г., от 29.11.2017г., от 29.11.2017г. завышения объемов работ не выявлено.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Перечень принципов приведен в ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со ст. 34 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно п. 3 статьи 132 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Между Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан заключено Соглашение от 17.05.2017г. № 157.
Согласно пункту 4.2.16 Соглашения, Администрация обязуется обеспечить в установленном порядке возврат Субсидии в случае ее нецелевого использования и (или) нарушения условий ее предоставления, определенных Постановлением (№ 169 от 10.02.2017г.) и настоящим соглашением.
Пунктом 2.3. раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидии» Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год от 17.05.2017г. № 157 установлено:
«2.3. Условием предоставления Субсидий является наличие утвержденной муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год, предусматривающей условие финансового участия собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее - заинтересованные лица), в реализации мероприятия по благоустройству дворовых территорий в рамках минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству. При этом доля финансового участия заинтересованных лиц должна составлять не менее 5 % от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома».
Таким образом, в пункте Соглашения, который содержит условия и порядок предоставления субсидии на поддержку Программы, общественные территории не упоминаются. Следовательно, условия предоставления субсидии на благоустройство общественных территорий не нарушены.
В соответствии с Соглашением от 17.05.2017г. № 157, разделом «5. Ответственность сторон», пунктом 5.2. предусмотрено следующее: «Администрация в соответствии с законодательством несет ответственность за целевое и эффективное использование денежных средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан для финансирования мероприятий по благоустройству дворовых территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан, основанных на местных инициативах». В данном пункте не упоминается об ответственности за целевое и эффективное использование средств по общественным территориям.
Исходя из этого, нарушения ст. 132 БК РФ со стороны Администрации г. Уфы не усматривается.
В представлении УФК по РБ от 15.04.2019 г. № 0100-21-06/2852 имеется ссылка на пункт 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 169.
Данный пункт содержит следующее: «2. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в 2017 году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий».
Из представленных материалов следует то, что выделенные Администрации г. Уфы средства были направлены на работы по благоустройству парка Кашкадан, входящего в Программу.
В представлении УФК по РБ имеется ссылка на пункт 11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РБ № 88. Данный Порядок распространяется на предоставление и распределение субсидий из бюджета Республики Башкортостан. В Представлении от 15.04.2019 г. № 0100-21-06/2852 установлена обязанность о возврате субсидии из бюджета Российской Федерации, в связи с чем, ссылка на пункт 11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РБ № 88, не имеет под собой оснований.
Пунктом 4.2.2 Соглашения № 157 предусмотрено: «Направлять средства, выделенные из бюджета Республики Башкортостан, на реализацию муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год». Как установлено материалами проверки выделенные средства были направлены только на реализацию Программы.
Пунктом 27 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды», утвержденных постановлением Правительства РФ № 169 от 10.02.2017г. (далее – Правила), предусмотрены случаи, когда субсидия из федерального бюджета подлежит взысканию в доход федерального бюджета, это – в случае ее нецелевого использования и (или) нарушения субъектом РФ условий ее предоставления, в том числе в случае несоблюдения субъектом РФ обязательств, предусмотренных подпунктом «д» пункта 10 Правил. Всего предусмотрено три случая, когда средства подлежат взысканию.
Первое – нецелевое использование. В части Представления, где прописаны «Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи)» нет ссылки на ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ, касающейся принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. Кроме того, актом от 28.04.2018 г. УФК по РБ при проверке соблюдения принципа адресности и целевого характера, принципа эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2017 году на поддержку муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан» нарушений не установлено. Таким образом, имеются основания полагать о том, что нецелевое использование средств отсутствует.
Второе - нарушения субъектом РФ условий предоставления субсидии. Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением № 169, предусмотрены следующие условия предоставления субсидии из федерального бюджета:
«а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в рамках государственной программы субъекта Российской Федерации на 2017 год расходного обязательства субъекта Российской Федерации по софинансированию расходных обязательств, возникающих при выполнении в 2017 году органами местного самоуправления муниципальных программ, в объеме не меньшем, чем объем, необходимый для обеспечения предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета согласно приложению № 1». Софинансирование за счет средств республиканского бюджета в данном случае было обеспечено.
«б) заключение до 1 марта 2017г. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил (далее - соглашение);».
В п.10 Правил предусмотрено следующее: «10. Предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения, составленного в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации». Такое Соглашение было заключено.
«в) возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»».
Пункт 16 Правил, утвержденных постановлением № 999, предусматривает возврат средств при нарушении субъектом обязательств по достижению результатов использования субсидий. Пункт 19 этих же Правил связан с капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности.
В оспариваемом представлении УФК по РБ отсутствует указание на не достижение установленных целей.
Третье - несоблюдение субъектом РФ обязательств, предусмотренных подпунктом «д» пункта 10 Правил, который предусматривает следующее:
«обеспечить утверждение не позднее 15 марта 2017 г. государственной программы субъекта Российской Федерации на 2017 год (корректировку действующей государственной программы субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, предусматривающей софинансирование за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации муниципальных программ на 2017 год и содержащей правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ на 2017 год (далее - субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации), соответствующие требованиям, установленным пунктом 11 настоящих Правил». Муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» своевременно разработана и утверждена, требования выдержаны;
«обеспечить разработку органами местного самоуправления - получателями субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации проектов муниципальных программ на 2017 год (проектов изменений в действующие муниципальные программы на 2017 год) в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 12 настоящих Правил, и не позднее 25 мая 2017г. - утверждение муниципальных программ на 2017 год (корректировку действующих муниципальных программ на 2017 год) в соответствии с требованиями пункта 13 настоящих Правил». Программа разработана в соответствии с вышеуказанными пунктами Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017г. № 169 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее – Правила предоставления федеральной субсидии). Тем же постановлением установлено, что разъяснения по применению Правил возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой РФ).
В соответствии с вышеуказанными Правилами приказом Минстроя РФ от 21.02.2017г. № 114/пр утверждены методические рекомендации по подготовке государственных (муниципальных) программ формирование современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2017 год (далее – Методические рекомендации).
В Методических рекомендациях даны подробные разъяснения по разработке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год.
Пунктом 3.3.3. Методических рекомендаций предусмотрено следующее:
«3.3.3. В целях обеспечения соблюдения требований пункта 13 Правил предоставления федеральной субсидии в муниципальные программы рекомендуется включать:
- объем средств муниципального бюджета (с учетом предоставленной субсидии), направляемых на финансирование мероприятий муниципальной программы, в том числе объем средств, направляемых на финансирование мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов;
- минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, соответствующий перечню, установленному Правилами предоставления федеральной субсидии, с приложением визуализированного (фото) перечня образцов элементов благоустройства, предполагаемых к размещению на дворовой территории;
- дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, соответствующий перечню, установленному региональной программой;
- форму и минимальную долю финансового и (или) трудового участия заинтересованных лиц, организаций в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение о таком участии;
- форму и минимальную долю финансового и (или) трудового участия заинтересованных лиц, организаций в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий в размере, установленном субъектом Российской Федерации;
- нормативную стоимость (единичные расценки) работ по благоустройству дворовых территорий, входящих в состав минимального перечня таких работ, рассчитанную в соответствии с действующими нормативными актами. При этом указанные расценки могут быть рассчитаны муниципальным образованием самостоятельно или с привлечением специализированных организаций (например, центры ценообразования);
- порядок аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовых территорий, и механизм контроля за их расходованием, а также порядок и форма участия (финансовое и (или) трудовое) граждан в выполнении указанных работ (в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о таком участии).При этом указанный порядок должен предусматривать открытие муниципальным унитарным предприятием или бюджетным учреждением или организацией, уполномоченными органом местного самоуправления (далее - уполномоченное предприятие), счетов для перечисления таких средств в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее 20 миллиардов рублей, либо в органах казначейства, необходимость перечисления средств в установленные сроки, а также необходимость ведения уполномоченным предприятием учета поступающих средств в отношении многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству, ежемесячное опубликование указанных данных на сайте органа местного самоуправления в сети Интернет и направление их в этот же срок в адрес общественной комиссии, создаваемой в соответствии с Правилами предоставления федеральной субсидии;
- порядок включения предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу, исходя из даты предоставления таких предложений при условии их соответствия установленным требованиям;
- порядок разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов благоустройства дворовой территории, включенной в муниципальную программу, с включением в него текстового и визуального описания проекта благоустройства, перечня (в том числе в виде соответствующих визуализированных изображений) элементов благоустройства, предполагаемых к размещению на соответствующей дворовой территории;
- условие о проведении мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- адресный перечень дворовых территорий, общественных территорий, подлежащих благоустройству, сформированный на основании предложений граждан, одобренных в порядке, установленном муниципальным образованием (применительно к общественным территориям - прошедших общественное обсуждение).
Предложения граждан по включению дворовых территорий в муниципальную программу, подготовленные в рамках минимального перечня работ, могут включать все или несколько видов работ, предусмотренных минимальным перечнем работы.
При представлении предложений гражданами по включению дворовых территорий в муниципальную программу, подготовленных в рамках дополнительного перечня работ, предоставление предложений в рамках минимального перечня не является обязательным.
В качестве возможных проектов благоустройства общественных территорий могут быть предложены для обсуждения и благоустройства следующие виды проектов и территорий:
- благоустройство парков/скверов/бульваров;
- устройство освещения улицы/парка/сквера/бульвара;
При этом, пункт 3.3.3 не содержит рекомендаций, связанных с перечнем видов работ по общественным территориям.
Обязательные требования о наличии в муниципальных программах минимального и дополнительного перечней работ, исходя из Правил, Методических рекомендаций, Соглашения от 17.05.2017 г. № 157, относятся к благоустройству дворовых территорий. Парк Кашкадан городского округа город Уфа Республики Башкортостан является общественной территорией.
Доводы ответчика подлежат отклонению как необоснованные и как основанные на неверном толковании законодательства.
Ссылка ответчика на судебную практику по делу А07-9915/2019 не может быть принята во внимание, поскольку выводы судов сделаны при иных конкретных обстоятельствах дела.
В силу ч.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. На основании изложенного суд считает, что оспариваемое представление является недействительным.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>; ОГРН <***>; 450098, <...>) удовлетворить.
Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 15.04.2019г. №0100-21-06/2852.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru.
Судья Г.Ф. Ахметова